Открытое занятие Шумовое загрязнение и его влияние на здоровье человека

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»





Методическая разработка
«Шумовое загрязнение и его влияние на здоровье человека»



Составитель: Коротун Валентина Васильевна
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»













г.Тайшет - 2015
Тема: "Шумовое загрязнение и его влияние на здоровье человека"

Цель: формирование представлений о шумовом загрязнении, как важном экологическом факторе среды, влияющем на здоровье человека

Задачи:
1. Образовательная. Познакомить учащихся с понятием "шум", "шумовое загрязнение", выяснить их положительное и отрицательное воздействие на здоровье человека
2. Развивающая. Способствовать развитию умений работать с дополнительной литературой, анализировать, обобщать, делать выводы, выступать перед публикой.
3. Воспитательная. Создать условия для развития инициативы и творческого мышления учащихся; воспитания культуры взаимодействия.

Оборудование: мультимедийная техника, раздаточный материал, канцелярские принадлежности.

Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Проблема загрязнения окружающей среды слишком сложна и многогранна. Сегодня мы ограничимся ее небольшой частью и познакомимся с одним из видов загрязнителей окружающей среды. Ребята, просмотрев фрагмент видеофильма, определите о каком загрязнении идет речь

Фрагмент фильма"Стиль жизни"(слайд № 1)

Ведущий.
Ребята, о чем пойдет речь сегодня на занятии? Правильно о шуме, а еще о том, как он влияет на наше здоровье. Проблемы шума на автомагистралях в мегаполисах не чужды и нашему городу. Поток машин на улицах Тайшета увеличивается с каждым годом. Не только автомобили, но и шум бытовых приборов, радио, телевидение, сотовые телефоны, плееры, громкая музыка: все это влияет на здоровье человека. Но откажется ли человек от техники, которая приносит ему в жизни удобства, комфорт. Конечно же, нет. Значит надо бороться с теми опасностями, которые приносит шум. А как бороться?

Объявление темы. (слайд №2)

Ребята, как люди обсуждают ту или иную проблему? Открытые слушания, консилиумы, публичные выступления, собрания, дискуссии и т.д.
Наше занятие сегодня будет проходить в форме пресс-конференции. Мы будем обсуждать проблему, которая интересна и важна для общественности.
На конференции присутствуют ученые-специалисты, которые дадут разъяснение явлениям, связанным с шумом, юные исследователи, изучающие проблему шумового загрязнения, журналисты, подготовившие вопросы специалистам и приглашенные гости, которые выступят в качестве экспертов.

Цель нашей пресс-конференции: Познакомиться с понятиями "шум" и "шумовое загрязнение" А главное - выяснить их положительное и отрицательное воздействие на здоровье человека. (слайд №3)

Итак, начинаем пресс-конференцию. Слово предоставляется физику

Физик.
В "Толковом словаре" В.И.Даля шум определяется, как совокупность "нестройных звуков". ( слайд №4) Шум - это лишний, мешающий звук. Нередко его справедливо называют "звуковым мусором". Шум измеряется по международной договоренности в децибелах (деци - приставка 0,1; бел - в честь изобретателя телефона А.Г. Белла). (слайд №5) Чтобы представить шумовой водопад, низвергающийся постоянно на наши головы, ознакомимся с таблицей интенсивности звуков, выраженной в децибелах:

Источник шума
Децибелы

Шум волн при слабом ветре
8-10

Шепот, шелест листьев
20-30

Нормальная речь, шум улицы ночью
30-40

Громкая речь, шум улицы
60-70

Шум автомобиля
70

Телевизор
70

Будильник, пылесос
80

Крик, шум поезда, мотоцикла
80-90

Дискотека
110-120

Шум реактивного двигателя
120-140

Выстрел из орудия
170


(слайд №6)
Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо и незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически беззащитен, у нашего уха нет защитного приспособления, сходного, например, с веками глаз, защищающими их от света

Ведущий.
С понятием "шумовое загрязнение" и с допустимыми нормами шума нас познакомит исследователь экологической службы
Эколог.
Шумовое загрязнение - это превышение естественного уровня шумового фона или ненормальное изменение звуковых характеристик: периодичности, силы звука и т. п. (слайд №7)
Предельно-допустимые нормы шума: для работников умственного труда до 45 дБ, в производственных помещениях и на территории предприятий - до 80 дБ. У школьников, занимающихся в классах, где шум выше 45 дБ, происходит снижение слуховой чувствительности, повышается утомляемость, отмечаются головные боли, резко снижается умственная деятельность. Допустимым для улиц городов считается уровень шума 60 дБ. (слайд №8) При повышении его у людей чаще наблюдается бессонница, раздражительность и заболеваемость.

