Образовательная программа дополнительного образования детей Истоки


Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
Центр внешкольной работы г. Цимлянск Ростовской области





Образовательная программа
дополнительного образования детей «Истоки»

Возраст обучающихся: 10-14 лет
Срок реализации программы: 3 года
Срок написания программы – 2013-2014



Автор: педагог дополнительного образования
Поцелуева Людмила Александровна,
высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования Центр внешкольной работы г. Цимлянск Ростовской области



Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Устав МБОУ ДОД Центра внешкольной работы, утвержденный Приказом отдела образования Администрации Цимлянского района № 484 от 21.10.2011г.

В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности по защите природы. Данная программа способствует оздоровлению детей: занятия проводятся на воздухе, дети находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень.
Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, развитию творческих способностей, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация. Практические экологические исследования дают учащимся богатейший материал, который успешно используется на уроках, конференциях, в конкурсах.

Цель программы:

Создать условия по формированию экологической культуры обучаемого, основой которой является ответственное отношение к природе.

Задачи:

Обучающие:
дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
научить применять на практике знания, полученные в результате исследовательской деятельности
Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом,
развивать навыки исследовательской деятельности.


Воспитательные:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:
к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, отзывчивость;
к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.

Педагогические принципы обучения и воспитания:
Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
Принцип ориентации на успех.
Принцип взаимоуважения.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход).
Принцип связи обучения с жизнью.
Принцип сотрудничества
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
Принцип творчества и коллективности.
Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

Программа ориентирована на ребят 11-14 лет, потому что именно в этом возрасте проявляются потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.

Сроки реализации образовательной программы:
1 год - 144 часа ( 4 часа в неделю), 2 год – 216 часов (6 часов в неделю), 3 год -216 часов (6 часов в неделю).

Основные методы и формы работы с детьми.

Основные методы:
словесные, наглядные, практические, проблемные, поисковые,
главный- «натуралистический» - обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, «реальных» объектов, существующих в естественных условиях;
информационно-поисковые проекты, которые предполагают сбор и анализ информации по исследуемой проблеме;
исследовательские проекты, нацеливающие на глубокое изучение проблемы;
практико-ориентированные проекты, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
Основные формы обучения:
семинары,
дискуссии,
практикумы,
полевые экскурсии,
самостоятельная исследовательская (проектная) деятельность.
Экскурсии знакомят обучающихся с реальными объектами природы - рельефом, почвами, водами, растениями и животными, а также существующими между ними взаимосвязями в экосистемах.
Исследовательская (проектная) деятельность позволяет не только самостоятельно определять круг проблем, но и пути решения.

Программа составлена таким образом, чтобы охватить всё возможное разнообразие элементов природы и проанализировать их функционирование в различные сезоны года. При этом основной упор в исследовательской деятельности делается на наиболее широко распространенные объекты и на наиболее типичные и интересные для познания закономерности их существования.

Педагогические технологии, используемые в реализации программы:
технология личностно-ориентированного обучения;
технология дифференцированного обучения;
технология сотрудничества;
технология коллективной творческой деятельности;
информационные технологии обучения

Первый год обучения
Содержание программы
первого года обучения

Программа первого года обучения рассчитана 144 часа (4 часа в неделю).
Структура данной программы отражает изучение регионального компонента Ростовской области, включая перечень практических работ.
В основу содержания данной программы положено изучение географической среды региона (Ростовской области) для жизни и деятельности человека и общества. Особенность программы заключается в комплексном осмыслении региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении, в саморазвитии учащихся. Изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения своей страны в целом
Цель программы: сформировать потребность изучать и познавать окружающий нас мир,
формирование у учащихся целостного, неповторимого образа территории Донского края, развитие широких практических знаний и умений, необходимых обучающимся для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
Задачи:
Обучающие:
освоение знаний о своеобразии и целостности территории родного края как составной и неотъемлемой части нашей Родины;
особенности природных характеристик и влиянии деятельности человека на состояние природы Донского края,
влиянии природы на развитие хозяйства на Дону,
организации рационального природопользования в регионе;
Развивающие:
умения ориентироваться на местности по характерным признакам донской природы;
составлять план местности;
применять географические знания для объяснения и оценки природных, социальных и экологических явлений и процессов на территории Ростовской области;
работать с географо - краеведческими источниками информации для решения практических задач,
развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды своей местности.
Воспитательные:
воспитание ценностного отношения к природе Донского края,
ответственного поведения по отношению к природной, социокультурной среде региона в решении экологических проблем Ростовской области.

