Программно-методическое обеспечение к организационно-массовым мероприятиям экологической направленности

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Каргатский Дом детского творчества









Программно-методическое обеспечение
к организационно-массовым мероприятиям
экологической направленности
Из опыта работы методиста ДДТ г. Каргата
по организации и проведению районного экологического конкурса
«Природа - наш дом», посвященного Дню Земли
(в рамках областного конкурса методических работ
по направлению эколого-биологическое)






Бондаренко Надежда Владимировна
методист
Каргатский Дом детского творчества
632402; Новосибирская область,
г. Каргат, ул. Советская, 118.
тел.: 8-383-(65)-22-294, факс: 23-542.










Оглавление
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc319243933" 14Аннотация 13 PAGEREF _Toc319243933 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc319243934" 14Сведение об авторе 13 PAGEREF _Toc319243934 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc319243935" 14Пояснительная записка 13 PAGEREF _Toc319243935 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc319243936" 14Рекомендации по проведению конкурса творческих работ по эколого-биологическому направлению «Природа наш дом» 13 PAGEREF _Toc319243936 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc319243937" 14Рекомендации по проведению конкурса «Природа - наш дом», посвященного Дню Земли. 13 PAGEREF _Toc319243937 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc319243938" 14Литература 13 PAGEREF _Toc319243938 \h 1491515
Приложения.10
15

Аннотация
В настоящее время одним из приоритетных направлений образования коллектива Каргатского Дома детского творчества является внедрение в практику работы учреждения комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку условий для развития экологического образования. Прямое общение детей с живой природой – это возможность непосредственно прочувствовать ее законы, правила и особенности жизни.
Природоохранная деятельность в МКОУ ДОД КДДТ способствует осознанию детьми многостороннего значения природы и необходимости в связи с этим сохранения и улучшения природной среды, выявления местных экологических проблем, поиск и практическую реализацию доступных для детей путей их решения.
Большое значение для экологического воспитания и образования детей, наряду с урочными занятиями, имеет внеурочная и внеклассная деятельность. Теоретическое изучение основ экологии и природоохранного дела не может заменить практического приобщения обучающихся к природе и ее охране.
Экологическая работа, проводимая в системе дополнительного образования, дополняет школьные базовые программы, предлагая каждому ребенку погрузиться в мир добрых взаимоотношений с природой.
Природа-первооснова всякой красоты и величия. Мы являемся ее частью и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Состояние природы в будущем зависит от экологической воспитанности сегодняшних детей. Экологически культурный человек компетентно и ответственно относится к природной среде.
Основы экологической культуры следует закладывать с детства. Дети познают сегодняшний мир, готовятся жить и работать в мире завтрашнем.
Для ребенка экология - это все, что его окружает: и дерево, и парк, и птицы, прилетающие на кормушку, и наконец, сам человек.
Природа оказывает различное воздействие на психоэмоциональное состояние. Созерцание красот природы, ее изучение стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему.
Самая трудная задача – это направить неиссякаемую энергию детей в такое русло, чтобы их общение с природой приобрело, глубокий смысл и было наполнено радостью. Сегодня на первый этап выдвигается поиск эффективных путей и способов экологического воспитания и образования.
Экологическая культура формируется на основе и в процессе практического освоения. Этот процесс не должен быть стихийным, поскольку экологическое образование- процесс непрерывный и продолжает всю жизнь.
Признание о необходимости и важности экологической культуры у современного человека в настоящее время является, насущной потребностью.
Сведение об авторе
Бондаренко Надежда Владимировна
Занимаемая должность - методист, педагог дополнительного образования МКУ ДОД Каргатский Дом детского творчества.

Сведения о профессиональном образовании - окончила Новосибирский государственный педагогический университет, по специальности «биология» (1995г).
Стаж педагогической работы -35лет, методистом и педагогом дополнительного образования -6лет.
С 2011 года занимаюсь проектно-исследовательской деятельностью обучающихся объединений Каргатского Дома детского творчества. В 2012-2014 году принимала участие в Международной конференции исследовательских работ обучающихся учреждений дополнительного образования детей «Горизонты открытий», где обучающиеся занимали 1 место.
Опубликована методическая статья в сборнике информационно-методических материалов по организации исследовательской деятельности педагогов и обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.
Пояснительная записка
Данная методическая разработка может применяться в учреждениях дополнительного образования детей и в общеобразовательных учреждениях.
Участниками мероприятия являются обучающиеся школ и учреждений дополнительного образования детей в возрасте от 12 до18 лет.

Целевая установка:
Активизация деятельности образовательных учреждений по развитию у обучающихся гражданской ответственности и экологической культуры на основе изучения природы, истории и традиций своего края через вовлечения детей, родителей и жителей города в природоохранную деятельность для улучшения экологической обстановки города.
Задачи:
привлечение внимания к природному и историко-культурному наследию своей местности, содействие воспитанию бережного отношения к природе и культурным ценностям;
поддержка исследовательской деятельности обучающихся по изучению природы, истории и традиций родного края;
вовлечение участников экологического проекта в практическую природоохранную деятельность
формирование экологической культуры населения города

Формы и методы реализации:
Формирование у детей начальных навыков экологического воспитания и познавательного интереса в области природоохранной деятельности реализуется посредством конкурсов творческих работ, проектов и праздника, посвященных Дню Земли. При их организации и проведении используются методы, ориентированные на усиление самостоятельной практической и познавательной активности
практические: изготовление поделок;
наглядные: выставка рисунков, слайд-программы;
словесные: рассказ, беседа.
Конкурс и праздник является хорошей возможностью представить, отметить и поощрить участников, работы которых выполнены индивидуально или на занятиях объединений эколого-биологического направления.

Рекомендации по проведению конкурса творческих работ по эколого-биологическому направлению «Природа - наш дом»
Организация данного конкурса начинается с заседания творческого совета, на котором составляется план подготовки и проведения данного мероприятия и назначаются ответственные (приложение 1). Затем следует разработка положения, в котором указываются цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия (приложение 2). Положение рассылается по образовательным учреждениям.
В школе работы на конкурс могут выполняться индивидуально учащимися и объединениями, увлекающимися рисованием, резьбой по дереву, бумагопластикой, исследовательской работой, работающими по данному направлению. В учреждениях дополнительного образования работы также выполняют объединения эколого - биологического направления.
Данные учреждения выбирают наиболее удачно выполненные работы и направляют их организаторам конкурса.
Организаторы в свою очередь оформляют выставку и приглашают для оценки конкурсных работ компетентное жюри в составе 3-5 человек, имеющих собственный опыт в данной деятельности. Каждому члену жюри предоставляется оценочный лист на все номинации (приложение 3), в который он должен внести количество баллов по каждому критерию. После подведения итогов работы комиссии составляется сводный протокол конкурса, по которому определяются победители (приложение 4).
Рекомендации по проведению конкурса «Природа - наш дом», посвященного Дню Земли.

Организация массового праздника предполагает, прежде всего, создание творческого совета, который распределяет обязанности и составляет план подготовки мероприятия (приложение 1)
Заранее о празднике сообщают всем образовательным учреждениям приглашениями и яркими запоминающимися афишами с программой. Обязательно приглашаются все участники конкурса «День Земли», члены жюри, родители.
Успех массового праздника обеспечивается использованием комплекса средств эмоционально-нравственного воздействия. В сценарии ведущее место принадлежит слову, содержащему основную информацию и влияющему на интеллект, воображения и чувства детей.
Воздействие слова усиливают средства наглядности: оформляется место проведения праздника, обязательно организуется выставка работ всех участников конкурса, для которой требуется наличие столов, демонстрируются тематические слайд - программы (приложение на диске).
Для музыкального сопровождения праздника и демонстрации слайд - программ необходимы: компьютер, проектор, экран, колонки.
Созданию эмоционального настроения участников праздника способствуют концертные номера, включенные в сценарий, музыкальное сопровождение и награждение победителей ранее проведенного праздника.
К проведению мероприятия привлекаются участники художественной самодеятельности (ДК, музыкальная школа и т.п), с которыми необходимо также заранее договориться и отобрать музыкальные номера.
Ведущими праздника могут быть совместно взрослые и дети. Чтобы все по сценарию прошло удачно, необходимы предпраздничные репетиции, на которых особое внимание уделяется массовым сценам и стыковке слайд - программы и музыки.
Литература

