Формирование национального самосознания школьников на основе уроков литературы

Формирование национального самосознания школьников на основе уроков литературы
Толмачева М.Г., зам. директора по НМР, МБОУ «СОШ № 10» , г. Ангарск
«А мы-то: самая читающая в мире страна, самые
почитаемые писатели. Где плоды этого чтения?
Надо признать: или не было самой читающей, или                                                                                             не завязывались плоды»
В.Г. Распутин», «Россия уходит у нас из-под ног»

«Народ, как известно, сплачивает сильная, на роду ему написанная идея. Она может затмеваться, общество сознательно или бессознательно может уводиться от нее, но в глубинах национального сознания она сохраняется в неповрежденности и только ждет своего часа, чтобы овладеть умами и сердцами». Такой идеей может считаться «сквозная тема» всего творчества В. Распутина – категория пробуждения совести.
Мы живём в смутное время, одна из примет которого – глубокий кризис идеологии, когда общественное сознание не знает, где искать опору. Кумиры рухнули, устои поколебались, и потому возрастает ответственность учителя за духовный уровень будущего поколения, а уроки литературы остаются едва ли не основным полем сражения за духовное становление личности.
Требования, предъявляемые учителю на современном этапе, очень серьёзны. Сегодня школе как никогда нужен учитель словесности, глубоко сознающий, что именно на него переносится та высокая миссия, которую ещё в прошлом веке взяла на себя литература, - миссия приобщения человека к высочайшим духовно – нравственным ценностям. Учитель должен осознавать, что в его руках – будущее России, судьба цивилизации 21 века, творцами которого станут сегодняшние ученики.
Основная задача современной отечественной школы – формирование соборной личности, обладающей основами мировоззрения при определяющем значении духовных ценностей, личности, способной к полнокровной духовно – практической деятельности на благо Отечества, личности, достойной носить звание гражданина великой России.
Ещё в 19 в. В.Г. Рябушинский писал: « В России сейчас идёт отчаянная борьба за душу, борьба ещё более отчаянная, чем та, которая шла при Петре: тогда удалось только частично искалечить душу русского народа – теперь хотят добить её окончательно. Явление это настолько важно, что всё остальное, происходящее в России, ничто перед ним».
Начало третьего тысячелетия остро обнажило проблему не только выживания человечества, но и сохранения человеческой культуры в целом и потому сегодня мы просто обязаны бороться за каждую душу ученика, помня, что литература – это явление всечеловеческое (Достоевский).
Особое место на этом фоне занимают произведения В.Г. Распутина, сила и значение слова которого ничуть не умалились, а наоборот, приобрели пророческую очевидность.
Разноголосица в оценке мировоззренческих позиций писателя объясняется глубиной поднимаемых им проблем, сложностью и неоднозначностью его мировосприятия. Проза Распутина подталкивает к раздумьям, философским исканиям, заставляет задумываться о смысле и цели жизни. Писатель видит мировую дисгармонию и будучи не в силах изменить что-либо, вновь и вновь возвращается к вечной, сквозной теме всего его творчества – теме «малой родины». «Родину, как и родителей, не выбирают. Она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр земли, независимо от того, большой ли это город или маленький посёлок где – нибудь в тундре. С годами, становясь взрослеймы присоединяем к этому центру всё новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать, но центр по – прежнему там. На нашей малой родине. Её сменить нельзя», - пишет автор.
Распутин убеждён, что «малая родина» даёт человеку больше, чем он может осознать. «Человеческие наши качестванадо делить пополам: половина от родителей, половина от земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые, и самые прочные представления о добре и зле, об уродстве, мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими понятиями. Природа родного края отчеканивается в душах навечно».
Писатель не скрывает, что для него «дороже и ближе родной Аталанки нет, хоть и немало он повидал красоты рукотворной и нерукотворной». «Я верю, что и в моём писательском деле малая родина сыграла немалую роль. Когда – то я вышел к Ангаре – и обомлел. От вошедшей в меня красоты обомлел. От явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины».
Это чувство Родины и проводит красной нитью автор через всё творчество. Своё писательство он напрямую связывает с долгом перед взрастившей его «малой родиной». «Я пишу о деревне, потому что она вскормила меня и рассказать правду о ней – мой долг». Писатель одним из первых задумался о том, что дело не в защите старой деревни, старого образа жизни, а в духовном мире миллионов людей, который исчезает. Кто, как не писатель , должен запечатлеть этот нелёгкий процесс? Однажды и навсегда избрав для себя особый взгляд на всё, происходящее на его Земле, писатель делает главным героем своих произведений тех самых скромных людей, которых литература как – то упорно не замечала. «Между тем, они – наши современники – создают огромные материальные ценностиИменно их – этих незамеченных людей, я хорошо знаю». Распутина всегда волновало: как происходящие перемены отразятся на жизни людей, как изменятся их судьбы, характеры, души. Актуальность распутинских произведений не вызывает сомнений: процесс разрушения связей человека и природной среды Распутин напрямую связывает с утратой миром изначальной гармонии, с разрушением русских духовных традиций. Автор убеждён, что стране нужны те нравственные ценности многих поколений русской истории, которые не измеришь никакими деньгами, но если их нет, то из жизни уходит главное, что не восполнят никакие материальные блага. Об этом его основные известные произведения - повести и рассказы – об этом и его последние работы : рассказы «Изба», «На Родине», «Видение», «Под небом ночным».
Главная тема Распутина – столкновение ценностей народной жизни, вековых традиций с агрессией цивилизации. Причём уничтожение деревенского уклада жизни и разрушение души народа, «дара памяти» для писателя равнозначны. Именно поэтому с особой силой он вновь и вновь прибегает к единственно реальной силе своего таланта – мощной и спокойной особенности своей прозы. Не призывающей и не провозглашающей, не убеждающей и не причитающей, но по силе и значимости своего воздействия на внимательного читателя – мощной и убедительной. Боль за судьбу человека и человечества становится сегодня особенно острой и потому проза принимает публицистический накал. Духовный мир общества, заражённый инфекцией зла, уже не сопротивляется, т.к. души читателей, ослабленные своими собственными изъянами, утрачиваемыми нравственными ценностями, всё сложнее переубедить в чём – либо. И Распутин вновь обращается к природе. Только в ней он может найти «приют спокойствия, трудов и вдохновенья»
Рассказ «Под небом ночным», посвящённый друзьям – ягодникам Альберту Гурулёву и Николаю Есипёнку, в этом лишний раз убеждает. Секрет его удивительной прозы , покорившей читательское воображение уже давно, здесь вновь приобретает особый смысл. С первых строк рассказа читатель попадает в такой до боли знакомый автору мир сибирской тайги, что невольно включается воображение и ты воочию видишь сам все красоты сибирской природы: и кедрач, до которого «смешно сказать, километра три, не больше», и брусничник, и ночное небо. Сюжет рассказа прост: друзья – ягодники, целый год мечтающие о том, чтобы «высвободить себе в награду за нешуточный героизм в беспрерывной борьбе за сносную жизнь четыре законных дня», в вечной заботе, чтобы не исчез со стола кусок хлеба, на старенькой «Ниве» выдираются из города, «из уличных теснин его, загаженных пошлыми рекламными щитами» и «оскорбляемых криками и музыкальным рёвом» и едут в самое скрытое, мало кому известное в Тункинской долине место неподалеку от монгольской границы. «Нет, не только за ягодами и орехами ехали они сюда и не о них томились долгими зимами, вымаливая в тоске и нетерпении вот эту пору. И везли они сюда не только посуду под ягоды, но кое – что ещё и в себе, требовавшее утоления». Распутину важно ненавязчиво показать, что «ломался какой – то извечный неукоснительный порядок, образовывалась пустота» там, где ещё вчера было всё просто и ясно. «Не хлебом единым» живёт человек, не только дарами природы манит их тайга. «Здесь даже грубое слово не выговаривалось», «здесь осталось ещё это умиротворение, этот покой, в которых лежит сейчас тайга, это желанное и щедрое отпущение грехов». Эти грехи- и есть голос памяти, зов совести, который вечно преследует автора и его героев.
Но и здесь их ждёт разочарование: мало того, что любое богатство вытаптывается, выдирается и вминается колёсами в землю, мало того, что «это славное фартовое место, где в хорошие годы глаза разбегаются, ноги заплетаются» - в этот год не родило ничего: «пали заморозки на цвет, потом прошлась долгая и жестокая засуха» - и нет урожая, так самый «большой удар ожидал их, когда спустились в низинку, где стояла зимовейка». Не было зимовейки: злые ли люди раскатали «от усердия чёрных сердец» - это неважно автору. Ему очень важно показать, что эти трое друзей, больше двадцати лет ездивших вместе, не пропускавших ни одного сезона, то за ягодами и орехами, то на подлёдный лов на Байкал, то просто на ночёвку подальше от города – ездили , начиная «томиться по воле», чтобы выговориться, раскрыться, раскрепоститься. Оттого – то их беседа под ночным небом , где «воздух томится пьянящим настоем», где слышно, как «с шуршанием возятся в небе звёзды», так напоминает беседу тургеневских мальчишек из «Бежина луга»: то же раскрепощение, та же искренность, то же единство, родство с природой. Завораживает рассказ издателя о наблюдениях на даче за воробьями и синичками, поражает своей откровенностью семейная исповедь геолога и удивительное своей сказочной основой, похожее на святочный рассказ повествование кандидата наук об исчезающем с земли народе саами, насчитывающем, «кажется тысяч пятнадцать» и обречённых после Чернобыля на «быстрое вырождение без родовой земли». Здесь и звучит идея рассказа и всего творчества писателя: «Без родовой земли все мы вырождаемся».
