Презентация по внеклассной деятельности Роль классного руководителя в современной образовательной среде


Творческая работа конкурсанта Дандаровой Валентины Бальжировныучителя начальных классов по теме «Роль классного руководителя в современной образовательной среде» г. Якутск, 2010 Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Якутска –имени Л.А.Колосовой»(с углубленным изучением отдельных предметов)городского округа «город Якутск» Гипотеза Если я в своей педагогической деятельности буду руководствоваться должностными обязанностями классного руководителя и своим жизненным кредо, то возможно, стану хорошим наставником. Должностные обязанности классного руководителя Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.Осуществляет изучение личности обучающегося, его склонностей, интересов.Создает благоприятную среду и морально-психологический климат для каждого обучающегося.Способствует развитию общения. Помогает решать проблемы, возникающие в общении с учителями, товарищами, родителямиНаправляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося.Осуществляет помощь в учебной деятельности. Содействует в получении дополнительного образования через систему кружков, секций, объединений.В соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни обновляет содержание жизнедеятельности коллектива класса.Соблюдает права и свободы учащихся,несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса.Совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни.Работает в тесном контакте с учителями,родителями(лицами,их заменяющих) Эссе «Мое педагогическое кредо»«Оставить след добрых дел» Если посмотреть на синее небо в ясный день, то можно увидеть где-то высоко маленький самолетик, за которым тянется по всей синеве белый переливающийся шлейф. Подобно этому самолету есть люди на земле, которые оставляют после себя след добрых дел и доброй памяти. Есть в Бурятии село Алтачей, что в переводе означает «Золотое». А в ней – средняя общеобразовательная школа, где у меня, семилетней девочки зародилась мечта: вырасти и стать учительницей. Я завороженными глазами смотрела на свою первую учительницу Валентину Андреевну и хотела быть похожей на нее. Больше вопрос о выборе профессии передо мной не поднимался. Хотя уже на пороге выпускного класса, опытные люди старались отговорить меня от поступления в педагогическое учебное заведение, т.к. материальные перспективы и блага - маловероятны. Но юную девушку было трудно убедить отказаться от своей мечты, потому что я ей была верна.Учеба в педагогическом училище давалась мне легко, педагогические практики оценивались на «отлично». В последующем учеба в институте. Моя педагогическая деятельность началась в 1983 году в СОШ №19 г. Улан-Удэ. С тех пор прошло 25 лет. И вот, уже в зрелом возрасте, с достаточно жизненным и профессиональным опытом, часто задумываюсь над вопросом: «Остался ли от меня след добрых дел и доброй памяти?» Начальная школа-это первая ступень, когда прививается либо ненависть, либо любовь к школе. У учителя начальных классов огромная ответственность, ведь он стоит в начале становления Человека. Победы радуют и придают силы , ошибки огорчают. Ошибки трудно исправлять, особенно ошибки, допущенные в самом начале поступления ребенка в школу. Ведь ребенок это не бумага, на которой ошибку можно стереть.Какими же качествами и талантами должен обладать учитель современной начальной школы? Прежде всего, это талант педагогический. Он очень редко встречается, реже, чем актерский, но очень важен в профессии учителя и артистизм, т.