Программа по китайскому для детей по Путешествие в китайский язык


Пояснительная записка:
В настоящее время в связи с укреплением международных связей повысился интерес к раннему обучению детей иностранным языкам. Китай с каждым днем становится все более развитым государством и занимает лидирующие позиции среди всех стран, это еще и самая большая по численности населения страна. Поэтому изучение китайского языка считают самым актуальным в наше время. А так как наш край имеет общую границу с Китаем, у нас представляется огромная возможность научиться китайскому языку в полной мере. Изучение иностранного языка в раннем возрасте особенно эффективно, т.к. именно дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры. Безусловно, этот возраст уникален для овладения иностранным языком в силу таких психологических особенностей ребенка как быстрое запоминание языковой информации, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера и т.д. Поэтому, изучение иностранного языка в раннем возрасте положительно влияет на общее психофизическое развитие ребенка, его речевые способности и на расширение общего кругозора. Китайский язык, сам по себе многогранный язык, он развивает фонетическую, лексическую, грамматическую и особенно каллиграфическую компетенцию. Каллиграфия дисциплинирует и организует человека, позволяя развить нераскрытые качества и способности своей личности. Занятие каллиграфией также помогает преодолеть человеку многие недостатки, как в психологическом, так и в физическом плане.
Актуальность программы:
С введением федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования преподавание иностранного языка является обязательным со второго класса. Следует отметить, что предмету «Иностранный язык» отводится особое место как одному из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника. Это обусловлено тем, что в условиях поликультурного и полиязычного мира обучение иностранному языку способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как носителя культуры и духовных ценностей своего народа, национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения. Всем известно, что на начальной ступени обучения происходит становление личности младшего школьника. Выявление и развитие его способностей, формирование учебных навыков и овладение элементами культуры и поведения. Язык в данном случае рассматривается как средство воспитания и развития личности ученика, приобщения его к европейской и собственной культуре, национальному этикету. Поэтому изданные в настоящее время учебники – яркие, красочные, иллюстрированные и в полной мере отражают языковую и культурную картины мира носителей языка. В раннем школьном возрасте у ученика так развивается процесс мышления, что чужой язык еще не кажется ему сложным. Усваивая иностранный язык в период, когда происходит активное усвоение родного, ребенок впитывает чужую речь как нечто естественное, органическое, что нельзя сказать о более позднем периоде, когда речевая функция мозга уже миновала пик своего развития. Также в раннем возрасте дети более восприимчивы в изучению иностранного языка, благодаря прекрасной памяти, воображению, подражанию, таланту.
Цель программы: Создание условий для формирования высокого уровня мотивации ребёнка-дошкольника к изучению китайского языка через использование разнообразного, доступного для освоения ребёнком-дошкольником языкового материала.
Задачи программы по китайскому языку органично переплетаются с задачами, которые решаются на ранней ступени обучения, дополняются и конкретизируются от этапа к этапу.
увлечь детей предметом «китайский язык» и сохранить увлеченность на протяжении всего периода обучения иностранному языку, используя для этого игру как основную форму деятельности ребёнка 3-6 лет с сохранением её в качестве ведущей в работе с детьми 6-7 лет;
 обеспечить дошкольников базовыми знаниями китайского языка и культуры, закладывающими основу успешного изучения языка в будущем;
 научить ребят понимать и использовать некоторые основные лексические единицы и структуры китайского языка (в рамках программного материала);
 развить базовые навыки аудирования, разговорной речи, чтения и письма на китайском языке;
  использовать процесс обучения китайскому языку для актуализации положительных черт характера ребёнка (умение позитивного, неконфликтного общения; умения взаимодействовать в группе, сопереживать; воспитание аккуратности) – создание игровых языковых ситуаций, способствующих проявлению положительных качеств личности ребёнка.
Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным особенностям, познавательным потребностям и интересам дошкольников, дают простор детской фантазии и возможность проявить свою индивидуальность.
Программа рассчитана на работу с детьми 5-7 лет, 8-10 лет, 11-13 лет. Набор детей для занятий по данной программе осуществляется на свободной основе, с учетом его индивидуальных способностей. Количество обучающихся детей в группе может колебаться от 5-8 человек (оптимальное количество) до 10-12 человек (допустимое количество). Оптимальное количество учащихся в группе определяется исходя из особенностей работы. При численности в 5-8 человек каждый ребёнок получает возможность стать активным участником игры, диалога, индивидуальной работы с песнями, стихами. При численности в 10-12 человек уменьшается количество времени на индивидуальную работу каждого, но возрастает интерес при проведении массовых игр, инсценировок. 
Продолжительность занятия в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.1251-03, СанПиН 2.4.1.2660-10    устанавливается в пределах:
25 минут для детей 5-6 лет;
30 минут для дошкольников 6-7 лет.
40-45 минут школьники 8-13 лет
Количество часов в месяц – ______ часов, в год – ______ часа
Ожидаемые результаты работы по программе
1.      Высокий  интерес к изучению китайского языка;
2.      Владение определенным программой объёмом языкового материала (слова, фразы, стихи, песни и т.д.);
3.      Знание китайского алфавита, графических обозначений звуков, тон, черты, ключи;
4.      Понимание китайской речи в рамках программы;
5.      Умение работать в группе, неконфликтно общаться, сопереживать.
6. Владение базовыми навыками чтения;
Результаты работы по программе отслеживаются для групп каждого года обучения в течение учебного года (на начало, середину и конец года). Для учащихся это скрытый контроль, то есть они не знают, что их деятельность специально контролируется.  Контроль осуществляется в ситуации: учитель - ученик. Обстановка должна быть естественной. Тестирование проводится в игровой форме. Кроме того, показателем результативности являются итоги внешней оценки языковой подготовки ребят – отзывы родителей, отзывы педагогов, посещающих открытые занятия. В качестве доказательства результативности подготовки воспитанников могут быть использованы фотоматериалы по результатам занятий и видеоматериалы открытых занятий.
Программа составлена на основании «Примерной программы по китайскому языку» (рекомендованной для основного общего и среднего (полного) общего образования), составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного плана на учебный курс для дошколного образования. За основу взяты учебники:
- «Царство китайского языка» (издание «Пекинский институт языка и культуры»)
– «Новый практический курс китайского языка» (издание «Пекинский институт языка и культуры»). Данный учебник предоставлен Народным Правительством города Маньчжурия в честь 2010 года – Года китайского языка в России.
– «Практический курс китайского языка» (под ред. Кондрашевского А.Ф., издание исправленное и дополненное).
– «Китайский язык: новый старт» (издание Китай, Пекин).
– «Практический курс китайского языка» (под ред. Задоенко Т.П.,Хуан Шуин)
Учебно-тематический план.
Младшая группа.
 
