Рабочая программа факультативного курса «Школьный пресс-центр «На школьной волне».


Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 города Коряжмы»
Архангельской области
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры Педагогическим советом школы.
предметов гуманитарного цикла. Протокол № 1 от «28» августа 2015 г.
Протокол №1 от «28» августа 2015 г.
Рабочая программа
факультативного курса
«Школьный пресс-центр «На школьной волне».
Социальное направление.
Возраст участников: 7,8,9 класс
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Новоселова Л.А.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
по должности «учитель»
2015г.
Пояснительная записка.
В процессе воспитания и образования школьников особую роль играют средства массовой информации. Они серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации определяют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.
Журналистика – это творческая, литературно-публицистическая деятельность, направленная на сбор, переработку и правку информации, а также на грамотное ее распространение. Детская журналистская деятельность является мощным факторам социального развития подрастающего поколения.
Программа курса «Школьный пресс-центр «На школьной волне» - это программа
интеллектуального творчества, направленного на развитие речи, коммуникативных навыков, которые необходимо оперативно применить в той или иной жизненной ситуации. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём.
Владение основами журналистики, умение работать с информацией и общаться с людьми - навык, необходимый не только работникам средств массовой информации, но и любому цивилизованному человеку, который хочет добиться успеха. В этом заключается актуальность введения данного курса в структуру образовательного процесса школы.
Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Занятия направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитии фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко, реализации потребности в коллективном творчестве, воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближним окружением, способствуют укреплению нравственной позиции школьников.
Программа «Школьный пресс-центр «На школьной волне» реализуется в МОУ «СОШ №6» с 2013 года.Она прошла успешную апробацию в 7-9 классах в 2013-2014 учебном году, с 2014-2015 года используется в штатном режиме в рамках факультативного курсф наполняемостью до 15 человек.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Всего за год 68 часов, 2 часа в неделю.
Целевая аудитория: программа рассчитана на обучающихся основного общего образования в возрасте от 13 до 16 лет. Может корректироваться с учетом индивидуальных способностей и возраста обучающихся.

Цель: становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей, повышении речевой, письменной и культурной компетентности.
Задачи:
сформировать информационную компетентность учащихся, научить их использовать различные способы работы с источниками информации;
создавать условия для развития успешной личности, самореализации каждого учащегося, развития его творческих способностей с учётом индивидуальных;
формировать умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
способствовать формированию коммуникативной компетентности в учебном сотрудничестве, создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
сформировать умение работать с документами; проводить опросы; видеть речевые и стилистические ошибки в газетных публикациях, обучить приемам верстки газеты;
формировать умения соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества;
формирование готовности и способности к выбору направления профильного образования.
Формы работы и режим занятий: занятия делятся на теоретические и практические. Теоретические занятия включают лекции-беседы для формирования ключевых знаний и умений по изучаемым темам, практические занятия направлены на отработку полученных знаний, а также на творческую работу(написание сочинений разных жанров)
Другие формы работы:
работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
анкетирование;
социологический опрос;
экскурсии;
встречи с журналистами;
участие в школьных и городских мероприятиях, конкурсах сочинений, творческих работ;
выпуск школьной газеты.
Описание ценностных ориентиров содержания курса:
Ценность общения – понимание общения как значимой составляющей жизни общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческкого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законамиобщества.
Ценность истины как части культуры человечества.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
Методы обучения: объяснительный, иллюстративный, демонстрационный, поисковый, исследовательский.
Личностные, метапредметные результаты.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам;целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания (филологии, лингвистике) и видам деятельности;
приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Содержание данного курса качественно отличается от базового:
в базовом курсе отсутствуют программы, сознательно ставящие перед собой цель обучение навыкам журналистской деятельности;
межпредметность курса.
Содержание тем и разделов программы.
Тема 1. Что такое журналистика? (8 часов) Вводное занятие. История журналистики. Роль СМИ в современном обществе. Газета. Виды газет. Редакция газеты. Понятие «детская журналистика». Роль ученического издания в жизни школы. Обработка информации.