к. каждый день в школе должен быть праздничным и радостным. А дальше – это очень трудное качество: умение сохранить естественность и простоту в общении с детьми, не быть заносчивой и пафосной, но вместе с тем уметь держать дистанцию с детьми. Педагог должен обладать «талантом ученичества». Это сказал педагог- профессор Зиновий Яковлевич Корогородский, главный режиссер ТЮЗа. Ведь каждый новый ребенок, каждый новый первый класс-это новый подход и новый взгляд , надо суметь забыть все шаблоны, каждый раз надо открывать новые законы общения ,надо мобильно перестраиваться, уметь признавать свои ошибки и не чувствовать перед этим страха, надо уметь отчего-то отказываться и вместе с тем подобно ребенку привносить что-то новое и радоваться новым открытиям. Это слагаемое можно назвать «психологической защищенностью», когда надо перешагнуть через свои эмоции. Как важно не сломиться от материальных и бытовых трудностей, не озлобиться, не впасть в отчаяние и сохранить верность своей мечте, своему педагогическому кредо: «Оставить след добрых дел». Время летит быстро. Первые мои выпускники стали мамами и папами. Я их помню и с теплотой вспоминаю о них. Например, Архипов Глеб (он был в классе самым младшим, но очень умным и развитым мальчиком) научил меня находить и вносить в урок творческие минуты. Для меня важно то, что мои выпускники не потерялись в большом, взрослом мире, не свернули с правильного пути и, самое главное, не потеряли человечность. И вновь я спешу в школу, чтобы девочки и мальчики, как маленькие исследователи, постигали тайны наук, под моим руководством. «Восточная мудрость гласит: если небо насылает беду, то от этого можете защититься; если же беда внутри нас, защиты нет».Главная задача программы заключается в создании условия, в результате которого формируется внутренняя необходимость жить и учиться в дружном классном коллективе, где каждый ее член чувствует себя комфортно. Компоненты программы «Лестница успеха» 4 класс-мы выпускники 3класс-это серьезно 2класс-мы люди взрослые, не малыши 1 класс- основа успешности Основополагающий принцип К.Д. Ушинский «Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда его не обманывайте…» Понимание важности событияЕдинство целей и задачСовместная творческая деятельность Цель – создать условия для формирования дружного классного коллектива Задачи: Организация разнообразной , творческой, личностно- и общественно значимой деятельности детей в классе как модели, образа будущей жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанниковСоздание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников;Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого его члена;, Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, приобретения социального статуса;, Создание условий и оказание помощи в поисках ценностей и смысла жизни;, Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, приемам самоуправления; Беседа;Лекции;Анкетирование;Игры;Личный пример взрослых Формы: Классные часыВстречиТренингиКоллективные творческие делаАкции Программа предназначена: Для организации классного детского коллектива младшего школьного возраста и направлена на формирование и воспитание чувства коллективизма, устойчивой положительной эмоции к процессу познания окружающего мира, себя ;Обеспечение охраны прав детей в процессе жизнедеятельности;Для предупреждения асоциального поведения детей;Для формирования учащихся с устойчивым внутренним миром и собственной позицией;На сохранение привычных устойчивых форм взаимодействия взрослого и ребенка в контексте требований общешкольных требований. «1 класс- основа успеха» Точка, точка, запятаяВышла рожица смешнаяРучки, ножки, огуречек,Получился человечек…Что увидят эти точки?Что построят эти ручки?Далеко ли эти ножки уведут его?Как он будет жить на свете?Мы за это все в ответе. I Ступень программы предназначена для работы с детьми 6-7 лет и направлена на отработку умений следовать групповым нормам и ценностям, выработка основы чувства безопасности в новом большом коллективе “Школа” Комплексная работа по программе. I Ступень - «1 класс- основа успеха» поможет:Излагать мысли так, чтобы быть услышанным и понятым другими и умением слушать.Научиться стесняться плохого и не стесняться хорошего.Быть простым, открытым и отзывчивым человеком.Формировать мнение: « Учиться надо весело».Реализация I Ступени по программе.Психологическое изучение детей в форме игровых тестов с целью изучения уровня подготовленности детей и сохранности уровня интеллекта, недопустимости педагогических ошибок. Результаты тестирования сообщаются родителям детей..