Глубоки и необычны наблюдения Распутина над природой. Излюбленные и изученные архетипы огня и воды в повестях автора здесь, в рассказе сменяются архетипами воздуха. «Ущербная луна», движущаяся «по затыканному звёздами полю», движущаяся «по закрытому звёздами полю», «плывущая как – то бочком, толчками». Одна является невольной молчаливой свидетельницей мужского разговора «в ночном». Писателю удаётся показать, что священное, магическое влияние этой земли, этого неба человек ощущает физически: издатель баюкает своё сердце, погружаясь в колыбель бесконечных, хотя и неутешительных мыслей, геолог тоскует о себе самом: «Вот был человек, и всё вроде при нём было!...И куда сплыло? Хоть в розыск подавай. И такая тоска возьмёт, такая тоска!». Эту – то распутинскую тоску героев часто и выдают за пессимистические настроения автора, походя приклеивая всевозможные ярлыки и оскорбительные прозвища вроде «совка», «коммуняки», «савраски». «Если раньше это делалось подзаборно, кухонно, то ныне к этому подключены и радио с Интернетом с магнитофоном, и журнально-газетная продукция», - пишет критик А. Сирин. Складывается впечатление, что эти люди, непристойно обрушившие на прозу Распутина шквал грязи, сами лишены дара памяти, сами давно испытывают дефицит совести, забыв и попрятав всё святое. Хочется ответить им словами самого писателя: «Господи, что это за мир такой, если всё же решил он обойтись без добрых людей, если всё, что рождает и питает добро, пошло на свалку?!»
Всем своим творчеством Распутин показывает губительные результаты отступления от законов нравственности, угасания человеческой памяти. Как актуально звучат сегодня его слова из рассказа «Россия молодая»: «Россия естьда только опять на вздыбях, как на дыбе, с вывернутыми руками С Петра повелось и всё не кончится, что пуще иноземного нашествия терзают её собственные великие преобразователи».
Перекликаются с этими строками и слова из рассказа «В больнице», будто обращённые ковсем нам: «Скажите, какие же мы с вами русские, если дали так себя закружить?...Свободы хватило только на это – как сделаться окончательно без стыда и без совести, разграбить страну и оболванить нас с вамиДобивают Россию. Доламывают».
Грустно звучат суровые строки писателя, но всё же не пессимистично. Ведь он сам, как и его герои, например, из рассказа «Вниз по Лене-реке», верит: «Нет, надо верить. Зло, может быть, и необратимо до конечных сроков, но оно не может праздновать полную победу. И праведники ещё остаются, и не выжили совершенно из бескорыстия, благоразумия, веры. «Не участвовать в сраме жизни» - вот как должен сегодня звучать завет, оставляемый лучшимСпасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи»,- вот негромкий призыв Распутина, вот причина его ухода с литературных подмостков на долгое время.
Публицистика писателя всегда перекликается с его прозой, т.к. вся она – о судьбе России, Сибири, Байкала, отечественной культуры. В статье «Уцепиться и не сдаваться» автор, размышляя над причинами безнравственности, перечисляет некоторые из них:
Глобальная смена ценностей, нравственное землетрясение, когда заявляют: «Если ты умный, ты просто обязан быть богатым;
Свобода, которая превратилась во вседозволенность. И др.
И всё-таки акцент Распутин делает на другом: «Мне кажется, что самое тяжелое время уже прошло. Пришли другие времена. Будет лучше. Всё равно будет. Ничего нового не отвечу: «Нужно выстоять! Как у Шмелёва в «Солнце мёртвых». Там старухе уже пригрозили, что заберут, и жить её осталось всего ничего, а она чистит дверные ручки и учит детей французскому языку. Причём кухаркиных детей. У неё приговорка: «Уцепиться и не сдаваться!» И нам надо так же: уцепиться и не сдаваться! Противно будет жить среди этого. Вот это – то болото пережить!»
Именно поэтому самую большую опасность Распутин видит «во вступлении России в мировой рынок по его глобалистским законам, когда экономика будет сильная, а души никакой. Россия всегда была сильна своими корнями. Пока они есть, ты жив, ты способен к возрождению, даже если тебе макушку обрубили».
Пророчески звучат слова писателя:
«Нас озлобляют друг против друга – не озлобимся, а сойдемся вместе
Нас путают – не испугаемся
Бьют по рукам, чтобы опустили мы руки, - не опустим
И если соберем волю каждого в одну волю – выстоим!
Если соберем совесть каждого в одну совесть – выстоим!
Если соберем любовь к России каждого в одну любовь – выстоим! »
Сохранить эти нравственные корни и пытается всеми силами сибирский писатель, понимающий, что нравственность не возрождается в одночасье. Он даёт возможность ещё раз задуматься над тем, что в мире есть вечные ценности, пройти мимо которых истинному гражданину своей страны недопустимо. Недопустимо и недостойно.





















































15