Методическая разработка урока на тему: Причины свертывания НЭПа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразовании в сфере культуры

Методическая разработка урока по дисциплине История
преподавателя ГБПОУ «ОНТ» Хайрушева З.У.

Тема: Причины свертывания НЭПа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразовании в сфере культуры.
Цель урока: уяснить, что причина перехода к нэпу была прежде всего политическая –реальная угроза потери большевиками власти; что нэповская модель, ориентированная на восстановительный период, была малопригодна для решения задач индустриальной модернизации.
Основные знания: причины перехода к нэпу; сущность нэпа; основные экономические мероприятия нэпа; социально – экономические противоречия и итоги нэпа; сущность альтернативных вариантов преодоления противоречий нэповской модели.
Основные понятия: новая экономическая политика; продовольственный налог; концессии; «командные высоты» в экономике.
Оборудование урока: рабочая тетрадь; хрестоматия; таблица.
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания:
А) одновременно предъявляем студентам противоречивые факты, теории, мнения: об отрицательном отношении В.И. Ленина к частной собственности и тяге большевиков к общественной собственности и плановой экономике и вдруг НЭП!!!-столкнуть противоположные мнения учащихся вопросом почему
Б) аналитическая беседа (обсуждение):
- Что вас удивило? Что интересного заметили? На что обратили внимание?
- Почему возникли разные мнения, разные решения?
- Как можно сформулировать главный вопрос урока? (Какой возникает вопрос?)
Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 2 (с.81), 4(с.82) в рабочей тетради (вып.1), а также провести проверочное тестирование.
Кто из лидеров партии социалистов – революционеров вошел в состав Уфимской директории?
а) Н. Д. Авксентьев;
б) А. Р. Гоц;
в) В. М. Чернов.
2. Кто возглавил Временное правительство Северной области?
а) эссер В. М. Зензинов;
б) меньшевик И.М. Майский;
в) энес Н. В. Чайковский.
3. Кто из левых эсеров, работавших в ВЧК, участвовал в убийстве немецкого посла Мирбаха?
а) В. А. Александрович;
б) Я. Г. Блюмкин;
в) Г. Д. Закс.
4. Кто возглавлял крестьянское движение на Украине в годы гражданской войны?
а) С. М. Буденный;
б) Н. И. Махно;
в) С. В. Петлюра.
5. Кто такой А.С. Антонов?
а) член ЦК Партии социалистов – революционеров;
б) участник покушения на графа Мирбаха;
в) бывший начальник милиции, возглавивший крестьянское восстание.
6. Кто был избран председателем Кронштадтского временного революционного комитета?
а) Генерал А. Н. Козловский;
б) старший писарь С. Петриченко;
в) лидер эсеров В. М. Чернов.
7. Какие требования выдвинули моряки Кронштадта (возможны несколько вариантов ответа)?
а) ликвидация советской власти;
б) свобода слова и печати;
в) освобождение всех политических заключенных социалистических партий;
г) немедленный созыв Учредительного собрания;
д) немедленное переизбрание Советов;
е) свобода хозяйствования крестьян на своей земле.
8. Кто возглавил войска, подавившие выступление моряков Кронштадта?
а) С. М. Буденный;
б) М. Н. Тухачевский;
в) И. П. Уборевич.
План изучения нового материала.
1.Политический и экономический кризис начала 20-х гг.
2.Переход к новой экономической политике. 3.социально - экономические итоги нэпа. 4.Социальные и экономические противоречия нэпа. 5.Альтернативные варианты преодоления противоречий нэповской модели.
1.Приступая к изложению нового материала, спрашиваю: как называлась экономическая политика Советского государства в годы гражданской войны? В чем сущность «военного коммунизма»? Какие мероприятия в области сельского хозяйства характеризовали «военный коммунизм»? Каково было отношение крестьян к политике «военного коммунизма»? Существовала ли связь между политикой «военного коммунизма» и Кронштадтским восстанием?
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания,
одновременно предъявляем студентам противоречивые факты, теории, мнения:
а) об отрицательном отношении В.И. Ленина к частной собственности и тяге большевиков к общественной собственности и плановой экономике и вдруг НЭП!!!-столкнуть противоположные мнения учащихся вопросом почему
б) аналитическая беседа (обсуждение):
- Что вас удивило? Что интересного заметили? На что обратили внимание?
- Почему возникли разные мнения, разные решения?- Как можно сформулировать главный вопрос урока? (Какой возникает вопрос?) Выбираем гипотезы: надо накормить страну. Обеспечить людей предметами первой необходимости, сельскохозяйственным инвентарем, дать людям работу, заинтересовать крестьян растить больше хлеба.
Записываем главный вопрос и тему урока.
Победить голод. Необходима новая экономическая политика.
Проблему экономических последствий гражданской войны учащиеся могут изучить самостоятельно, прочитав раздел «Последствия «великой смуты» в п.20 и выполняя задания 1(вып.1, с.89) в рабочей тетради.
2.Второй вопрос изучается путем сочетания рассказа учителя с работой с документом «О необходимости замены продразверстки натуральным налогом» (из резолюции X съезда РКП (б), 1921г.), помещенным в хрестоматии, и выполнением задания 2 (9вып.1, с.89-90) в рабочей тетради.
3. Социально-экономические итоги нэпа учащиеся могут изучить самостоятельно, читая соответствующий раздел п.20и выполняя задания 3, 4 (с.90), 7(с.92) в рабочей тетради (вып.1).
4. Четвертый вопрос объясняю, опираясь на текст учебника. Перед объяснением предлагаю учащимся логическое задание: докажите, что во время нэпа в стране произошла социальная дифференциация. Можно предложить учащимся выполнить задание 5 (вып.1, с. 91) в рабочей тетради. Выслушав ответы, учитель зачитывает отрывок из письма безработных ХIII съезду РКП (б), помещенный в хрестоматии, и спрашивает: как реалии новой экономической политики отразились на морально-психологическом состоянии общества и его отдельных слоев?
5. Перед объяснением пятого вопроса формулирую проблемное задание: почему на основе нэпа нельзя было форсировано развивать тяжелую промышленность и военно-промышленный комплекс? Объясняя новый материал, акцентирую внимание на так называемом «восстановительном эффекте» нэпа и новых задачах, вставших перед страной после завершения восстановительного периода. Затем спрашиваю: можно ли считать эти задачи совершенно новыми для России? За счет каких средств проводилась индустриальная модернизация в царской России? Как пытались решить проблему привлечения иностранных капиталов большевики? Почему иностранные предприниматели не спешили вкладывать свои деньги в российскую экономику? Далее характеризую состояние внутренних резервов. Объясняя экономические последствия осереднячивания деревни, можно предложить учащимся выполнить задание 10 (вып.1,с. 94) в рабочей тетради.
6. В ходе изложения нового материала учащиеся заполняют таблицу «Альтернативные варианты преодоления экономических противоречий нэповской модели»:
Основное экономическое противоречие нэповской модели
Пути преодоления противоречия