1. Научно-методический журнал «Воспитание школьников», № 7, 2006г.;
2. Газета «ПедСовет», № 1 2008г.;
3. Методический журнал «Биология в школе» №3, №6, 2008 г;
4. Внеклассная работа Гуленкова М.А.. «Изучать природу надо в природе» 2008г;
5.Экологические спектакли Минск 2003г

Приложение 1
План
подготовки и проведения конкурса «Природа - наш дом»



мероприятие
сроки
ответственный

1
Заседание творческого совета и распределение обязанностей



2
Составление положения о конкурсе



3
Распространение положения по образовательным учреждениям



4
Сбор заявок на участие в конкурсе



5
Оформление общей заявки со всеми участниками конкурса



6
Составление оценочных листов



7
Составление сводного протокола



8
Определение членов оценочной комиссии и приглашение их на просмотр конкурсных работ



9
Оформление выставки конкурсных работ для оценочной комиссии



10
Оформление дипломов и благодарностей



11
Составление сметы на проведение конкурса



12
Приобретение товаров по смете



13
Фотосъемка конкурсных работ




Приложение 2
Положение
о проведении районного экологического конкурса «Природа - наш дом»
Общие положения
1.1 Районный экологический конкурс «Природа - наш дом» проводится с целью
активизации деятельности образовательных учреждений по развитию у обучающихся гражданской ответственности и экологической культуры на основе изучения природы, истории и традиции своего края через природоохранную деятельность для улучшения экологической обстановки города.
Задачи конкурса:
- привлечения внимания к природному и историко-культурному наследию своей местности;
- воспитанию бережного отношения к природе и культурным ценностям;
-развивать познавательную деятельность обучающихся в области экологии.
-формирование экологической культуры населения города
1.2. Настоящее положение определяет порядок проведения районного экологического конкурса.
2. Участники конкурса
В конкурсе могут принимать участие обучающиеся школ и объединений в возрасте до 18 лет.
Участники подразделяются на 2 возрастные группы:
Обучающиеся 5-8 классов.
обучающиеся 9-11 классов.
3. Сроки проведения конкурса:
Работы и заявки на конкурс подаются заранее до


4.Организатор конкурса:
МКОУ ДОД Дом детского творчества.
Сроки проведения с 1 ноября 2011г. по 5 июня 2012года.
5.Условия участия
1.Заявки на участие в мероприятиях экологического конкурса принимаются на ДДТ не позднее двух недель до начала мероприятия.
2. Заявки принимаются по форме:
Заявка
на участие в городском экологическом конкурсе «Природа наш дом»
1.Учреждение: школа, класс (объединение) Ф.И.О. руководителя
2.Указать название мероприятий, в которых будете принимать участие
3. Контактный телефон
6. Номинации конкурса:
1. Природа и творчество:
- композиции из различных природных материалов, поделки;
- прикладное искусство (изделия из дерева, роспись и резьба по дереву).
2.Учебно-исследовательская работа
3. Практическая природоохранная деятельность (рассматриваются работы, проекты, отражающие личное действие в решении проблемы сохранения природы)


Подведение итогов
Требования к работам:
- работы принимаются в любом исполнении (дерево, ДСП, картон, бумага, пластик);
- на работе должны быть указаны: тема номинации; фамилия и имя исполнителя (или исполнителей); название образовательного учреждения; фамилия, инициалы, должность руководителя, консультанта.
Критерии оценки работ:
- отражение темы (0-2)
- композиционное решение (0-2)
- уровень исполнения (0-2)
- художественная выразительность (0-3)
- оригинальность исполнения (0-3)
Максимальное количество баллов – 12

Условия подачи заявки для участия в конкурсе: 1. Для участия в конкурсе необходимо подать заявку до. 2. В заявке должно быть указано следующее: 2.1. тема номинации; название работы; фамилия, имя исполнителя; класс, школа, группа дополнительного образования; 2.2. фамилия и инициалы руководителя.