Журналист. (вопрос экологу)
Значит шум - враг. А может он приносить пользу?

Ответ эколога.
Известно, что звуковые волны "шумового" типа способны рассеивать и осаждать пыль. Это свойство используется, в частности, для очистки воздуха в заводских цехах.

Ведущий.
Какое влияние оказывает шум на организм человека, расскажет врач-исследователь.

Врач-исследователь.
Шум оказывает негативное влияние на центральную нервную систему человека; в результате его действия повышается кровяное и внутричерепное давление, нарушается нормальная работа сердца, возникает головокружение. В обстановке сильного и длительного шума человек становится раздражительным и менее внимательным, у него нарушается координация движений, могут возникнуть головные боли и тошнота. Больной человек реагирует чаще всего на шум крайне чувствительно, и процесс его выздоровления при этом удлиняется, а иногда даже и нарушается. Максимальный порог силы звука для человека 120-130 дБ, а громкость 180 дБ - смертельна. Долговременное воздействие мощных звуков и шумов понижает остроту слуха, ускоряет процесс старения организма. Вызванная шумом глухота заняла 1 место среди профессиональных заболеваний.

Журналист (вопрос физику).
Мы все говорим о вреде шума, искусственный шум (например, шум работающих машин) оказывает отрицательное действие на живой организм, но есть же и природные звуки (шум дождя, шелест листьев). Могут ли они действовать на человека благотворно?
Ответ физика.
Научные исследования показали, что все природные шумы относятся к зоне наилучшего восприятия для слухового аппарата, этим и объясняется вызываемое ими приятное чувство успокоения и равновесия. Искусственные шумы, как правило, связаны со звуками более высоких тонов, поэтому приводят живой организм в угнетенное состояние. (резкий звук тормозов)
(слайд № 9)
Журналист
Вот вам наглядный пример.

Релаксация
Звуки природы!(слайд № 10)

Ответ дополняет врач. (на фоне звуков природы)
Зато тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Это используется в лечебных заведениях, в кабинетах психологической разгрузки.

Эколог.
Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными, транспортными и другими шумами.

Ведущий.
О шумовом загрязнении, создаваемом транспортом, расскажет кандидат технических наук.

Кандидат технических наук.
Сейчас транспорт - основной источник шума на планете. Наиболее шумны железнодорожные поезда - 100 дБ, самолеты на взлете - до 150 дБ. Рост мощности и скоростей транспортных средств приводит к еще большему росту шума. На городских транспортных магистралях шум постоянно в течение дневного времени составляет в среднем 90 дБ.

Ведущий.
Изучением шумового загрязнения, создаваемого транспортом занимались юные исследователи нашего творческого объединения. Дадим им слово.

Юные исследователи.
1 исследователь. В Иркутской области на учете стоит более 926 тыс. единиц разных видов транспорта. Ежегодно прибавляется 60-70тысяч машин, т.е. каждый второй житель области имеет транспорт или управляет транспортным средством.
Показатель изменения числа разных видов автотранспорта в г. Тайшете

Годы
Всего автомобилей поставлено на учет в Тайшетском районе
Легковые автомобили
Грузовые автомобили
Автобусы

2009
18 тыс. 699 ед.
12080 ед.
3837 ед.
539 ед.

2010
19823
13799
4120
349

2011
17184
11348
3701
440

2012
20578
14040
4218
517

2013
21845
16603
4669
573

Всего за 5 лет
98125 ед.
67870 ед.
20545 ед.
2418 ед.


(слайд №11)

2 исследователь. Автомобильный транспорт лидирует среди основных источников шума в городе. Мы обследовали интенсивность движения автотранспорта на перекрестке улиц Чапаева и Победы. Для этого подсчитали количество проехавших через него транспортных единиц в течение часа. (слайд № 12)

Сводная таблица шумового загрязнения

Вид транспорта
Шумовой показатель, р, дБ
Количество автомобилей, шт.
(за 1 час)



район



Перекресток ул. Чапаева и ул. Победы (13.00-14.00)

Грузовой автомобиль
82-88
3

Легковой автомобиль
80-90
43

Автобус
86-108
4

Среднеобщее шумовое загрязнение, Ш


·13)
Ребята, давайте вместе определим среднеобщее шумовое загрязнение по формуле (Рассчитывают на фоне звуков природы)

Ш=
· (рп), где Ш - общее шумовое загрязнение,


· - знак суммирования,

р - шумовой показатель,

п - количество данного вида транспорта, проехавшего по участку за один час.