Данная программа позволит не только систематизировать знания, полученные учащимися при изучении природоведения, биологии, географии, но и сформировать представление учащихся о целостности и особенностях природы Донского края, особенностях жизни и хозяйственной деятельности людей.

Тематическое планирование первого года обучения
(144 часа, 4 часа в неделю)


№ п/п

Тема
Количество часов

Всего



Теория
Практика



1
Введение
2


2

2
Раздел 1. История освоения территории
8


8

3
Раздел 2 План местности
10

4
14

4
Раздел 3 Географические адреса на карте Ростовской области
16

16

5
Раздел 4. Природные ресурсы и человек
12
4
16

6
Раздел 5 Водные объекты и человек
24
2
26

7
Раздел 6 Климат и человек
10

2
12

8
Раздел 7 Флора и фауна Донского края
18
2
20

9
Раздел 8. Экологические проблемы родного края
28
2
30


Итого
128

16
144


Введение (2часа)

Вводное занятие. Знакомство детей между собой. Проведение инструктажа.Знакомство с кабинетом. Введение в образовательную программу. Составление плана работы объединения.

Раздел 1. История освоения территории (8 часов)

Древние поселения на Дону. Выбор места поселения. Типы поселений в нашем крае. Народы на Дону. Традиционные жилища людей на Дону, влияние природных условий на их облик, размещение, материалы изготовления. Отношение людей к природе Донского края. Влияние природы на развитие хозяйства, традиции, обычай и быт людей. История образования своего населённого пункта.

Раздел 2. План местности ( 14 часов).
Определение направлений и расстояний на местности, плане и географической карте. Способы ориентирования на местности, используемые на Дону. План местности, его чтение и составление. Чтение топографического плана местности.
Практические работы:
1. Ориентирование в черте своего населённого пункта.
2. Составление и описание географического маршрута в районе проживания.

Раздел 3. Географические адреса на карте Ростовской области (16 часов).

Древние карты Ростовской области, их авторы-составители. Первая карта Милетского, составленная в 5 в. до н.э. Карта Клавдия Птолемея, 2 век н.э. Территория Донского края на картах «Большого чертежа» 16 века. «Атлас реки Дона и Черного моря» К. Крюйса 1704 г. Карта Земли Войска Донского 1789 г.
Методы получения информации о Ростовской области: работа со статистическими и графическими материалами, аэро- и космическими снимками, геоинформационными системами, работа в полевых условиях.
Топонимика географических объектов Ростовской области, родного края


Раздел 4. Природные ресурсы и человек (16 часов).
Минеральные ресурсы Ростовской области. Характерные черты рельефа Ростовской области. Природные и антропогенные формы рельефа, характерные для Ростовской области. Шахты, карьеры, скважины как объекты рационального использования минеральных ресурсов.
Образование и развитие оврагов. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления.
Воздействие хозяйственной деятельности людей на земную поверхность, ее последствия.
Практические работы:
Изучение горных пород своей местности.
2. Описание форм рельефа своей местности
Раздел 5. Водные объекты и человек (26 часов).
Подземные воды, их использование и охрана в Ростовской области. Особенности гидрографической сети Ростовской области. Р. Дон и её притоки: основные гидрологические характеристики.
Озеро Маныч-Гудило – уникальный водоем. Озера-блюдца и озера-старицы - характерные природные водоемы Ростовской области. Водохранилища, каналы и пруды – характерные антропогенные водные объекты нашего края.
Экологические проблемы рек, озер, Азовского моря.
Использование водных ресурсов Ростовской области. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние водоемов области, их охрана.
Практические работы:
1. Описание водных объектов (реки, пруда)
Описание внешнего вида водных объектов и их размеров, характера берегов, степени их освоенности растительностью, использования и изменения человеком;
Описание стадии водного режима, в которой находится водный объект.

Раздел 6. Климат и человек (12 часов).

Характеристика основных метеоэлементов Ростовской области. Сезоны года на Дону. Опасные климатические явления и способы их предупреждения. Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения области. Влияние хозяйственной деятельности человека на климат нашего края.

Практическая работа:
Организация наблюдений за погодой своей местности.
Структура работы:
Отработка методики сбора метеоинформации с помощью простейших приборов;
Описание преобладающих типов погоды за период наблюдения.