Точка зрения Преображенского
Точка зрения
Бухарина

В дополнение к материалу учебника рассказываю биографию Н.И. Бухарина. Домашнее задание №20 и вопросы к нему. Самостоятельная работа нэп и культура.
Ссылки:
Речь В. И. Ленина «О продовольственном налоге или о продналоге и о свободном обмене хлебных излишков» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Литература:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Кризисы, разрушившие НЭП. М.: 1991.
Голанд Ю. М. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] М.: Экономика, 2006.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Моделирование социальной динамики крестьянства в годы нэпа: альтернативный ретро прогноз // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. М.: УРСС, 2007. С. 99-122.
История социалистической экономики. М., 1977
В. Г. Лебедева. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] // Лебедева В. Г. Судьбы массовой культуры России. Вторая половина XIX первая треть XX века. СПб., 2007, с. 210226
Смушков В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
X съезд РКП(б). Стенограмма. М., 1963
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], (2006). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].International Center of Economic Research Working Paper,Torino, No 22, 2006
Ведута Е. Н. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. М.: Академический проспект, 2004. 456 с. («Gaudeamus»)
Программа «НЭП: история и современность» из цикла передач «Именем Сталина» радиостанции «Эхо Москвы» с участием ректора Академии Народного Хозяйства при правительстве РФ, доктора экономических наук Владимира Мау. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фесенко А. М. Кризис НЭПа 1923 года: сущность и уроки // Записки історичного факультету Одеського державного університету ім. І.І. Мечникова. - Одеса, 1998. - Вип. 7. - С. 234-239.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] О Сталине и сталинизме.  М.: Прогресс, 1990.  390 с.  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина.  М.: Современник, 1991.  367 с.  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Солдатенко Ю.А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] // Змиевское краеведение. – 2015. – № 1. - С. 3-19.
Примечания:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В декрете ВЦИК и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] от 1923 г. было записано следующее:
тресты государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций, согласно утверждённому для каждого из них уставу, и которые действуют на началах коммерческого расчёта с целью извлечения прибыли.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], с. 189.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] // «Нева», 2001, № 2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], автор А. Морозов (Московский журнал, 1.07.2003)