(слайд №14)

Перекресток улиц Чапаева и Победы:

Ш1 = (88X3)+(90X43)+(108X4) = 264+3870+432 = 4566 (слайд №15)

Расчетное значение шумовой характеристики автотранспортного потока L при средневзвешенной скорости движения 40км/ч.
N, экипажей в 1ч.
L, дБ
N, экипажей в 1ч.
L, дБ
N, экипажей в 1ч.
L, дБ

30
57,5
400
68,7
3000
77,5

40
58,7
500
69,7
3500
78,1

50
59,7
600
70,5
4000
78,7

60
60,5
700
71,2
4500
79,2

70
61,2
800
71,7
5000
79,7

80
61,7
900
72,2
6000
80,5

90
62,2
1000
72,7
7000
81,2

100
62,7
1500
74,5
8000
81,7

150
64,5
2000
75,7
9000
82,2

200
65,7
2500
76,7
10000
82,7

300
67,5






(слайд № 16)
Примечание. Расчетные значения шумовой характеристики определялись по формуле L= 4,3 + 10 1 g NV2(1+0,0835Кr) приV= 40км/ч; Кr= 40%. В этом случае выражение имеет вид
L=42,7 + 10 1 g N.
Итоговые показатели шумового загрязнения на исследуемом участке
Участок дороги
Характеристика автотранспортного потока (шт. за 1 час)
Общее шумовое загрязнение (дБ)

Перекресток улиц Чапаева и Победы
50
59,7


(слайд № 17)
Вернемся к (слайду №7) Сравнить допустимые нормы уровня шума на дорогах в городе с полученными результатами и сделать вывод.

Вывод: Перекресток улиц Чапаева и Победы характеризуется достаточно высоким уровнем шумового загрязнения. (находится на грани допустимого) Это может негативно отразиться на самочувствии людей, имеющих жилье в непосредственной близости от перекрестка.

(слайд№18)

Вопрос журналиста кандидату технических наук.
Назовите направления снижения "шумового загрязнения", создаваемого транспортом.

Ответ кандидата.
Чтобы снизить шумовые эффекты транспорта, используют асфальтовые покрытия дорог, резиновые шины автомобилей. Автомобильные двигатели снабжаются глушителями, снижающими шум выхлопа у легкового автомобиля до 50 дБ. Плотные ряды деревьев и кустарников, высаженных вдоль шоссе и автострад, уменьшают уровень шума на 10 дБ.

Вопрос журналиста физику
Значит надо сажать деревья. А каким образом зеленые насаждения поглощают звуки?

Ответ физика.
В густой кроне деревьев воздушный поток разбивается на множество маленьких вихрей, что интенсивно рассеивает его энергию. При борьбе с городским шумом с помощью зеленых насаждений надо учитывать то. что хорошо рассеивают и поглощают звуки деревья с густыми ветвями и кронами с большими и жесткими листьями (клен, липа, тополь). Хвойные деревья делают это хуже, т.к. иглы хвои рассеивают звуки в меньшей степени, чем листья.

Вопрос журналиста кандидату технических наук.
Скажите пожалуйста, а как снижают шум на производстве?

Ответ кандидата.
На производстве шум снижают благодаря замене звуковых сигналов световыми, смазке деталей машин, а также благодаря использованию звукопоглощающих материалов в отделке стен, полов и потолков помещений. Иногда в цехах предприятий создают оранжереи, растения которых способствуют рассеянию и поглощению производственного шума.

Ведущий.
Слово предоставляется обществоведу.

Обществовед.
Шум, естественно, измеряют, вводят строгие законы, предусматривающие ответственность за нарушение тишины. Какое сильное воздействие на человеческий организм оказывают звуки, видно из следующего примера. В Китае более 2-х тысяч лет назад существовало такое наказание, оскорбивших Всевышнего: они подвергались непрерывному воздействию звуков флейт, барабанов и крикунов до тех пор, пока не падали замертво. Королева Англии Елизавета I, заботясь о ночном покое своих подданных, запретила любые схватки и громкие семейные ссоры после 22-х часов. В ту пору супружеские разлады были чуть ли не единственным источником шума.

Ведущий. Как интересно! Ребята, а в нашем веке с какими источниками шума вы сталкиваетесь почти каждый день, даже не задумываясь о том, какой вред они наносят вашему организму ?
(Ответы учащихся, видеоролик о наушниках) (слайд № 19)

Вопрос журналиста обществоведу.
Существуют ли в России законы о мерах по снижению шума и по борьбе с ним.