Тема 2. «Я – журналист» (12 часов) Определение линии поведения юного журналиста. Журналистская этика. Знакомство с законами СМИ. Факт как основа публикации. Сбор информации как этап работы журналиста. Структура публикации. Вёрстка номера школьной газеты.
Тема 3. Разновидности публицистических жанров (35 часов) Информация как жанр. Виды информации. Типы информации. Формы подачи новостей: метод маски, фичер, клиповой заголовок. Методы получения информации.Информационные жанры. Их роль и место на газетной полосе. Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся газета». Интервью как способ получения информации. Деловая игра «Интервью и интервьюирование». Статья и заметка как газетный жанр. Написание статьи в школьную газету. Репортаж. Признаки репортажа. Особенности репортажа. Предмет репортажа и его основа. Виды и типы репортажа. Тема репортажа и его герой. Подготовка к репортажу. Фоторепортаж. Письмо. Письма в редакцию. Их место и роль на газетной полосе. Правила их оформления. Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических (газетных) жанров. Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров. Приёмы правки написанного. Вёрстка номера школьной газеты.
Тема 4. Моя газета (13 часов) Макет газеты. Создание логотипа. Заголовки. Лиды. Роль лида в написании статьи. Иллюстрации и фотографии. Врезки. Роль врезки. Верстка номера, ее виды. Знакомство с издательской программой Pablusher, ее назначение и краткая характеристика. Верстка статьи. Форма текста, размер материала. Композиция полосы. Вёрстка номера школьной газеты.
Учебно-тематическое планирование.
№ Название раздела программы Тема занятия Теория Практика Всего
1 Что такое журналистика? 1.Вводное занятие. История журналистики
2.Роль СМИ в современном обществе
3.Газета. Виды газет
4.Газета. Виды газет
5.Редакция газеты
6.Понятие «детская журналистика»
7.Роль ученического издания в жизни школы.
8. Обработка информации. 1
1
1
1
1 1
1
1 8
2 «Я-журналист» 1.Определение линии поведения юного журналиста.
2.Журналистская этика.
3.Знакомство с законами СМИ.
4.Факт как основа публикации.
5.Сбор информации как этап работы журналиста.
6.Структура публикации.
7.Вёрстка номера газеты.
1
1
1
1 2
2
4 12
3 Разновидности публицистических жанров 1.Информация как жанр. Виды информации. Типы информации. 2.Формы подачи новостей: метод маски, клиповой заголовок. 3.Методы получения информации.
4.Информационные жанры. Их роль и место на газетной полосе. 5.Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся газета».
6.Интервью как способ получения информации.
7.Деловая игра «Интервью и интервьюирование».
8.Статья и заметка как газетный жанр.
9.Написание статьи в школьную газету.
10.Репортаж. Признаки репортажа. Особенности репортажа. Предмет репортажа и его основа. Виды и типы репортажа. Тема репортажа и его герой. Подготовка к репортажу. 11.Фоторепортаж.
12.Письмо. Письма в редакцию. Их место и роль на газетной полосе. Правила их оформления. 13.Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических (газетных) жанров.
14.Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров.
15.Приёмы правки написанного. 16.Вёрстка номера школьной газеты.
2
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
2
1
1
1
1
1
4 35
4 Моя газета 1.Макет газеты.
2.Создание логотипа.
3.Заголовки.
4.Лиды. Роль лида в написании статьи.
5.Иллюстрации и фотографии. Врезки. Роль врезки.
6.Верстка номера, ее виды. 7.Знакомство с издательской программой Pablusher, ее назначение и краткая характеристика.
8.Верстка статьи. Форма текста, размер материала. Композиция полосы.
9.Вёрстка номера школьной газеты.
1
1
1
1
1
1
1
2
4 13
35 33 68
Планируемые результаты изучения программы.
По окончании курса «Школьный пресс-центр «На школьной волне», учащиеся должны уметь:
определять стиль и тип речи;
давать характеристику текста публицистического стиля;
в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал;
составлять план и использовать его в устных и письменных высказываниях;
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые
ошибки;
соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и пись-
менным высказываниям;
проводить литературное редактирование и литературную правку текста;
участвовать в дискуссии, обсуждении;
работать с разной литературой;
работать с диктофоном, компьютером, фотоаппаратом, видеокамерой;
брать и давать интервью;
использовать знания основных жанров периодической печати;
создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.
