Конспект урока по окружающему миру Тундра(4 класс)


Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Школа№19 г. Феодосии Республики Крым»
Урок по «Окружающему миру»
на тему «Тундра»
в 4 классе
Подготовила
учитель
начальных классов
Кочегарова Н.В.
г.Феодосия,2015
Тема: ТундраЦели: сформировать представление о природной зоне тундры;ознакомить с географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека этой природной зоны;развивать внимание, речь, память, мышление, пополнять словарный запас;прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к окружающей среде.Формируемые УУД:познавательные- самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;коммуникативные- осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;регулятивные- действовать по плану, контролировать процессии результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;личностные- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.Оборудование: карта природных зон, фотографии с изображением природы тундры, презентация «Путешествие по тундре», рисунки учащихся «Арктические пустыни», карточки с названиями групп, карточки с дополнительными материалами для групп, план изучения природной зоны, жетоны к викторине, сигналы трех цветов (зеленый, желтый, красный).Ход урока:I.Организационный момент.Пусть этот урок принесет вам новые открытия и радость общения. Сегодня на уроке вы работаете в творческих группах.II.Актуализация опорных знаний.1.Чтение учителем отрывка из стихотворения И.И.Никитина «Русь»:Под большим ковром Голубых небес,-Вижу- даль степейЗеленеется. И на гранях их Выше темных туч,Цепи гор стоят Великанами.По степям, в моря,Реки катятсяИ лежат путиВо все стороны.Посмотрю на юг-Нивы зрелые.Мурава луговКовром стелется.Гляну к северу:Там, в глуши пустынь,Снег, что белый пух,Быстро кружится.-Эти чудесные строки И.И.Никитин посвятил России. И рассказывает он в них о бескрайних просторах и многообразии природы нашей страны.-Мы приступили к изучению раздела «Природа России и ее природные зоны»2.Повторение материала об арктических пустынях.-О какой природной зоне мы говорили на предыдущем уроке?(Зона арктических пустынь.) 1)Работа с рисунками.-К сегодняшнему уроку вы подготовили рисунки с изображением зоны арктических пустынь.-Что вы можете рассказать об этой зоне, используя рисунки?2)Викторина «Знатоки» по теме «Арктические пустыни».1.Где расположена зона арктических пустынь?а)о.Новая Земля;б)о.Врангеля;в)Новосибирские острова.2.Почему это зона снега и льда? Почему такой суровый климат?а)солнце высоко поднимается над горизонтом;б)солнце низко поднимается над горизонтом;в)круглый год зима3.Когда наступает полярная ночь?а)зимой;б)осенью;в)весной.
4.Какое явление на звездном небе можно наблюдать зимой?а)звездопад;б)полярное сияние;в)полнолуние.5.Погода зимой.а)ветры, до -60℃б)дожди ,+6℃в)туманы,0℃6.Когда наступает полярный день?а)летом;б)весной;в)осенью.7.Какая температура летом?а)несколько градусов ваше нуля;б)несколько градусов ниже нуля;в)нуль.8.Назовите представителей животного мира. (моржи, медведи, медведи белые, тюлени, чайки, кайры, гагарки)9.Какие встречаются растения?(лишайники, мох, полярный мак).10.Экологические проблемы.(уничтожение животных, свалки опасных отходов).11.Решение экологических проблем.(устранение свалок, защита животных, заповедник «Остров Врангеля»).3)Подведение итогов викторины.III. Самоопределение к деятельности.1.Работа с картой природных зон России.Откройте учебник на странице с.72-73. Какая зона расположена южнее зоны арктических пустынь?2.Формулировка темы, постановка задач урока.На доске план изучения природной зоны.IV. Работа по теме урока.1.Работа с картой природных зон.
-Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Она находится южнее арктических пустынь.
-На каком материке она находится?2.Работа с наглядным материалом.Фотографии с изображением тундры.-Что вы можете рассказать о тундре по фотографиям?-Тундра очень суровый ,но и очень красивый северный край. И эти фотографии подтверждение тому.3.Работа в группах.Группа географов изучает поверхность и климат этой зоны.(с.74-75)Группа ботаников изучает растительный мир тундры.(с.88)Группа зоологов изучает животный мир тундры.(с.88-90)Группа экологов изучает занятие населения, экологические проблемы, охрану природы тундры.(с.90-92)Каждая группа получает карточки с планом для сообщения и готовит два вопроса по своему сообщению для учащихся других групп.Учащиеся самостоятельно изучают материал и обсуждают в группах.V. Физминутка.Поднимает руки класс- это раз.Завертелась голова- это два.Три- руками три хлопка,На четыре -руки шире,Пять -руками помахать,Шесть -за парту тихо сесть.VI. Работа по теме урока.1.Сообщения учащихся.2.Исправить географические ошибки в тексте. Работа с сигналами.Тундра расположена вдоль берегов северных морей, севернее(южнее) зоны арктических пустынь. В тундре долгая (короткая) и суровая(теплая) зима. 6(2) месяца длится полярная ночь. Лето короткое, жаркое(прохладное). В тундре растут ягель, дуб, полярная ива, сосна. Живут северные олени, песцы, тигры, лемминги. Население в тундре занимается земледелием.3.Собщение ученика о Таймырском заповеднике.VII. Подведение итогов.-Какую природную зону мы изучали на уроке?-Все ли пункты плана раскрыли?-Выполнили ли задачу урока?Чтение вывода.(с.93, учебник)VIII. Рефлексия.-Оцените свою работу.-Кого выделите в своей группе?-Что нового вы на уроке узнали?-Чему научились?Оценка учащихся с комментариями учителя.IX .Домашнее задание:учебник с.84-93 читать, отвечать на вопросы;тетрадь с.43-44Дополнительный материал.1.Осенью 2016 года в тундре, на полуострове Ямал был введен карантин. Из-за жаркой погоды стали оттаивать захоронения животных, в том числе и больных. Существуют опасные болезни, среди них Сибирская язва. Споры Сибирской язвы могут находиться в земле столетиями. Произошло заражение оленей, от них заразились и люди. Были приняты меры: уничтожение больных животных, обработка земли, вакцинация животных и людей.
2.Работа в тетради с.44 (работа в парах с условными знаками; цепочки питания).
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Школа№14 г.Феодосии Республики Крым»
Урок по «Окружающему миру»
на тему «Тундра»
в 4 классе
Подготовила
учитель
начальных классов
Астахова О.Н.
г.Феодосия,2016