Раздел 7. Флора и фауна Донского края (20 часов).

Особенности животного мира Ростовской области. Адаптация животных к природным условиям региона. Рыбные запасы и рыборазведение. Использование и охрана животного мира Ростовской области.
Растительность Ростовской области зональная и интразональная. Естественные и антропогенные леса. Приспособление растительности к особенностям климатических условий нашего края.
Основные типы почв на территории Ростовской области, условия их образования. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования.
Сохранение растительного и животного мира Донского края. Заповедники, заказники и уникальные природные объекты.
Практическая работа:
Составление гербария растений, типичных для данной местности.

Раздел 8. Экологические проблемы родного края (30 часов).

Что изучает экология. Влияние различных видов хозяйственной деятельности человека на природу Донского края. Современное состояние природной среды региона. Понятие об экологической обстановке и антропогенном воздействии. Основные виды загрязнений природной среды нашего края, источники загрязнений.
Соблюдение правил поведения человека в природе и мер по борьбе с различными видами и формами загрязнения окружающей среды. Изучение и прогнозирование стихийных явлений. Определение мер защиты от стихийных природных явлений на территории Ростовской области.
Практическая работа:
1. Описание своего населенного пункта



К концу первого года обучающиеся должны:
Знать /понимать:
Традиционные и новые методы исследований своей местности;
явления и процессы, характерные для природы Ростовской области, компоненты природы, взаимосвязи между ними, их изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
Специфику географического положения объектов природы Ростовской области;
полезные ископаемые, характерные для Ростовской области;
Характерные черты рельефа, природные и антропогенные формы рельефа Ростовской области
Особенности гидрографической сети Ростовской области;
Характерные черты природы Азовского моря;
Антропогенные водные объекты Донского края;
Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние водоемов области;
Характеризовать основные метеоэлементы Ростовской области и района проживания, сезоны года на Дону;
Особенности растительного и животного мира, почв Ростовской области, их использование человеком;
Охраняемые природные объекты на территории Ростовской области;
Связь особенностей жизни и хозяйственной деятельности населения Ростовской области с природными, историческими и социально-экономическими факторами;
Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем в Ростовской области в целом, и в населенном пункте проживания учащихся, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

Уметь:
Описывать и объяснять существенные признаки природных объектов и явлений, происходящих на территории Ростовской области;
Находить и анализировать различные источники информации для изучения географических объектов и явлений, характерных для Ростовской области;
Приводить примеры: рационального использования и охраны природных ресурсов на территории нашей области, влияние окружающей среды на хозяйственную деятельность населения и формирование культуры населения.
Составлять: план своей местности;
Определять: на местности, плане и карте Ростовской области расстояния, направления, относительную и абсолютную высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик природы своей местности, представлять результаты измерений в различной форме.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Ориентирования на местности и проведения глазомерной топографической съемки территории, чтения карт различного содержания;
Проведения фенологических наблюдений в природе своей местности, наблюдений за различными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
Наблюдения за погодой, состоянием воздуха и почвы своей местности, определения параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению;
принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
Проведения самостоятельной работы по поиску информации о своей местности из различных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Второй год обучения

Содержание программы второго года обучения

Программа рассчитана на 216 часов (6 часов в неделю).
Природа нашей планеты нуждается в защите. Человечество всерьёз задумывается о будущем нашей планеты, о мерах охраны природы, о разумном использовании её ресурсов. Создаются и созданы различные организации, ведущие контроль за правильным использованием и обращением с окружающей средой, поэтому вопросы охраны природы и ее ресурсов стали главными не только для ученых, но и для широких слоев населения, в том числе и школьников.
В наши дни важную роль в экологическом воспитании школьников играет экологическое образование, которое нацелено на формирование бережного и разумного отношения к окружающей среде у подрастающего поколения. Роль педагога дополнительного образования правильно построить образовательный процесс, в котором через активный интерес познания прививалось к учащимся ответственное отношение к природе. Педагог должен построить программу обучения так, чтобы учащийся мог применить полученные знания в ходе выполнения исследования по оценке состояния окружающей среды. Поэтому основой экологического образовательного процесса предполагает выполнение в большей степени самостоятельной научно-исследовательской работы. Основной задачей таких исследований является показать учащимся природные взаимодействия и губительные последствия их нарушения при потребительском отношении человека к природе. Анализируя результаты своих исследований, ребята получают достоверную информацию об экологическом состоянии района исследования.
Данная программа позволяет обучающимся изучать экологические аспекты загрязнения окружающей среды. Актуальность изучения данного курса заключается в том, что разработанная программа осуществляет соединение образовательного процесса (теоретически-практические основы) с научно-исследовательской работой учащихся, способствует повышению их самообразования, самооценки и профессиональной ориентации
Цель:
привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды своей местности.
Задачи:
Обучающие:
последовательное расширение и углубление знаний, полученных на уроках природоведения, географии, биологии
Развивающие:
развитие мотивации к обучению и самообразованию;
формирование основ исследовательской деятельности;
развитие эколого-творческого мышления в ходе выполнения исследовательских работ;