Ответ обществоведа.
Статья 24 "Основ законодательства РФ о здравоохранении посвящена мерам предупреждения, снижения интенсивности и устранения шума в производственных, жилых и общественных зданиях. на улицах и площадях городов и других населенных пунктов". Министерство РФ издало постановление "О мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах"
Ведущий.
(Вопрос учащимся). Ребята, как мы можем оградить себя от лишнего шума?
(Выслушать и прокомментировать ответы учащихся) Раздать памятки!
Итак, ученые-специалисты кратко ознакомили нас с основными сведениями о влиянии шума на организм человека, ответили на вопросы журналистов. А достигла ли наша конференция цели? Имеете ли вы теперь представление о том, какое разрушительное действие оказывает шум на здоровье человека? Как можно уменьшить шумовое загрязнение в городе? Для проверки проведем небольшой опрос.



Проверочный тест

1. Источником шума является

А) Городской парк в безветренную погоду
Б) Громкая музыка
В) Железнодорожный и автомобильный транспорт
Г) Бытовая техника (пылесос, телевизор, электродрель)

2. Как влияет звук в 180 децибел на организм человека?

А) Вызывает раздражающее действие
Б) Является для человека смертельным
В) Является непереносимым для человека
Г) Вызывает болевые ощущения у человека

3. Значительную роль в уменьшении уровня шума в городе играют:

А) Средства индивидуальной защиты: респираторы, противогазы, наушники
Б) Фильтры на очистных сооружениях промышленных предприятий
В) Деревья городских парков, скверов и высаженные вдоль дороги
Г) Установка глушителей на автомобильные двигатели, асфальтовое покрытие дорог

4. Могут ли звуки оказывать благотворное влияние на организм человека?

А) Нет, не могут
Б) Да, могут, но только звуки музыкальных произведений
В) Да, могут, но только на людей с хорошим музыкальным слухом
Г) Да, звуки могут оказывать благотворное влияние на организм человека
5. Что из перечисленного является средством уменьшения вредного воздействия шума?
А) Посадка деревьев в городе
Б) Пребывание на природе, слушание пения птиц, шелеста листвы.
В) Использование строительные материалы с повышенным звукоизолирующим свойством (гипсокартон).
Г) Ликвидация неорганизованных свалок в черте города

Тест является своеобразной рефлексией, поскольку в результате штрихования правильных ответов на вопросы теста, у учащихся на перфокарте должна получиться отметка "5".
(слайд № 20)
Подвести итог занятия.






























Памятка

                         Основные правила для снижения уровня шума:

- стараться не шуметь на уроках, переменах;
-  ограничить ежедневное прослушивание громкой музыки, телевизионных передач, работу за компьютером;
- при выполнении шумной работы, через каждый час-полтора делать 10 минутный перерыв и прослушивать успокаивающую музыку.;
- следить за разговорной речью: не кричать, не повышать голос;
- регулярное медицинское обследование;
- посадка деревьев вокруг зданий;
- предпочтение отдавать отдыху на природе, а не на дискотеке;
- применять средства защиты от шумов: наушники из шумоизолирующих материалов; противошумные вкладыши (беруши);
- проводить информационную  работу по профилактике влияния шума на здоровье человека;

Как сохранить слух и не отказаться от плеера (советы):

- уровень громкости не должен быть больше 60 % от максимально возможного;
 - громкость нормальная, если вы можете слышать, что  говорят окружающие;
 - люди вокруг не должны слышать вашу музыку;
 - если, общаясь с людьми, вы переходите на крик, значит, громкость слишком большая.

Что нужно сделать, чтобы в доме, где вы живете, было тише:

- шуметь в многоквартирном доме запрещено с 23 ночи до 7 часов утра
Кстати, подобный запрет вовсе не означает, что в оставшиеся сутки, то есть с 7 утра и до 23 ночи, можно шуметь.
- максимальная продолжительность шумовых работ по ремонту квартиры не должна превышать 4 месяца
- внешние стены должны иметь звукоизоляцию
- двойные стекла существенно снижают шум
-  замените тонкие двери более основательными
-  настелите толстые ковровые покрытия с хорошей прокладкой
-  выберите самую тихую модель бытовой техники
-  если бытовые приборы сильно шумят, вызывайте специалиста
-  пользуйтесь дома мягкой обувью



Таблица интенсивности звуков и их влияния на организм человека.

Источник шума
Децибелы
Последствия влияния шума на организм человека

Шум волн при слабом ветре
8-10
Успокаивает

Шепот, шелест листьев
20-30
Успокаивает

Нормальная речь, шум улицы ночью
30-40
Гигиеническая норма

Громкая речь, шум улицы
60-70
Появляется чувство раздражения, утомляемость, головная боль

Шум автомобиля
70


Телевизор
70


Будильник, пылесос
80


Крик, шум поезда, мотоцикла
80-90


Дискотека
110-120
Постепенное ослабление слуха, нервно-психический стресс (угнетенность, возбужденность, агрессивность), язвенная болезнь, гипертония.

Шум реактивного двигателя
120-140


Выстрел из орудия
170



















15