Мастер-класс Формирование смыслового чтения на уроках биологии. Урок в 6 классе Семейства класса Однодольные


Технологии:
технология проблемного обучения
(Д. Дьюи);
технология проектной деятельности (Е.С. Полат);
технология саморазвивающегося обучения (Г.К. Селевко);
технология индивидуализации обучения (Инге Унт);
ИКТ-технологии;
технология критического мышления;
здоровьесберегающие технологии.
Полученные результаты:
Коммуникативные (умение формулировать сою позицию, адекватно понимать собеседника).
Познавательные (умение извлекать, преобразовывать и оценивать информацию прочитанного текста).
Личностные (в случае, если анализ текста порождает личностные суждения).
Регулятивные (умение работать по плану).
Практическая значимость:
Овладение учащимися познавательными УУД, способствующих успешному усвоению знаний о природе и практическому применению.
Исключение механического заучивания учебного материала.
Способность к самообразованию. Рекомендации по формированию у учащихся читательских умений для овладения смысловым чтением
1.Целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника.
2.Составлять план к прочитанному тексту.
3.Уметь выполнять задания, включающие составление схем, таблиц.
4.Логично и последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст.
5.Отвечать на вопросы в конце параграфа.
6.Извлекать из учебника и дополнительных источников необходимой информации и обсуждать полученные знания, сведения.
7.Обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации.
8.Находить в тексте описание к иллюстрациям.
9.Сравнивать объекты, изображения на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним, соотносить описываемые объекты, события, явления природы к иллюстрациям.
10.Самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы.
11.Готовить сообщения, проекты, творческие работы на основе использованной литературы (энциклопедии, справочники, другие книги, Интернет-ресурсы).
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №1
города Рудня»
Мастер-класс
Формирование смыслового чтения на уроках биологии
Урок в 6 классе
«Семейства класса Однодольные»
Автор: Комарова Галина Ивановна,
учитель биологии
Рудня, 2016 год
Проблема: трудности обучающихся, связанные с пониманием текста и извлечением необходимой информации
Актуальность: овладение учащимися компетенциями способствующие достижению успешного усвоения знаний и исключения механического заучивания учебного материала.
Цель: создать условия для максимально точного и полного понимания содержания текста и практического осмысления извлеченной информации
Задачи:
1.Формирование вдумчивого читателя:
- поиск информации и понимание прочитанного текста;
- преобразование и интеграция информации;
- анализ и оценка информации.
2.Использовать приемы, способствующие формированию смыслового чтения.
Методы: словесные, практические, технические
Формы организации:
групповые;
работа в малых группах, в паре;
индивидуальные формы.
Приемы самостоятельной работы с текстом учащихся
Прием «Задай вопрос»
Цель: Сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приемом постановки вопроса к тексту
Прием «Составь задание»
Цель: Сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования
Прием «Тонких и толстых вопросов»
Цель: Сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приемом постановки вопросов к тексту и составление плана
Прием «Верные неверные утверждения»
Цель: Понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации
Прием «Восстанови текст»
Цель: Сформировать умение целенаправленно читать текст, сравнивать заключенную в тексте информацию
Прием «Лови ошибку»
Цель: Сформировать умение вдумчиво читать, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации
Прием «Верные неверные утверждения»
Цель: Понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации
Прием «Сопоставление/нахождение сходств и различий – прием работы, основанный на сравнении двух и более объектов/
Цель: Сформировать умение целенаправленно читать текст, сравнивать заключенную в тексте информацию