Воспитательные:
воспитание ответственного отношения к окружающей природе;
формирование общественной активной позиции.
Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе, умение работать с метеорологическими, гидрологическими приборами и оборудованием.
Важное место на занятиях уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно- популярной и художественной литературой, со статистическими материалами. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять на уроках.
На занятиях используются наглядные пособия ( в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.
Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе по географии, биологии.
Тематическое планирование второго года обучения
(216 часов, 6 часов в неделю)

№ п/п
Тема занятия

Кол-во часов
Всего



Теория
Практика



Введение
6

3
9

1
Исследовательская работа в природе
24

21
45

2
Оформление исследовательских работ
21
30
51

3
Исследования в области экологии
18

27
45

4
Изучение своего края
27

39
66


Итого
96

120
216


Введение (9 ч.)
Вводное занятие. Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вводный инструктаж . Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы. Экскурсия в библиотеку.
Обучающиеся должны знать:
формы и методы исследовательской деятельности;
правила работы с источниками получения информации;
особенности чтения научно- популярной литературы;
особенности и приемы конспектирования.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать научно-популярную литературу;

1. Исследовательская работа в природе (45 ч.)
Исследования водных объектов. Общая характеристика водных объектов.
ГП рек Ростовской области. Зависимость рек от климата. Зависимость рек от рельефа
Условия антропогенного воздействия. Исследования реки Кумшак.
ГП, обозначения на карте .Методы гидрологических исследований.
Определение мест водотока, родники. Очистка родника.
Состояние водоёмов, прудов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности .Особенности водных организмов. Видовой состав рыб. Видовой состав земноводных, птиц. Охрана водоемов от загрязнения. Определение на местности районов загрязнения.
Изучение экологического состояния рек, прудов. Предложения мер по охране
Составление карты маршрута р.Кумшак. Составление карты маршрута на пруды. Изучение климата. Метеорология. Прогноз погоды. «Изменение режима реки по сезонам года».
Осадки. Преобладающие виды осадков по сезонам. Обработка результатов метеорологических наблюдений Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур по данным наблюдений.
Особенности рельефа своей местности. Горные породы, их хозяйственное использование. Полевая практика, определение горных пород Влияние природных факторов на разрушение горных пород.
Образование почвы. Наблюдение за деятельностью природных факторов и их ролью в формировании рельефа своей территории
Практические работы
1. Изучение режима реки по сезонам года.
2. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур..
3.Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях, их роль в формировании рельефа
4. Сбор образцов полезных ископаемых.
Обучающиеся должны знать:
меры по охране вод от загрязнения;
состояние численности водных организмов на водоемах своего края;
метеорологические явления по сезонам года, характерные для своей местности;
влияние температуры воздуха на жизнь растений и животных;
преобладающие виды осадков по сезонам года;
особенности рельефа своей местности;
свойства местных горных пород, их хозяйственное использование;
процесс образования почвы.
Обучающиеся должны уметь:
определять физические и химические свойства воды;
давать краткосрочные прогнозы погоды;
проводить метеорологические исследования с помощью приборов и подручными средствами;
обрабатывать результаты наблюдений и измерений;
строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;
определять свойства горных пород, добываемых в своей местности;
прогнозировать разрушение горных пород под действием природных факторов.
2. Оформление исследовательских работ (51 ч.)
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Составление рабочего плана исследования. Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями. Оформление работ. Участие в экологическом конкурсе «Как у нас на Дону». Оформление результатов исследовательской деятельности. Реферат по теме р. Кумшак
Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы.
Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в природе.
Обобщающее занятие. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практические работы:
Оформление исследовательских работ для участия в районной экологической конференции и других конкурсах по проблемам охраны окружающей среды. Выступление с результатами исследований перед обучающимися своей школы.
Обучающиеся должны знать:
требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
вклад каждого участника группы ( если работает несколько авторов) в работу.
Обучающиеся должны уметь:
оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
логически выстраивать текстовой материал;
обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.

3.Исследования в области экологии (45 ч.)

Характеристика экологической ситуации в России, Ростовской области, Цимлянском районе, х.Паршикове
Рациональное и нерациональное природопользование. Природоохранная деятельность.. «Красная книга» Ростовской области.
Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы.
Навыки исследовательской деятельности в природе.
Обобщающее занятие. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практические работы:
1. Сбор материалов по охране природы своего края..
2.Подготовка сообщений о растениях и животных “Красной книги”.
3. Участие в очистке пришкольной территории от мусора.
4. Обработка результатов исследований.
Обучающиеся должны знать:
растения и животных своего края, находящихся под охраной;
основные формы организации жизни;
влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;
особенности охраны природы в городах и сельской местности;
виды исследований;
роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.
обучающиеся должны уметь:
приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;
обладать навыками исследовательской деятельности;
4. Изучение своего края (66 ч.)
Особенности географического положения и природы своего края. История заселения. Знаменитые люди - наши земляки Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта. Население. Характеристика современной демографической ситуации. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта. Анализ работы за год.
Практические работы:
1. Участие в охране, восстановлении и озеленении исторических и природных памятников.
2.Сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея.
3.Написание статей и заметок в районные периодические издания об истории, культуре, природе своего края.
4.. Встречи со знаменитыми земляками (ветеранами войны и тыла, литераторами, руководителями предприятий).
Экскурсия в краеведческий музей.
Обучающиеся должны знать:
состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;
основные демографические характеристики населения своей местности;
традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности.
Обучающиеся должны уметь:
определять географическое положение своего населенного пункта;
принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников.

К концу второго года обучающиеся
должны знать:

формы и методы исследовательской деятельности;
правила работы с источниками получения информации;
особенности чтения научно- популярной литературы;
меры по охране вод от загрязнения;
преобладающие виды осадков по сезонам года;
особенности рельефа своей местности;
свойства местных горных пород, их хозяйственное использование;
процесс образования почвы.
требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
Должны уметь:
анализировать научно-популярную литературу;
давать краткосрочные прогнозы погоды;
проводить метеорологические исследования с помощью приборов и подручными средствами;
обрабатывать результаты наблюдений и измерений;
строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;
определять свойства горных пород, добываемых в своей местности;
прогнозировать разрушение горных пород под действием природных факторов.
оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
логически выстраивать текстовой материал;
обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.
приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;
осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;
обладать навыками исследовательской деятельности;
принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников.
































Третий год обучения
Содержание программы третьего года обучения

Программа третьего года обучения рассчитана на 216 часов, 6 часов в неделю.
На этом этапе происходит осмысление ребёнком экологической картины мира через проведение собственных исследований на практических и лабораторных занятиях. Результат этого – выход на уровень осмысленного понимания законов природы, своего неразрывного единства с ней. Результат: достигается объединение понимания законов природы и осознанного внутреннего стремления к гармонии с природой.
Программа учитывает психологические особенности ребёнка, позволяет выбрать индивидуальную траекторию продвижения по учебным курсам, свой темп их усвоения. В экологическом образовании и воспитании уделяется важное значение экологическому краеведению. Так как оно поможет учащимся реально познать природу своего края, выявить взаимосвязи с ней населения в прошлом и настоящем, определить местные экологические проблемы, осуществить поиск и практическую реализацию доступных для ребят путей их решения. Данное направление имеет две взаимосвязанные стороны – познание и преобразование природы родного края. Именно такой подход позволит реализовать программа, которая рассчитана на учащихся с 7 по11 классы. Программа поможет учащимся систематизировать базовые знания по биологии, географии, экологии, овладеть экологической культурой, природоохранной грамотностью, познать краеведческий материал.
Созданию высоконравственной воспитывающей среды способствует использование педагогических технологий:
активно – деятельное воспроизводство содержания предмета в противовес пассивному созерцательному восприятию,
расширение информационного образовательного пространства: самостоятельная работа с книгой, подготовка рефератов, сообщений, исследовательская и поисковая деятельность.
опора на развивающее обучение, создание «ситуации успеха», взаимодействие с социумом, общественно – полезный труд (десант по санитарной очистке лесов, сезонные посадки деревьев).

