Модель работы с одаренными детьми в начальной школе.


Модель работы с одаренными детьми в начальной школе.Во всем мире проблема выявления одаренных детей вызывает все больший интерес в связи с тем, что одаренные дети являются ресурсом развития страны. Современная педагогика также выделяет работу с одаренными детьми одним из основных положений педагогической системы в рамках личностно-ориентированной педагогики. Эта проблема заинтересовала и меня, результатом чего явился поиск инновационных методов выявления и поддержки талантливых учащихся. Я создала собственную методическую систему обучения, отвечающую реальным запросам времени и условиям преподавания.
Что такое одаренность?
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Цель: формирование единства знаний и умений, сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе.
Задачи:
Выявить одаренных детей с использованием различных диагностик.
Систематизировать учебные знания учащихся для развития исследовательских умений.
Внедрить систему внеурочных занятий по предмету для формирования профессиональных интересов учащихся и развития практической. направленности предмета.
Совершенствовать систему работы с одаренными детьми.
Инициировать новые виды учебной деятельности учащихся.
Принципы работы с одаренными детьми:
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).
Принцип добровольности.
Принцип развивающего обучения.
Принцип опережающего обучения.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Возрастание роли внеурочной деятельности.
Одаренные дети:
*
*
* Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления.
* Имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность
* Испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Основные направления работы с одаренными детьми
выявление одаренных  обучающихся;
создание банка данных «Одаренные дети»;
разработка индивидуальных форм работы;
внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий;
использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных,  всероссийских   олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
Содержание работы с одаренными детьми
Диагностика: 1.Изучение диагностических методик.2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей:1. Организация консультативной помощи для обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.2. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.3. Знакомство обучающихся с новинками литературы.4. Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.6. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.7. Организация помощи ученикам в подборе литературы.8. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.9. Увеличение времени для самостоятельной работы  обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.Развитие творческих и познавательных  способностей:1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:- творческие ответы;- выполнение творческих тематических заданий;- выполнение проблемных поисковых работ;- выступления в лекторских группах;- назначение ответственными за проведение предметных недель;- приобщение (в различных формах) к работе учителя;- повышение степени сложности заданий;- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.4. Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов.