Презентация Роль информационно-методического центра в формировании информационной грамотности у учащихся начальной школы


Роль информационно-методического центра в формировании информационной грамотности у учащихся начальной школы Формирование библиотечно-библиографической грамотности - органичная часть единого процесса руководства чтением детей в библиотеке, обучение их приемам работы с информацией . С основами библиотечно-библиографических знаний юных читателей знакомлю систематически, в процессе повсед­невной работы, а также на библиотечных уроках, предусмотренных программой занятий с учащимися. Задача библиотекаря - научить читателя пользоваться библио­текой, ее фондами, справочно-библиографическим аппаратом и ра­боте с книгой и текстом. Преимущество библиотечных уроков перед другими формами в том, что они позволяют охватить одновременно большое количе­ство учащихся, способствуют приобретению определенной системы знаний. Библиотечные урокиТема 1: Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия читатель, библиотека, библиотекарь- 1 класс. Понятие об энциклопедиях:словарях,справочниках-1-2 классТема 2: Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку. Как самому выбрать книгу.Тема 3: Правила и умения обращаться с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Тема 4:Обучение умению обернуть книгу, простейшему ремонту книг- 1-2 класс. Библиотечные урокиТема 5: Газеты  и журналы для детей.  Понятие о газете и журнале: статья, заметка, журналист, корреспондент, редакция. Выставка детских журналов: «Мурзилка», «Веселые картинки», «Читайка»,»Детская роман-газета» 3класс.Тема 6: Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие. Цель: формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к сознательному выбору литературы – 2-3 класс.   Работа с энциклопедиями : словарями , справочниками 2-3 класс.Тема 7 Справочная литература.Понятие об энциклопедиях:словарях,справочниках. Их структура алфавитное расположение материала. Использование этих книг в учебных целях 4 класс.Тема 8:Как читать книги.Вниминие к тексту, к художественной детали. Медленное чтение, перечитывание.Просмотр, выборочное и полное чтение 4 класс        В начальной школе дети будут       Разбираться в структуре литературных текстов (заглавие, автор, содержание, главы, иллюстрации).       Разбираться в структуре книги и использовать информацию из разных частей книги (оглавления, предметные указатели, приложения, и т.д.)       Разбираться в структуре атласов и детских энциклопедий.       Использовать словари для поиска информации.       Использовать ссылки в текстах для поиска информации.       Разбираться с информацией, упорядоченной разными способами (по алфавиту, по номерам, по тематике)       Описывать устройство библиотеки, режим работы, правила пользования; использовать библиотечную терминологию. В начальной школе дети будут:       Выбирать аудио-, видео- , CD-ресурсы для выполнения поставленной задачи.       Объяснять важность найденной информации.       Повторно воспроизводить нужную информацию на аудио- и видеомагнитофонах.       Использовать компакт-диски для сбора информации.       Знать средства информационных технологий и описывать их назначение: телефон, телевизор, компьютер.       Анализировать элементы рассказа в звуковом, видео и электронном представлении.       Знать принципы работы компьютера как исполнителя алгоритмов.       Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии В начальной школе дети будут:       Искать информацию в тексте по ключевым словам.       Использовать кассеты и компакт-диски для прослушивания и сбора информации.       Использовать видео-кассеты и компакт-диски для просмотра и сбора информации.       Использовать магнитофон, фотоаппарат для сбора данных.       Уметь обращаться с магнитофоном и видеомагнитофоном, чтобы представить собранную информацию. В начальной школе дети будут:       Знать опасные и безопасные пути добывания информации.       Знать знакомые приборы, связанные с информацией, и описывать их использование.       Знать профессии людей, к чьим функциям в общественном устройстве относится предоставление информации, и описывать их деятельность.       Знать способы, с помощью которых информация попадает в книги и компьютеры (в печатные и электронные издания).       Понимать важность школьных и общественных библиотек.       Разрабатывать критерии отбора книг для чтения.       Анализировать различия между информацией, передаваемой в устной и письменной речи.       Следовать определенным правилам для конкретных задач.       Понимать особенности иллюстрированных книг, используемые для передачи информации.       Понимать особенности учебников, используемые для передачи информации.       Описывать пути передачи информации дома и в школе.       Уметь читать информацию на упаковках товаров. В начальной школе дети будут:       Знать любимые тексты и пересказывать их своими словами.       Сопоставлять свой опыт и опыт других людей с жизнью литературных героев.       Читать художественную и научно-популярную литературу для собственного удовольствия.       Писать письма, стихи, рассказы для выражения своих мыслей и чувств.       Делать краткие устные выступления для выражения своих мыслей и чувств.  Развитию интереса к самообразовательному чтению способ­ствует организация открытого доступа к фондам, выставочная рабо­та, консультация у книжных полок, обзоры книг, рекомендательные индивидуальные и групповые беседы, «опережающая информация». Оснащение компьютерами и доступом в Интернет, установка электронного каталога, формирование фонда разнообразными мультимедийными средствами и организация нового типа услуг по работе с информацией для учащихся и учителей преобразуют ее в современный тип библиотеки . Медиатека - центр информационной инфраструктуры образовательного учреждения; специальным образом организованные условия, которые активно способствуют формированию информационной культуры учащихся, их самостоятельной активности Как часть единого информационного образовательного пространства библиотечный медиацентр имеет в своей структуре достаточно разнообразный фонд медиаресурсов: энциклопедии и словари, электронные библиотеки, учебные издания.Учащийся может не только читать книги, периодику, но и получать доступ к CD-дискам; может прослушивать и просматривать видеозаписи, используя это для подбора информации к написанию докладов, сочинений, рефератов; для подготовки к урокам. Лекторская группа 5 классы Школьная библиотека -главный системообразующий элемент, где генерируется питательная информационно-образовательная и социокультурная среда для учащегося и преподавателя.