Тема Количество часов Практика Форма контроля
Знакомство с изучаемой страной. Приветствие. 2 2 Игра
Алфавит ( тона, звуки, финали, инициалы) 12 12 Игра
Цифры 3(4) 3(4) Игра
Семья 5 5 Игра
Животные 5 5 Игра
Цвета 4 4 Игра
Фрукты 4 4 Игра
Овощи 3 3 Игра
Игрушки 3 3 Игра
Школьные принадлежности 2 2 Игра
Времена года 2 2 Игра
Режим занятий : 42 часа 1 раз в неделю
Учебно-тематический план.
Средняя группа.
 
Тема Количество часов Практика Форма контроля
Знакомство с изучаемой страной. Приветствие. 1 1 Игра
Алфавит ( тона, звуки, финали, инициалы) 10 10 Игра
Цифры 2 2 Игра
Семья 3 3 Игра
Животные 3 3 Игра
Цвета 2 2 Игра
Фрукты 2 2 Игра
Овощи 2 2 Игра
Игрушки 2 2 Игра
Школьные принадлежности 2 2 Игра
Еда 2 2 Игра
Посуда 2 2 Игра
Прием пищи 2 2 Игра
Времена года 2 2 Игра
Части тела 2 2 Игра
Одежда 2 2 Игра
Мебель 2 2 Игра
Режим занятий : 42 часа 2 раз в неделю
Учебно-тематический план.
Старшая группа.
Тема Количество часов Практика Форма контроля
Знакомство с изучаемой страной. Приветствие. 1 1 Игра
Алфавит ( тона, звуки, финали, инициалы) 8 8 Игра
Цифры 2 2 Игра
Семья 3 3 Игра
Животные 3 3 Игра
Цвета 2 2 Игра
Фрукты 2 2 Игра
Овощи 2 2 Игра
Игрушки 2 2 Игра
Школьные принадлежности 2 2 Игра
Еда 2 2 Игра
Посуда 2 2 Игра
Прием пищи 2 2 Игра
Времена года 2 2 Игра
Части тела 2 2 Игра
Одежда 2 2 Игра
Мебель 2 2 Игра
Режим занятий : 42 часа 2 раз в неделю
 
Тематическое планирование по китайскому языку
№ тема Кол-во
часов Учебный материал Виды речевой деятельности Виды контроля
фонетика лексика грамматика чтение говорение аудированиеписьмо Знакомство с изучаемой страной. Приветствие.
2 - Сформировать у детей представление о стране изучаемого языка.
- Развитие у детей этической функции общения (умения поздороваться, попрощаться), познакомиться (представить себя и кого-нибудь).
- Развитие умения понимать обращенные к ним реплики и реагировать на них.
- Развитие умения сообщить о себе.
Игра, фронтальный опрос
1