Цель: развитие теоретического мышления за счёт перехода от пассивного усвоения знаний к активным действиям – исследовательской, проектной работе, по изучению проблем экологического состояния природной среды своей местности и практическому участию в решении природоохранных задач.
Задачи:

Обучающие:
стимулировать обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей нас природе;
сформировать представление об экологическом кризисе, современных экологических проблемах;
познакомить с проблемой поиска выхода человечества из экологического кризиса.

Развивающие:
формирование у детей и подростков научного эколого-биологического мировоззрения;
развивать исследовательские навыки и умения;
вовлечение обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения;
профессиональная ориентация школьников на основе ознакомления с разнообразием методов полевых экологических исследований;
формирование на основе краеведческого материала целостного представления о природе и проблемах взаимоотношения человека с ней;
формирование понимания подрастающим поколением практического значения эколого-биологических знаний как научной основы рационального природопользования и природоохранной деятельности человека;

Воспитательные:
воспитывать в ребёнке бережное отношение к природе и чувство ответственности за свои поступки.
воспитание человека экологической культуры, ориентированного на общечеловеческие ценности;
формирование активной гражданской позиции и стремление сохранить богатство и многообразие природы Донского края;
развитие чувства любви к малой Родине на основе ознакомления детей и подростков с краеведческим материалом.

Основные методы:
«натуралистический» - обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, «реальных» объектов, существующих в естественных условиях;
информационно-поисковые проекты, которые предполагают сбор и анализ информации по исследуемой проблеме;
исследовательские проекты, нацеливающие на глубокое изучение проблемы;
практико-ориентированные проекты, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
Основные формы обучения:
использование форм, развивающие способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и убеждать (дискуссии, диспуты, обсуждения)
полевые экскурсии,
исследовательская (проектная) деятельность.




Тематическое планирование
третьего года обучения

№ п/п

Название темы
Количество часов
Всего



теория
практика


1
Введение
6



2
Современные проблемы экологии
20
22
42

3
Экологическое состояние окружающей среды в своём районе

28
26
54

4
Мониторинг природных комплексов своей территории
26
36
62

5
Оформление исследовательских работ
24
28
52


Всего

104
112
216



Введение (6час)

Вводное занятие. Составление плана работы. Разработка маршрутов Вводный инструктаж. Определение задач группам. Методы работы. Источники получения информации. Нормативно –правовые документы

2. Современные проблемы экологии (42)

Общая характеристика экологических проблем современной цивилизации (свалки, загрязнение океанов, кислотные дожди, озоновые дыры и т. Д.). Нарушение человеком механизмов саморегуляции и поддержания равновесия в природе. Опасность глобальной экологической катастрофы. Проблема загрязнения атмосферного воздуха, вод Мирового океана, почвы. Опасность глобальной экологической катастрофы. Проблема биоресурсов планеты. Решение глобальных проблем на локальном уровне
Практические работы:
1. Составление карты- схемы основных опасных районов загрязнения окружающей среды
2.Подготовить материал (презентации) о проблемах биоресурсов планеты
3.Участие в осенних мероприятиях по уборке территории от мусора


3.Экологическое состояние окружающей среды в своём районе (46 час)
Географическое положение своей территории. Общая характеристика природных комплексов своего района Экологическое состояние атмосферного воздуха. Показатели загрязняющих веществ. Основные загрязнители атмосферного воздуха Экологическое состояние Цимлянского водохранилища. Проблемы и пути решения. Поверхностные воды. Проблемы малых рек. Реки своего района. Проблемы и пути решения. Почвенные ресурсы района. Проблемы и пути решения. Биологические ресурсы района. Проблемы и пути решения. Заказники, природоохранные территории
Практические работы:
1.Особенности береговой зоны Цимлянского водохранилища
2.Сбор информации о природе рек с использованием современных технологий
3.Подобрать материал(презентации) о заказниках, охраняемых территориях района

Мониторинг природных комплексов своей территории (56 час)


Географическое положение своей местности на карте района. Составление карты- схемы маршрутов. Природные компоненты для мониторинга.
Мониторинг водных объектов: реки Кумшак (определение основных параметров реки), прудов по сезонам года. Мониторинг растительности по сезонам года. Особенности рельефа. Антропогенная деятельность человека. Изменение форм рельефа.
Практические работы:
1.Исследования реки Кумшак
2.Описание растительности по сезонам года
3.Описание основных форм рельефа

