Методическая разработка урока «Коренной перелом в Великой Отечественной войне и наши земляки на полях сражений» ( Методическая разработка урока по истории России для 9 класса с элементами регионального компонента)


Тема урока: Коренной перелом в Великой Отечественной войне и наши земляки на полях сражений
Цели урока:
Обучающая: Уяснить понятие «Коренной перелом» , дать представление об основных сражениях перелома. Формировать комплекс умений учащихся, необходимых для доказательства или опровержения спорных утверждений.
Развивающая: способствовать развитию у учащихся исследовательских навыков , продолжить совершенствовать умения работать с документами, текстом учебника , уметь анализировать и сравнивать. Воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма, развить чувства национальной гордости, развивать нравственно-этические способности личности ученика 
Задачи урока:
раскрыть понятие «Коренной перелом»
уяснить историческое значение разгрома фашистских армий под Сталинградом.
рассмотреть Курскую битву и битву за Днепр
изучить музейные документы об участниках Сталинградской и Курской битв
Содержание урока разработано в соответствии с целями и задачами урока, позволяет внимательно рассмотреть коренной перелом в ходе войны (причины и последствия), акцентировать внимание на участии земляков и их вкладе в Победу (региональный компонент).
Ключевые понятия:  коренной перелом, котел, плацдарм, форсирование
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами регионального компонента
Технологии и методы:
- групповая и индивидуальная работа над проблемными вопросами;
- активные и интерактивные методы организации ( мотивация, работа над понятиями, использование музейных экспонатов, анализ конкретных ситуаций, постановка проблемных вопросов,  использование интерактивной доски и учебного диска );
- диагностирование результатов деятельности (наблюдение за правильностью устной речи, способностью к творческой реализации знаний, оценивание исследовательской работы учеников, компьютерное тестирование).
Применяются следующие виды деятельности:
- опрос с помощью интерактивной доски;
- работа в группах , перед каждой группой ставится конкретная учебно-познавательная задача. Совместно ученики приходят к выводу и отображают его на листе формата А3 в виде творческого рисунка ,схемы ;
- выступление учеников с сообщениями о земляках участниках Великой Отечественной войны (предварительная работа по сбору материалов и информации) ;- работа учеников с аудио и видео документами.
Основные требования к уровню знаний и умений:Знать: знать основные сражения Коренного перелома, значение и итоги Сталинградской и Курской битв, битвы за Днепр. Знать имена участников ВОВ – жителей села Красная Горка.
Уметь: раскрывать сущность и значение отдельных событий, делать выводы при работе с документами, правильно и чётко формулировать свою мысль.                            Оборудование и оснащение урока:
Средства ИКТ: компьютер, проектор, интерактивная доска, слайд-шоу, учебный диск «Священная война» (издательство Русское слово2011г) , сообщения учащихся
Наглядные пособия :  карта «Вов», картины , таблицы, стенды с фотографиями участников
Учебные материалы:
1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России ХХ - начало ХХ1 века, учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение» 2009.
Дидактические материалы: карточки , индивидуальные карты по Коренному перелому, документы.
Литература для подготовки к уроку: 
1. Научно-теоретический и методический журнал «Преподавание истории в школе» ,2010г №8
2. Научно-теоретический и методический журнал «Преподавание истории в школе» ,2012г №9
3. Великая Отечественная война – цифры и факты, книга для учащихся старших классов и студентов, Под ред. Г.Ф.Кривошеева, Москва «Просвещение» 1995.
4.Материалы школьного музея МОУ Красногорская СОШ
Ход урока:
Этапы урока время
Организационный 1 минута
Вводно-мотивационный. Проблемный вопрос «Почему период с ноября 1942 по ноябрь 1943 года называют Коренным переломом?» 1 минута
Изучение нового материала
работа в группах, с помощью учебника и документов .Ученики изучают состав армий, командующих армий, название операции, действие фронтов ,итог сражения, из музейных документов осуществляют поиск красногорцев участников заданной битвы.
1-я группа рассматривает Сталинградскую битву
2-я группа Курскую битву
3-я группа битву за Днепр
На листе формата А3 учащиеся каждой группы зарисовывают схему (творческие способности) , которая должна отражать ответ на поставленные задачи и уделяют особое внимание на то, что именно в этом сражении участвовали земляки , называют имя, дату жизни, название фронта и краткую биографию.
2) Работа с интерактивной доской
На доске написаны названия операций, фамилии главнокомандующих, даты. Задача ученика с помощью сенсорной указки сопоставить данные. У доски возможен опрос по два ученика.
3) Выслушивание сообщений учащихся (в виде небольших презентаций:
Аляутдинов Ряшид Мирхайдяров участник битвы за Днепр;
Хусяинов Имам Аллямович принимал участие в освобождении Ленинграда; Салахетдинов Сафа Фейзрахманович участник Сталинградской битвы.
Физкультминутка
4) Аудио вопросы для групп
С помощью диска «Священная война» прослушиваются аудио отрывки выступлений или видеоролики . Учащиеся отвечают на поставленные проблемные вопросы.
5) Закрепление изученногоУчащимся раздаются карточки с заданием (задания вариативные)
Подведение итогов
Домашнее задание

10 минут
3 минуты
12 минут

1 минута
11 минут
4 минуты
2 минуты
итого 45 минут
Содержание урока (краткий конспект)I. ОргмоментII. Вводно-мотивационный.  Сегодня на уроке мы с вами остановимся на значительных событиях и сражениях, которые повлияли на ход войны, вспомним тех, кто ценой своей жизни приблизил час Победы. Попытаемся самостоятельно ответить на вопросы: «Почему период с ноября 1942 по ноябрь 1943 года называют Коренным переломом?». Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость, и все же Великая Отечественная война 1941-1945 гг., навязанная германским фашизмом, занимает особенное место в истории нашего государства. Она явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил Советского Союза, самой суровой проверкой боевых качеств Красной Армии и Военно-Морского Флота. Все народы СССР самоотверженно защищали свой общий дом, свою Родину от нашествия гитлеровской Германии и ее союзников. Не остались в стороне и наши односельчане, которые также ушли на фронт защищать Родину. Всего из нашего села на фронт ушли 1200 человек, вернулись лишь 600 солдат. 
III. Освоение новых знаний
Групповая работа , ребята разбиваются на три группы и продолжают работу.
Описание работы
 
Действия учителя                                                                                       Действия учащихся
1.Большинство историков считают, что основными событиями второго этапа войны (коренного перелома) стали : разгром фашистских войск под Сталинградом (19 ноября 1942 года-2 февраля 1943 года), Курская битва (5 июля23 августа 1943 года),битва за Днепр (сентябрь-ноябрь 1943 года).
Попытаемся разобраться . Первая группа разбирает Сталинградскую битву, вторая группа Курскую битву, третья группа битву за Днепр.
По материалам учебника изучите состав армий, командующих армий, название операции, ход и итог сражения, из музейных документов , которые я для вас подготовила найдите красногорцев участников заданной битвы.
1.Ученики записывают в тетрадь даты основных сражений.
Выслушав задание, начинают работу в группах.
Результаты работы оформляют на листе в виде схемы или рисунка, с обозначением главных моментов сражения.
2.На интерактивной доске записаны названия операций: «Уран»
«Тайфун»
«Кольцо»
«Барбаросса»
«Оверлорд»
«Цитадель»
Рядом с названием указать кем проводилась операция (советское или немецкое командование) 2.Ученики называют фамилии
3. Подумайте , какое событие в ходе второго этапа войны вам кажется наиболее значимым и почему? 3. Ученики приводят свои примеры : битва за Сталинград, Курская дуга, дом Павлова, битва под Прохоровкой и др.
4. Из нашего села Красная Горка на фронт ушли почти 1200 человек, вернулись не все, многие остались на поле боя, многие пропали без вести. 4.Учащиеся выступают с сообщениями о героях земляках. Аляутдинов Ряшид Мирхайдяров участник битвы за Днепр;
Хусяинов Имам Аллямович принимал участие в освобождении Ленинграда; Салахетдинов Сафа Фейзрахманович участник Сталинградской битвы.
5.Внимание аудио вопрос:
1) На основе сообщения Совинформбюро от 2 февраля 1943 года заполнить таблицу :Численность немецких офицеров и солдат,взятых в плен в боях за СалинградГенералы 24
офицеры
2500
Общее число солдат и офицеров 91000
Численность трофеев, взятых в ходе наступления с 10 января по 2 февраля 1943г.
Самолеты
6700
Минометы 1462
Пулеметы 8135
2)Генерал армии Павел Иванович Батов вспоминает о битве на Курской дуге (аудиозапись)
Вопрос : «Объясните, почему генерал П.И.Батов в своих воспоминаниях назвал Курскую битву «невиданным до сих пор в истории сражение»?
3).Видеоролик
«Союзкиножурнал №79,ноябрь 1942 года. Кинорепортаж с фронтов Отечественной войны
Вопрос : Какой характер приняли бои за Сталинград? В каких условиях приходилось действовать советским войскам? Подтвердите это примерами из видеоролика. 5. Ребята прослушивают аудио запись и отвечают на вопросы.
№1
Численность немецких офицеров и солдат,взятых в плен в боях за СалинградГенералы офицеры
Общее число солдат и офицеров Численность трофеев, взятых в ходе наступления с 10 января по 2 февраля 1943г.
Самолеты
Минометы Пулеметы №2
Примерный ответ : по размаху и ожесточению; враг на считался с потерями, бросал всё новые резервы; советские войска отражали удары с мужеством и стойкостью, которые не знали границ и другие примеры.
№3
Примерные ответы: ожесточенные бои за город, улицы, дома, подъезды; непрерывность боёв; постоянный обстрел с воздуха и артиллерии ; дом Павлова и другие примеры.
6.Индивидуальный опрос учащихся вариативно.
- карточки с картами битв (битвы не подписаны). Задание: определить битву и назвать дату и исход;
- компьютерное тестирование ( по 7 заданий ), программа сама выставляет оценку;
- вопросы по музейным документам
6.Ученики отвечают на вопросы по пройденному материалу
IV. Итоги урока, оценивание учеников
Сегодня мы уяснили , что с победой Красной Армии в Курской битве и форсированием Днепра война вступила в завершающий этап. Великая Отечественная война закончилась полной победой СССР. На советско-германском фронте были разгромлены главные силы гитлеровского вермахта.Грозные события четырехлетней войны все дальше уходят в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить слава героических дел советского народа и его Вооруженных Сил, память о подвиге и мужестве тех, кто отстоял свою Родину.На стендах представлены фотографии наших односельчан участников войны. Почти в каждый дом пришла война, каждая вторая семья оправила на фронт отцов и сыновей, многие из которых не вернулись.  Давайте почтим минутой молчания память погибших на фронте (минута молчания и все встают).В конце урока я хотела бы услышать от вас : «Зачем нашему народу нужно чтить память погибших, уважительно относится к прошлому своей Родины? (учащиеся отвечают на поставленный вопрос).
Домашнее задание
Каждой группе подготовить альбом памяти для музея «Наши земляки в боях за Родину»
Подготовить презентацию « Война в истории моей семьи» (на выбор)
Составить кроссворд по теме «Коренной перелом» (на выбор)