Воспитание здоровой личности через игры, на которых детей учат дружбе, уступчивости, справедливости . Выявить детей из неблагополучных семей, социально-незащищенных и адаптировать к совершенным условиям.Темы занятий:«Оглянись вокруг»;«Быть счастливым на земле»;«Искорка правды и добрая весть» и т.д.Совместные дела с родителями с целью развития коллективизма и сотрудничества.Формы работы:Сочинение сказок о добре и зле; Посещение спектаклей и театров и т.д. 3) Конкурсы, КВНы, олимпиады, проекты. Медицинское обследование детей с целью выявления уровня здоровья детей и необходимых мер по профилактике укрепления иммунитета.Темы занятий:Занятия ЛФК; Характеристика класса к концу первого года обучения В классе 17 мальчиков и 12 девочек. По итогам психологического тестирования выявлен средний уровень развития и подготовленности учащихся (4балла).Группа успеха-10, Группа риска-8Девиантное поведение-7На учете в ПДН-2Сироты-0,неполная семья-5, с отчимом-6Многодетная семья-1Сохранность мотивации к обучению-100%Задачи на новый год обучения: продолжить работу по созданию условий для комфортного обучения учеников, продумать систему работы с учениками девиантного поведения. «Возьмемся за руки друзья,чтоб не пропасть по одиночке».II Ступень предназначена для работы с детьми 7-8 лет и направлена на адаптацию и социализацию детей в коллективе, на умение противостоять чужому мнению. Комплексная работа по программе: II Ступень поможет учащимся:Сформировать представление о важности и необходимости соблюдения в мире людей, общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм;В создании классного актива, деятельность которых поможет быть устойчивыми и уверенными в любых ситуациях, быть ответственными к поручениям.Продолжить работу с детьми девиантного поведения, из неблагополучных и социально – незащищенных семей к совершенным условиям.Организовать социальное сопровождение процесса обучения и воспитания. «Мы второклассники – мы люди взрослые, не малыши» Реализация II Ступени по программе: Ролевые игры с созданием трудных жизненных ситуаций;Анкетирование и тестирование Привлечение школьного психологаИспользование наглядного материала, при проведении уроков.Организация работы с родителями для проведения различных мероприятий с целью оздоровления классного микроклимата, положительного отношения к учебному процессу. Круглый стол с родителями по теме: «Выбор стратегий поддержки».Темы занятий:«Помоги себе сам»;Уроки «Школа безопасности».«В нашей жизни достаточно красоты»;«Как улучшить жизнь на земле» и т.д. Диагностика положительной мотивации к обучению Анкетирование 1.Умел ли ты читать до школы?2.Хорошо ли читаешь сейчас?3Нравиться ли учиться в нашем классе?4.Есть ли у тебя любимый предмет?5.Есть ли у тебя в классе друг?6.Есть ли у тебя интересы вне школы?7.Считаешь ли себя воспитанным человеком?Результат анкетирования:1.Уровень мотивации к обучению-100%2. Умение дружить-100%3.Развитие учебных навыков-100%Задачи: провести работу по развитию и расширению круга интересов у учащихся, вовлечение в кружки, секции, и т.д. ДА Нет 19 10 27 2 28 1 29 0 29 0 20 1 19 10 II место в конкурсе «Самый классный класс»I место в школьном проекте «Лучший родительский комитет»II место в школьном конкурсе «Золотая осень»III место в конкурсе, посвященном юбилейной дате Н.Н. НосоваI место в спортивном соревновании «Веселые старты»II место в конкурсе «Языкознание» (немецкий язык)Родительское собрание – 7 Родительский комитет – 25Экскурсия – 4Выходы - 10Утренники, праздники – 10Конкурсы – 8Олимпиады (классные) – 2 - (школьные) – 2 Актив класса Новочуб Катя- библиотекарьЦыбуляк Илья- спорт.секторИванова Турчана – командир группыЭртюкова Катя - санитарБирюков Андрей – помощник командираАгафонов Тимур- учебный секторАфанасьева Марина – редколлегияТимофеев Максим - затейник Томтосов Алеша – командир группыМосквитин Сережа – спортивный секторАммосов Максим – затейникТрушкова Алла – помощник командираДорофеева Яна – санитарКурчатова Ира – цветоводПортнягин Иван - редколлегия Мардин Евгений – командир группыАйтышева Анна – помощник командираГерасимова Маргарита – цветоводЧукров Айар – затейникЯрыгин Гриша – спорт.