Алфавит

Цифры

Семья
Животные
Цвета
Фрукты
Овощи
Игрушки
Школьные принадлежности

Времена года
10
2
5
5
4
2
2
3
2
2
Совершенст-вование произноси-тельных навыков
Совершенст-вование произноси-тельных навыков
Совершенст-вование произноси-тельных навыков
Совершенст-вование произноси-тельных навыков
Совершенст-вование произноси-тельных навыков
Совершенст-вование произноси-тельных навыков
Совершенст-вование произноси-тельных навыков
Совершенствование произносительных навыков с помощью скороговорок, стихотворений
Совершенствование произносительных навыков с помощью скороговорок, стихотворений
Совершенствование произносительных навыков с помощью скороговорок, стихотворений
А) гласные буквы: a,i,u,o,e,yБ) согласные буквы b,m,p,f,d,t,n,l,g,k,h,j,q,x,z,c,s,zh,ch,sh,w,rВ) ai,ei,ao,ou,an,en,in,un,un,ang,eng,ing,ong,ie,iu,iao,ian,uo,ui,uan,uang,ue,uan,er
Wo,ni,ta-местоимения
一yi,二er,三san,四si,五wu,六liu,七qi,八ba,九jiu,十shi
岁Sui возраст
妈妈mama爸爸baba
哥哥gege姐姐 jiejie妹妹 meimei弟弟didi奶奶nainai爷爷yeye家jia猫mao狗gou马ma兔tu
鸟niao蛇she猪zhu鸡ji狐狸huli熊猫xiongmao熊xiong鹅e
牛niu羊yang и др…
红 hong绿lu黄huang白 bai黑 hei
蓝 lan灰hui
Слова по теме фрукты:
桔子
橙子
香蕉
葡萄
柠檬и т.дЛексика по теме овощи
Лексика по игрушкам
Лексика по школьным принадлежностям
Лексика по временам года
Понятие тона( тренировка)
местоимения
Использование числительных:
Год, месяц, число, возраст
Построение предложений обладания
…you…
Грамматика наличия
Построение предложений
Закрепление грамматики: числителтные глаголы обладания
Вопросительные предложения
Построение предолженийZhe shi shenme?
有没有? вопрос
Слова на изученные буквы
Чтение чисел
Чтение слов по теме семья
Чтение слов по теме животные
Чтение слов по теме
Чтение слов по теме фрукты
Чтение слов по теме
Чтение слов по теме
Чтение слов по теме
Чтение слов по теме
Тренировка речевых навыков на основе новых слов
Составление выражений с числами

Составление выражений о себе
Поговорить о домашних живоныхИгры с картинками
Описать картинки
Найти животное и сказать каким он цветом
Описать картинки
Описать картинки, выполнение игр
Описание картинов, игра со словами
Вопрос- ответ
Вопрос ответ
Прослушивание аудиозаписей и повторение слов за диктором
Прослушивание аудиозаписи, речь учителя
Прослушивание аудиозаписи, речь учителя
разговорные клише и речевые обороты по теме
Прослушивание аудиозаписи, речь учителя
разговорные клише и речевые обороты по теме
разговорные клише , прослушивание аудиозаписей,
речь учителя
Прослушивание аудиозаписи 小白兔
разговорные клише и речевые обороты по теме
работа с 小白兔
аудированиеработа с 小白兔
аудированиеработа с 小白兔
аудированиеРазвитие навков иероглифического письма:
- черты ( умение прописывать) горизонтальная, вертикальная, откидная в лево откидная вправо
Прописывание букв
Прописывание счета
Прописывание черт: точка справа, восходящая точка
Прописывание слов по теме семья
Прописывание черт: Приложение №1
Прописывание слов по теме
Приложение №1
Прописывание слов,
Черт приложение №1
Прописывание слов, выполнение заданий на листочке у доски
Слова и ключи
Слова и ключи диктант иероглифических черт;
фонетический диктант;
иероглифический диктант;
фронтальный опрос цифр
театрализация знаний.
иероглифический диктант;
фронтальный опрос цифр
театрализация знаний.
иероглифический диктант;
фонетический диктант;
ответы на вопросы
устное монологическое высказывание.
иероглифический диктант;
фонетический диктант;
Фронтальный опрос
пересказ текста «Кино».
иероглифический диктант;
фонетический диктант;
фронтальный опрос
иероглифический диктант;
фонетический диктант;
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос – игра
Фронтальный опрос - игра
Приложение №1