Конспект доклада на педсовете 14.11.2016 г. Каровой Джульетты Нажмудиновны

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» С.П. ЧЕГЕМ ВТОРОЙ











«Духовно-нравственное развитие
и гражданско-патриотическое воспитание учащихся
как основа воспитательной работы в школе»









Доклад на педсовете
учителя математики
Джульеты Нажмудиновны Каровой










14.11.2016 г.


Духовность, нравственность, патриотизм – это главные непреходящие
общечеловеческие ценности, звучащие по-разному, но значение которых у разных народов мира совпадает. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твёрдой пище, ребёнок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребёнка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными
характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Мы обсудили с детьми следующую историю:
Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку.
Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие.
Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги ...
Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни!
Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем, что они значили в нашей жизни, какое тепло излучали их сердца и души.
С ребёнком до 4 лет нужно обращаться как с царём, потому что в этом возрасте у него формируются основные психологические качества. От 4-х до 12 лет с ребёнком нужно обращаться как с рабом, так как в этом возрасте он, как губка, впитывает всё, чему его учат. С 12 лет с ребёнком необходимо обращаться как с равным. Надо отказаться от действий с позиции силы и относиться к нему, как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение. Терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности, являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят, факультативы, научно-практические конференции старшеклассников, защита самостоятельных докладов на уроках, массовые литературные, экскурсии, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.

Мы принимали участие в:
научно-практической конференции по математике
«Первые шаги в исследовательскую деятельность»
муниципальном этапе математического конкурса «Интеллект»
международном конкурсе-игре «Кенгуру»
конкурсе-игре «Русский медвежонок»
конкурсе «Британский бульдог»
«Фестивале адыгской песни»
конкурсе «Нова волна»
муниципальном конкурсе Инсценированной песни
муниципальном конкурсе рисунков по творчеству Алима Пшемаховича Кешокова «Наш Алим»
конкурсе «Человек и природа»
муниципальном этапе Всероссийских предметных олимпиад.

Участвуя в школьных делах, они приучаются оценивать поведение товарищей и свое собственное в соответствии с нравственными критериями. Привлечение школьников к общественной жизни школы, района, расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка.
Открытые мероприятия, которые мы провели:
«Мы низко кланяемся тебе, мама»
«Профессия УЧИТЕЛЯ вечна на Земле»
«Папы наши нам нужны, папы наши нам важны!»
Здоровьесберегающие мероприятия:
«Весёлые старты»
Муниципальный этап Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»
Участие в акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»
Участие в Кроссе нации
Участие в велогонках
Участие в муниципальных, республиканских, региональных турнирах по кикбоксингу.


Открытые классные часы:
«Учитель – звучит гордо!»
«Здоровый образ жизни»
«Наркомания – путь в никуда»
«Ценности моей семьи»
«Прекрасный день Весны - 8 марта»
«Тайны космоса» ко Дню Космонавтики.
«Я и другие. Как я отношусь к критике?»
«Сердце матери» ко дню Победы в ВОВ
«День Адыгов».

Социальные акции:
Организация Почётного Караула у Вечного Огня 9 мая.
Участие в параде «Бессмертного полка» ко Дню Победы.
Участие в празднике Черкесского флага в г.п. Чегем.
Всероссийская акция «Школа для всех», «Самый большой урок в мире».
Участие в благотворительной акции (оказание материальной помощи малоимущим).
Участие в акции «Мы против террора»
Создание социального проекта «Цветники для нашей школы»
Участие во Всероссийском конкурсе школьных инновационных проектов «Лучшая школа - наша» в номинации «Чем моя школа лучше других»
Участие в благотворительной акции «Урок добра».

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования духовно-нравственному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию школьника уделено особое внимание. Ведущее место в духовно-нравственном формировании личности занимает семья. Но, к сожалению, чрезмерная занятость родителей, низкий уровень доходов, неблагополучие многих семей приводит к росту социального сиротства, что в свою очередь вызывает асоциальное поведение подростков. В этих условиях мы в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью должны формировать у подростков наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы.

Родительские собрания за последний год:
«Жизненные цели подростков. Как помочь подростку обрести уверенность в себе»
«Как уберечь подростка от насилия»
«Нравственные приоритеты семьи»
«Как научить детей быть ответственными за свои поступки».


В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников воздействия как позитивного, так и негативного характера. Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм. Исходя из этого, самоуправление класса сейчас работает над проектом «Нравственный человек. Какой он?».


Литература:

Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание сущность и проблемы: Методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2006.
Пособие “Педагогические советы” издательства “Учитель”, Волгоград. Выпуск 1, 2006 г.
Быкова, В.Г. Воспитательная система школы в современных условиях / В.Г.Быкова // Классный руководитель. – 2004. №6




















Карова Джульета Нажмудиновна

13PAGE 15


13PAGE 14215
МКОУ СОШ №2 с.п. Чегем Второй



15