секторБочкарев Богдан – редколлегияКохан Александр - библиотекарь Чикир Илья – командир группыИванова Лили – цветоводСеменова Керечена – санитарМарков Денис – учебный секторПетров Егор – редколлегияАммосов Денис – спорт.секторГоловко Георгий - затейник «Ах, как весело в школе!» «Школа – это серьезно,На них не надо закрывать глаза»III Ступень предназначена для работы с учащимися 8-9 лет, для создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях. 3 класс-это серьезно Перспективный план Комплексная работа по программе: III Ступень позволит:Формировать жизненные установки личного и общественного здоровья.Формировать потребности в ежедневных занятиях спортом.Формировать четкую позицию в отношении к негативным явлениям и факторам.Соблюдать простые нормы здорового образа жизни. Развитие личности Формирование жизненных установок Здоровье Семья Образование Мышление Реализация III Ступени по программе: Ведется:По программам:Проблема профилактики девиантного поведения учащихсяПроблемы семейного воспитания.Через работу спортивных секций:Волейбол;Баскетбол;Футбол;Плавание;Каратэ;Теннис;Шахматы;Хоккей.Медицинское обследование учащихся с целью наблюдения за здоровьем детей в процессе обучения. На смотре строя и песни Постановка кукольного спектакля «Умное тесто» Наша гордость Дорофеева Яна – многократная чемпионка по шахматам в городе, республике, дальневосточном регионе «Откинув бремя повседневностиВ ночной целительной глуши,Перебираю драгоценности,Хранимые на дне души».IV Ступень предназначена для работы с подростками 9-10 лет и направлена на сохранение здоровья, решение социальных проблем мирным путем, развитие гармонично-развитой личности и открытия всех доступных каналов помощи. 4 класс – выпускники начальной школы Комплексная работа:IV Ступень поможет ученикам:Поддерживать душевное и физическое здоровье в себе и окружающих.Развить понимание сопричастности к тяжелым социальным проблемам современного общества.В ситуации риска, соблазна, содействовать формированию культуры, здорового образа жизни, сохранению и приумножению здоровья нации.Подготовить к успешному преодолению адаптационного периода в среднем звене.Реализация IV Ступени по программе:Встречи с врачами, представителями ОППН и т. д. Театр.Работа по программам: - Образование и здоровье школьников РС(Я).- Формирование жизненных ценностей. Прогнозируемый результат Уменьшение количества детей девиантного поведения;Отсутствие отрицательного отношения к школе;Массовое занятие учащихся в спортивных секциях и клубах;Повышение успеваемости в школе;Возникновение у учащихся интереса гармоничного отношения среди окружающих;Активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;Сосредоточенность внимания на том, что происходит во вне, в противовес ориентации только на внутренний мир;Озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;Способность к глубокому пониманию жизни;Установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;Способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения;Умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов;Открытое и честное поведение во всех ситуациях;Способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;Приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;Умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ Ведется: классным руководителем ,психологами;представителями общественных организаций:ОППН;Родительская общественность:Педагогами дополнительного образованияФормы работы с родителями:Консультирование родителей Лекторий для родителейПосещение родителями групп встреч и организация дискуссий в семейных группах вашему вниманию предлагаю совместную творческую работу в Power Point классного руководителя Дандаровой В.Б., родителей и учащихся по созданию видеоролика «В первый раз», посвященного юбилейной дате нашей родной школы № 33. Целью данной работы является сохранение ярких исторических моментов первого года обучения, творческих дел и побед. На пороге выпуска из стен школы, ученикам этот фильм напомнит им о нашей первой ступени на «Лестнице успеха». Уважаемое жюри,