Стихи на уроке химии? Это возможно!

Раздел «Педагогическая копилка»
Феклисова Ольга Витальевна,
учитель химии МОУ Лицей № 41

Стихи на уроке химии? Это возможно!

При изучении любого предмета крайне важной является межпредметная связь с другими науками, которые изучают учащиеся. Так, при изучении химии очень часто прослеживаются межпредметные связи с математикой, биологией, физикой и географией, то есть предметами естественно-математического цикла. Однако возможна на уроке интеграция и с литературой. Использование литературных загадок, стихов при изучении нового или закреплении пройденного материала развивает логическое мышление учащихся, а также способствует их эвристической деятельности на уроке.
Образцы такого использования стихотворных строк достаточно часто встречаются в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для уроков и внеклассных мероприятий по неорганической химии, но очень мало – по органической химии. Вашему вниманию предлагается один из этапов обобщающего урока о важнейших химических свойствах органических веществ и их взаимопревращениях «Генетическая связь между основными классами органических соединений». На этом уроке используются задания в стихах (составленные автором данной статьи).
Для систематизации знаний на уроке учащимся предлагается выполнить задание в группах (по вариантам): составить уравнения химических реакций, о которых говорится в стихах, определить тип реакции и заполнить соответствующую строку в таблице на доске и у себя в тетради.
Типы химических
реакций


Классы веществ





Другие типы реакций


































































ГРУППОВАЯ РАБОТА
Задания для групп:
I ВАРИАНТ
Для алканов характерны
Цепные реакции – замещения,
Еще горения и разложения:
Это крекинг и дегидрирование
Они могут «изгибаться»,
То есть изомеризоваться.
Они способны окисляться
Под действием катализатора,
При этом могут получаться
Альдегиды и спирты,
И карбоновые кислоты.
В нефти, газе алканы найдем
В количестве очень большом.
Чтобы метан получить,
В воду бросим алюминия карбид.
Чтобы другой алкан получить -
реакцию Вюрца придется выучить.

II ВАРИАНТ
Алкены и алкины пи-связи все имеют. На практике мы видим, что они умеют:
Присоединять хлор и водород, воду и галогеноводород.
Бромную воду осветляют, т.к. бром присоединяют.
Распознать их каждый рад - они обесцвечивают перманганат.
Особенность их применения - полимеризоваться умение;
Получаем мы без меры разнообразные полимеры.
Еще они сгорают. А как их получают?
Чтобы ацетилен получить, в воду бросим кальция карбид.
Отнимая у спирта воду, получаем этилена много.
У алканов водород отщепляем, алкены и алкины получаем.

III ВАРИАНТ
Спирты многим симпатичны - при горении энергичны,
Легко окисляются - в альдегиды и кислоты превращаются.
От алканолов вода отщепляется простые эфиры или алкены получаются.
Спирты не пропускают ток, но замещается металлами водород.
И важная реакция – этерификация, необходимы миру сложные эфиры.
Гидроксогруппу можно заместить - галогеноалкан получить.
И еще информация - возможна обратная реакция,
Если взять щелочи раствор водный, получим спирт, какой угодно.
Если хотите спирт получить, альдегиды и кетоны нужно восстановить,
Глюкозы провести брожение, или к алкену воды присоединение.
Помнить должен каждый: этанол - яд страшный!
Но в промышленности без него будет очень нелегко.

IV ВАРИАНТ
Бензол - арен, циклический, со связью ароматической.
Он хороший растворитель, только очень он токсичен.
Получают его ароматизацией и тримеризацией.
Из циклоалкана его получают, из нефти и угля добывают.
Бензола превращения - реакции замещения
В присутствии инициатора - катализатора:
Нитрование, галогенирование, сульфирование, алкилирование.
Если очень постараться, к бензолу Н2 и С12 присоединятся.
Калия перманганат изменить вещество всегда рад:
Но бензол не окисляется, а толуол в бензойную кислоту превращается.

V ВАРИАНТ
Вам знакомы альдегиды и кетоны?
Жидкие и газообразные, для человека опасные.
Уксусный альдегид для организма очень ядовит:
В печени спирт окисляется, и человек отравляется.
В промышленности спирты окисляют
Или водород отщепляют альдегиды получают.
У метаналя важная реакция - с фенолом поликонденсация.
Из альдегидов получаем спирты и карбоновые кислоты.
Очень важно знать, чем альдегиды окислять:
Реакция реальная - пробирка вся зеркальная;
Меди гидроксид альдегид в кислоту превратит.

VI ВАРИАНТ
Метановая кислота по характеру не проста.
Как и в кислоте другой, водород замещается на металл любой.
Оксиды и соли в ней растворяются, индикаторы при встрече изменяются.
Со щелочью - нейтрализация, со спиртом - этерификация.
Но, вот удивление, с оксидом серебра - окисление.
И меди гидроксид подтвердит: похожа она на альдегид.
А концентрированная серная кислота
Отберет воду у нее без труда.

VII ВАРИАНТ
Из пропена и бензола
Способом кумольным
Ацетона и фенола мы получим много.
Фенол в отличие от спиртов
Диссоциировать готов.
Запомни навсегда: Фенол - слабая кислота.
С металлами и щелочами водными
Проявляет свойства кислотные.
Водород в бензольном кольце легко замещается,
Но фенол не окисляется.
Чтобы фенол отличить –
Хлорид железа (III) надо прилить.
В результате выполнения данного задания у учеников должны быть составлены уравнения химических реакций и заполнена таблица следующим образом:
Типы химических
реакций


Классы
веществ
горение
каталитическое окисление
замещения
присоединения
отщепления
Другие типы реакций

Алканы
+
+
+

+
Изомеризация, разложение

Алкены
+
+

+
+
Полимеризация

Алкины
+
+
+
+

Полимеризация

Арены (бензол)
+

+
+



Одноатомные предельные спирты
+
+
+

+
Этерификация

Альдегиды
+
+
(+)
+

Поликонденсация

Карбоновые кислоты
+

+


Диссоциация, обмена, этерификация

Фенолы
+

+
+

Диссоциация, качественная с FeCl3


Учитель предлагает ученикам проанализировать данную таблицу и сделать вывод-обобщение. Ученики делают обобщение по таблице:
1. Свойства веществ зависят от состава и строения веществ.
Все органические вещества горят.
Предельным органическим веществам характерны реакции замещения.
Органические вещества (кроме аренов), имеющие пи-связи, способны к реакциям присоединения и полимеризации.
Каталитическому окислению подвергаются ациклические вещества, в которых отсутствует или имеется только один атом кислорода.
В результате выполненной работы у учеников останется четкое представление о важнейших и характерных свойствах изученных классов органических соединений.
Каждое используемое на уроке стихотворение имеет определённую учебную цель и химический смысл. Внесение литературных отрывков, загадок или стихов в современный урок химии придаёт изучаемому материалу особую привлекательность и является одним из способов развития интереса к химии как к науке, а также способствует развитию логического мышления учащихся. Поэтому очень важно использовать на уроке различные литературные произведения. Это помогает учащимся глубже понять изучаемый материал, а также создаёт атмосферу игры и соревнования на уроке.










Заголовок 115