5.Оформление исследовательских работ (30 час)

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Обмен опытом работы. Анализ и обобщение исследовательской деятельности
Практические работы:
1.Комплексная характеристика природных компонентов
2.Участие в конкурсах разного уровня, фестивалях, слётах
3.Экологическая конференция


К концу третьего года обучения должны
знать:
формы и методы исследовательской деятельности;
основные экологические проблемы своей территории и пути их решения
навыки исследовательской деятельности
требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
определения основных экологических понятий (факторы среды, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов);
о типах взаимодействий организмов;
о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
о саморазвитии экосистем ( этапы формирования экосистем, зарастание водоемов);
о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем.

уметь:
решать реальные экологические проблемы;
предвидеть проблемы экологии через организацию многоплановой творческой и экологической деятельности;
проводить мониторинг природных компонентов;
уметь критически оценивать информацию и уметь отстаивать свою позицию.
обобщать, анализировать результаты исследований;
приобрести необходимые навыки решения проблем в сфере окружающей среды;
уметь написать реферат, статью, выступать с сообщениями
принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды.
проводить элементарные экологические наблюдения в природе;
самостоятельно работать с научной и справочной литературой, сетью Интернет.
решать простейшие экологические задачи;
применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлениях, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
проследить состояние окружающей среды (мониторинг), анализ воздуха, воды, почвы;
собирать информацию по проведенному исследованию;
наблюдать за экологическими и фенологическими изменениями, влиянием деятельности человека на экосистемы.
4. Этапы обучения.

Образовательная программа обеспечивает интересы подростков, предоставляет все возможности для самореализации личности: от простого расширения кругозора до научно – исследовательской деятельности.

Первый год обучения.

Программа информационной направленности, характеризуется мотивацией ребёнка к учебной деятельности. На этом этапе активизируется познавательная сфера. Особо важным на данном этапе является создание условий, при которых ребёнок имеет возможность занять активную позицию в процессе получения знаний. Педагогу на занятиях отводится направляющая роль. Как результат этого этапа, у ребёнка развивается активный интерес к данному предмету. Следующий этап обучения, это обращение к внутреннему миру ребёнка. На данном этапе происходит активизация в сфере врождённой внутренней тяге к природе и чувства единства с ней.

Второй год обучения.

Программа ориентирована на углублённый уровень усвоения. Происходит формирование системно упорядоченных знаний. На этом этапе даётся объём экологических знаний, необходимых для осмысления места человека в природе. Также осуществляется вывод из сферы неосознанного в сферу осознанного.

Третий год обучения.

Отработка теоретического материала на практике. На этом этапе происходит осмысление ребёнком экологической картины мира через проведение собственных исследований на практических занятиях. Результат этого – выход на уровень осмысленного понимания законов природы, своего неразрывного единства с ней. Результат: достигается объединение понимания законов природы и осознанного внутреннего стремления к гармонии с природой.
Программа учитывает психологические особенности ребёнка, позволяет выбрать индивидуальную траекторию продвижения по учебным курсам, свой темп их усвоения. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи, дружбы и верности.

5. Условия реализации программы.

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
наличие учебного кабинета;
постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь издаваемая популярная литература по экологии);
доступность Интернета;
возможность выезда за пределы села;
определённый возрастной диапазон членов объединения, необходимый для нормального общения в подростковой среде;
многообразие форм обучения и воспитания; социально значимая направленность деятельности.


6. Обеспечение программы.

Для обеспечения образовательного процесса необходимо:
методико – дидактическое обеспечение;
фонд литературы по предмету
видеотека;
набор учебных плакатов по экологии;
тесты психологической и профессиональной диагностики;
контрольно-диагностические материалы (викторины, кроссворды, вопросники);
технические средства обучения: компьютер, проектор
финансовые средства на методическое обеспечение, издательскую деятельность, призовой фонд, укрепление материальной базы, поездки и экскурсии.
памятка-инструкция «Методика полевых исследований »;
памятка-инструкция « Как защитить свой проект».

7. Способы отслеживания и контроля результатов обучения.