Формы подведения итогов реализации программы:
Ежемесячный выпуск школьной газеты «На школьной волне».
Участие в муниципальном конкурсе «Журналистский формат»
Участие в творческих конкурсах школьного, муниципального, регионального уровня.
Материально-техническое обеспечение курса:
Компьютер с выходом в сеть Интернет.
Мультимедийный проектор, экран.
Принтер.
Диктофон.
Фотоаппарат.
Рекомендуемая литература
Для учителя:
Бабайцева В.В. Русский язык. Теория.5-9 кл. – М., 2014 г.
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации».
Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. - М., 1997.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М., 2001
Ожегов С.И. Словарь русского языка/С.И.Ожегов. – М, 2003.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ,
1995
Спирина Н . А . Журналистика в школе : 8 - 11 классы : программы, материалы к занятиям /авт.-сост. Н . А . Спирина . – Волгоград: Учитель, 2009.
Для учащихся:
Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
http:// mec.tgl.ru – «Организация школьной газеты».
http:// venec.ulstu.ru – О журналистике .
http:// media.utmn.ru – Детская журналистика.
http://ipkps.edu.ru – Заметка.
http:// www.advesti.ru – «Словарь рекламных терминов».
http:// www.portal.lgo.ru- портал российской прессы
http:// www.media. ultra.ru – «Профессия журналист».
Приложение 1.
Развивающие упражнения, тренинги.
1. "Живая речь". Учащимся предлагается записать без помощи технических средств 15-минутный кусочек "живой" речи (в автобусе, на улице, в столовой...), желательно без журналистской правки, с сохранением особенностей авторской лексики, без пробелов в тексте. Цель упражнения - овладеть техникой записи в непредвиденной ситуации.
2. "Время". Учащиеся самостоятельно контролируют свое чувство времени, проверяя себя через определенные промежутки времени и записывая результаты. Погрешность +,- 5 минут считается нормой.

3. "Фраза-картинка". В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то, но и показывать. В некоторых жанрах, например, репортаже, журналист просто обязан создать "эффект присутствия". Можно написать "Он рассердился", и тогда читателю ничего не остается, как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: "Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул".
4. "Реплики". Попробуйте написать как можно больше реплик, которые человек произносит, когда он РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ, ЗЛИТСЯ. 5. "Жесты и мимика". Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьница и школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили.
6. "Ассоциации". Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например: УКАЗКА-МЫШЬ-АДМИРАЛ, ШЕЯ-ГИРЯ- АУКЦИОН, ФЕРЗЬ-БАЯН-КОНСЕНСУС, СЕССИЯ-ЗИГЗАГ-ТЕЛЕФОН. Цель - научить делать "мостики"-связки в будущих журналистских материалах, когда одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой.
7. "Сказка". Учащиеся выбирают какую-либо сказку и трансформируют содержащуюся в ней информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж, корреспонденцию и пр. Цель упражнения - уточнение смысла понятия "журналистская информация".

8."Три газеты". Учащиеся делятся на три произвольные группы, представляющие три издания: демократическое, крайне левых (или коммунистических) взглядов и т.н. "желтое". Предлагается один факт, который каждая группа интерпретирует и подает в соответствии с информационной политикой (а также - лексикой) своего издания. Цель упражнения - определение границ влияния на журналиста информационной политики издания.
9. "Стоп-кадр". К любой иллюстрации из журнала, газеты, просто фотографии сделать несколько подписей. Из одного - трех слов или словосочетания (как заголовок). Из одного предложения - не более 18 слов, включая союзы и предлоги. Из нескольких предложений общим объемом 40-50 слов.
10."Письмо в редакцию". Учащиеся пробуют себя в качестве рядового читателя, обратившегося с какой-то просьбой или вопросом в редакцию центрального издания. Цель упражнения - преодоление психологического барьера, связанного со сменой ролей.