Способы подачи заявок: - В Дом детского творчества электронной почтой или факсом.
Количество предоставляемых работ:
На конкурс предоставляется не более 2 работ в каждой номинации и каждой возрастной группе от образовательного учреждения
Подведение итогов конкурса, награждение: 1. Итоги конкурса творческих работ подводятся заранее (с по ). 2. По окончании работы жюри устанавливает конкурсные места в зависимости от суммы баллов по всем вышеназванным показателям.
3. Выставка работ участников конкурса и награждение победителей будет проходить на празднике, посвященном Дню Земли, который состоится .
Приложение 3

Оценочный лист
конкурса «Природа - наш дом» работ в номинации природа и творчество

№ п\п
Название работы
Фамилия, имя, возраст участника
ОУ
Критерии оценки





отражение темы
(0-2)

композиционное решение (0-2)

уровень исполнения
(0-2)

художественная выразительность (0-3)

оригинальность исполнения
(0-3)














Оценочный лист
конкурса «Природа - наш дом» работ в номинации учебно-исследовательская работа

№ п\п
Название работы
Фамилия, имя, возраст участника
ОУ
Критерии оценки





Постановка цели и задач, обоснование актуальности
(0-2)

Выбор методик (0-2)

Достаточность собранного материала
(0-2)

Глубина проработки материала, использование литературы
(0-3)

Значимость выводов, качество оформления
(0-3)














Оценочный лист
конкурса «Природа - наш дом» работ в номинации
практическая природоохранная деятельность

№ п\п
Название работы
Фамилия, имя, возраст участника
ОУ
Критерии оценки





Личное действие в решении проблемы сохранения природы (0-2)

Организация природоохранных акций
(0-2)

Пропаганда знаний о природе (0-2)

Практическая значимость содержания
(0-3)

Выводы (0-3)



Приложение 4

Сводный протокол конкурса «Природа - наш дом»


№ п\п
Фамилия, имя участника
Кол-во баллов члена жюри № 1
Кол-во баллов члена жюри № 2
Кол-во баллов члена жюри № 3
Кол-во баллов члена жюри № 4
Кол-во баллов члена жюри № 5
Средний балл











Природа - наш дом
сценарий праздника, посвященного «Дню Земли»

(церемония награждения участников и победителей конкурса)

Звучит музыка «Березовые сны» слова Г Фере., музыка В Гевиксман, (демонстрируется слайд-программа о природе)

Ведущие за кадром читают стихи:
1 вед: Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.

2 вед: Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами.

Ведущие выходят на сцену.

1 вед: Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

2 вед: И вместе с ними планета моя -
Та, что зовётся планетой "Земля",
Та, на которой живём ты и я!

1 вед: Добрый день, уважаемые гости нашего праздника!
2 вед: Здравствуйте!

1 вед: Мы приветствуем вас на нашем празднике «Природа – наш дом», который посвящен «Дню Земли».
День 22 апреля 1964г. был объявлен Всемирным днем Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено и по всей нашей стране. Из кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей относится к природе с уважением. Этот самый большой флаг, его площадь 660м.
С 1991 года проводят праздничные программы посвященные Дню Земли в Новосибирской области. Ядром мероприятий тогда была расчистка леса от накопившегося мусора. Инициатива оказалась удачной - дни Земли проводят и поныне.
Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться любить и беречь этот - дом, в котором мы живем.
2 вед: У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол - земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка - ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она большая. Так что нам действительно надо хорошо знать и беречь дом, в котором мы живем.
А поможет нам в этом наука экология.
В переводе с греческого языка слово « экология» означает «учение о доме». Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека.
Вместе «Земля – наш дом».
1 вед:

Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля - наш общий дом-
Наш добрый дом, просторный дом-
Мы вместе с рожденья в нем живем.
2 вед:
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
А сейчас на сцену приглашаем ребят из объединений экологической направленности.
Они расскажут о своих творческих делах «Моя планета - человеческий дом».
(театрализованное выступление ребят из объединений)

Концертный номер: песня «Отговорила роща золотая»

На сцене мальчик читает стихотворение
Ведется спор давным – давно –
Уж так, наверно, суждено:
Не можем мы определить,
Как нам природу сохранить.
И кто важней среди зверей,
Полезней кто и красивей?
Чтоб спор нам этот разрешить
Позвольте судебный процесс здесь открыть.
Звучит куплет из песни «Что такое осень?»
(входят на сцену судья и адвокат)
Судья: Животных много всяких разных,
Все любят милых, а безобразных
С брезгливостью принять не могут,
И ничего здесь не поможет.
Сегодня на весах Фемиды
Лежит серьезнейший запрос:
Какое отношенье к братьям меньшим
Испытывают люди? Вот вопрос!

Адвокат: Я докажу, что есть на свете
Состраданье и любовь.
Я не согласен с обвиненьем
И доказательства принес
(показывает слайд программу «Зимующие птицы»)
Здесь дети из объединения «Бионика»
Занимаются проектом «Зимующие птицы»
Еще я пригласил в свидетели ребят из объединения «Кувшинки», (слайд программа)
Чье творчество – прямой ответ:
В природе все важны, и нет вредителей,
И нелюбимых животных нет.
Судья: Весомо!
Ну, что ж, посмотрим стройный ряд.
Смягчить свои обвинения
Я буду очень рад
И посмотрю итоги конкурса сейчас.

1 вед : Позвольте наш уважаемый суд представить вам победителей и участников конкурса «Природа наш дом».
Итак, мы начинаем церемонию награждения участников и победителей конкурса в номинации «природа и творчество»

Председатель жюри награждает участников конкурса «Природа наш дом» по номинациям «Природа и творчество», «Учебно-исследовательская работа», «Практическая природоохранная деятельность».

Звучат фанфары. На сцену вызываются участники для вручения благодарственных писем, дипломов и подарков.

2 вед: Мы еще раз поздравляем ребят, участвовавших в конкурсе «Природа - наш дом»

и дарим им музыкальный подарок.

Концертный номер песня «Родная земля».

Судья: Ну, что ж достойный дали вы отпор
И доказали. Завершен наш спор.
Я рад, что в Сибири есть уголок такой
Где живут ребята с очень доброй и чуткой душой.
О, люди мыслю я: у всех у нас
Есть мать одна по имени Природа!
У ней для всех хватает доброты
В любое время года.
Адвокат: О, человек! Природа-мать
Детей своих от глаз не прячет.
Не обмани доверие ее
Для всех живущих это много значит.



1.ВЕД: Давайте будем дружить друг с другом
Как птица- с небом, как поле с плугом,
Как ветер – с морем, трава – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте будем стремиться, чтоб нас любили
И зверь, и птица. И доверяли всюду нам,
Как самым верным своим друзьям
До новых встреч!
Приложение 1

План
подготовки и проведения мероприятия


мероприятие
сроки
ответственный

1
Заседание творческого совета, распределение обязанностей



2
Оформление афиши и «пригласительных»



3
Подготовка ведущих праздника



4
Оформление задника сцены



5
Оформление выставки конкурсных работ в номинации природа и творчество



6
Техническое оснащение праздника



7
по подготовке концертных номеров



8
Фото и видеосъемка праздника



9
Регистрация и размещение участников праздника



10
Приглашение оценочной комиссии, гостей












13PAGE \* MERGEFORMAT14515




`ђ Заголовок 115