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге:
самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
открытые занятия в игровой форме;
участие в конференциях, конкурсах, слётах, олимпиадах, выступление на концертах, участие в выставках, ярмарках;
собеседование, обсуждение работы, защита творческого проекта,
тестирование.
Несколько раз в год проводятся смотры знаний учащихся в форме КВН, викторин, олимпиад, конкурсов, концертов, открытых занятий, что является формой оценки реализуемых образовательных программ. Такие формы работы с детьми повышают их интерес к обучению. А педагоги имеют возможность увидеть результаты своего труда.

Модель выпускника-
это обучающийся, умеющий самостоятельно проводить любые простые исследования в любой экосистеме; делать описание пробных и контрольных площадок, осуществлять мониторинг за состоянием окружающей среды на территории села; выполнять исследовательские работы, готовить тезисы, выступать с докладами; имеющий потребность в самообразовании и самореализации.

Список литературы для педагогов:

Атлас Ростовской области, ООО «ДИ ЭМ БИ», 2004 г.
Долженко Г.П. Я ваш гид. – Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1991.
Изучаем свой край. Учебное пособие. /Под общей редакцией Долженко Г.П./ Ростов-на-Дону, 1992.
Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1984.
Нагорный Б.А. География Ростовской области. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1995.
Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие. /Под редакцией Смагиной Т.А., Кизицкого М.И./ Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. облИУУ, 1995
А.Б. Эртель, Программа краеведение с основами экологии, ИПК иПРО
Экологический вестник Дона, 2007,2008, 2009,2010,г.Ростов-на-Дону
Экологическое образование в школе. Концепция. – М., 1994.
Экологическое образование школьников. – М., «Педагогика», 1983.
Симонова Л.П. Ключи от природы. – М., АГПР МПК, 1988.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М., «Просвещение», 1983. Федорова Д.А. Что такое полевой экологический практикум? 2007
Глушенков О.В. Формирование современной картины мира средствами биологии. 2008
Глушенков О.В. Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии (диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук), 2009
Коновалова И.О. Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания. 2002
Боголюбов А.С., Федорова Д.А. Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. 2008
Боголюбов А.С. Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). 2002,


Список литературы для обучающихся:

Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. - М.: АО МДС, 1996. - 192 с
Алексеев С.К., Сионова М.Н. Научные работы учащихся // Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сб. статей). Вып. II. / Под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой. – Калуга, 2005. – С.32-63.
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – М., 2000. – 420 с.
Атлас Ростовской области, ООО «ДИ ЭМ БИ», 2004 г.
Долженко Г.П. Я ваш гид. – Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1991.
Изучаем свой край. Учебное пособие. /Под общей редакцией Долженко Г.П./ Ростов-на-Дону, 1992.
Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1984.
Нагорный Б.А. География Ростовской области. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1995.
Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие. /Под редакцией Смагиной Т.А., Кизицкого М.И./ Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. облИУУ, 1995
А.Б. Эртель, Программа краеведение с основами экологии, ИПК иПРО
Экологический вестник Дона, 2007,2008, 2009,2010,г.Ростов-на-Дону
Блинников В.И. Зоология с основами экологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1990.-224 с.: ил.
Боголюбов А.С. Методы лихеноиндикации загрязнения окружающей среды / Метод, пособие по полевой экологии для педагогов доп. образования и учителей, - М.: Экосистема, 1998.
Гаркуша И.Ф., Яцюк М.М. Почвоведение с основами геологии. Изд. 2-е, испр. и доп. –М.: Колос, 1975.-368 с. с ил.
Здоровье среды (школьный практикум) // Региональное учебно-методическое пособие / Стрельцов и др. – Калуга: Издательство КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. – 40 с.
Карманная книга натуралиста и краеведа. Под ред. Н.Е. Кузьминой, В.М. Стригина –М.: Географгиз, 1961.-364 с. с ил.
Кузнецов М.А., Ибрагимов А.К., Неручев В.А., Юлова Г.А. Полевой практикум по экологии. - М., 1994.
Муравьев А.Г. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Крисмас+, 1997.11.
Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии.-М.: Просвещение,
Сионова М.Н. Организация школьных микологических исследований // Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сб. статей). Вып. I. / Под ред. В.В. Королева и Э.А. Поляковой. – Калуга, 2004. – С.152-162.
Тарарина Л.Ф. Экологический практикум для студентов и школьников (Биоиндикация загрязненной среды). - М.: Аргус, 1997. - 80 с.
Ушаков В.А., Ушакова М.М. Экологический лагерь школьников. Методическое пособие. Н. Новгород.: 1996. -44 с.











Заголовок 1 Заголовок 215