Методика использования ИКТ в преподавании спецдисциплин


Методика использования информационно- коммуникационных технологий на уроках спец дисциплинЛитвинова О.И.преподаватель спец дисциплин АГКНТ Направления развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)В качестве средства обучения в составе автоматизированных обучающих систем предназначенных для организации учебного процесса и управления познавательной деятельностьюОбучение принципам функционирования компьютерной техники, программированию, разработке программного обеспеченияОбучение применению ИКТ в технических, экономических, общественных, естественнонаучных и гуманитарных дисциплинОСНОВНОЙ ПРИНЦИПСогласованность содержания подготовки и преемственность всех уровней образования
1-й уровеньОбучение основам информатикиБазовые компьютерные знания и умения(уроки информатики)+Знания о:предмете информатика, основных элементах информационных технологийУмения:Работа в среде WindowsНавыки:техника работы на ПК2-й уровеньОбучение курсу современной прикладной информатикиСхема применения ИКТ в учебном процессе колледжа3-й уровеньСпециализированные курсы по более сложным графическим программам, САПР 1-й уровеньОбучение основам информатики2-й уровеньОбучение курсу современной прикладной информатикиПрофессионально ориентированные компьютерные знанияЗнания о:Теоретических и практических аспектах информатикиУмения:Осознанная работа с приложениями, информационными ресурсами ПОНавыки:техника работы с ПО3-й уровеньСпециализированные курсы по более сложным графическим программам, САПР 1-й уровеньОбучение основам информатики2-й уровеньОбучение курсу современной прикладной информатикиЗнания о комплексном использовании ИКТ в проф. деятельности:При автоматизации конструкторской деятельностиВ производстве продукцииПри автоматизации экономической деятельностиО сетевых технологияхЗнания о:Комплексном использовании ИКТ в производственной деятельностиУмения:Владение аппаратом комплексной постановки и решения проф. задач с оптимальным использованием ПОНавыки:техника работы с о специальным ПО3-й уровеньСпециализированные курсы по более сложным графическим программам, САПР Каждый уровень можно разделить на несколько этапов1. Разработка структуры информационно- коммуникационного обеспеченияЦелеполаганиеОтбор содержания курсаРазделение содержания на модули (разделы, темы)2. Разработка дидактического обеспечения занятияСредства: печатные издания (учебники, пособия, методические указания, журналы и т.д.)издания на магнитных носителях (видео и аудио)Электронные учебные ресурсы и тестовые издания (эл. Учебникии пособия, интернет ресурсы, автоматизированные системы тестирования)Выбор офисных редакторов (Microsoft Word , Excel, Power Point, Paint и т.д) илиСпециального редактора для создания мультимедийных приложений и тестовых заданий (Photoshop Adobe Reader Adobe Acrobat и т. д.) 3. Размещение курса (или дидактического обеспечения на электронных носителях, ПК или в локальной сетиОтветить на вопросы: Как переработать учебный курс для его компьютеризации Как построить учебный процесс с применением компьютера Какую долю учебного материала и в каком виде представить и реализовать с использованием компьютера Какими средствами осуществлять контроль знаний, оценивать уровень закрепления навыков и умений Какие информационные технологии применять для реализации поставленных педагогических и дидактических задач4. Использование на учебных занятиях Методы осуществления педагогического процесса Объяснительно- иллюстративные или информационно – рецептивные Передача и организация усвоения информации учащимисяКомпьютер увеличивает количество источников информации, используется как носитель наглядно-иллюстративного материалаРепродуктивныеОбучение способам деятельности по образцу ( демонстрация кинофрагментов в качестве инструктажа, использование тренажеров, применение автоматизированного контроля в сочетании с программированными пособиямиПроблемныеОбучение способам деятельности по образцу ( демонстрация кинофрагментов в качестве инструктажа, использование тренажеров, применение автоматизированного контроля в сочетании с программированными пособиями Частично-поисковые или эвристическиеИсследовательскиеКомпьютер позволяет увидеть проблему, сформулировать ее найти доказательства, сделать выводы, произвести самоконтрольПрименение знаний в новой ситуации и опыт творческой деятельности( наблюдение, осуществление плана исследования, постановка проблемы, связанной с выявлением изученных явлений) Правила оптимального сочетания форм, методов и средств обучения( по Бабанскому Ю.О.)Соответствие методов (средств) обучения его задачам и специфике содержания учебного материалаУчет реальных возможностей ученического коллектива и отдельных учениковОбеспечение активного управления и самоуправления процессами усвоения знаний (восприятием, осмыслением, решением проблем, запоминанием, применением знаний Учет индивидуальных особенности своего мастерства, его сильные и слабые стороны Мотивы – это внутренние силы, связанные с потребностями личности и побуждающие ее к определенной деятельности (В.Г. Крысько)Внешние мотивы – мотивы, не связанные с содержанием определенной деятельности, но обусловленные внешними обстоятельствами по отношению к субъекту.Внутренние мотивы – мотивы, связанные не с внешними обстоятельствами, а с содержанием деятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий на урокеДеятельность преподавателяДеятельность учащегосяСоздать условия для развития внутренних и внешних мотивовПолучение импульса к последующей деятельности. Осознание информации, созвучной потребностямСоздание мотивовОптимизация форм представления информацииИспользование средств и методов (беседа, самостоятельная работа, компьютер ит.д.)Узнавание материала. Актуализация чувственного восприятияПоявление тенденции передавать основное содержание текста в сжатой форме, ориентированной на новую информациюВосприятие материалаОсознание (понимание) материала Использование информационно-коммуникационных технологий на урокеДеятельность преподавателяДеятельность учащегосяПостановка вопросов, использование специальных тренажеров, компьютерных программУглубление, расширение знаний, отработка умений, формирование умственных действийПроверка понимания материалаЗакрепление изученного материала (вопросы, упражнения) требующие мыслительной активностиМотивирование домашнее задания: побуждение любознательности, творчества, стремления к признанию и оценке его трудаУмение учащихся воспроизводить основные идеи, конкретизировать признаки ведущих понятийПоявление тенденции передавать основное содержание текста в сжатой форме, ориентированной на новую информациюЗакрепление материалаДомашнее задание Дидактические материалы технических средств должны:Иметь конкретное дидактическое назначение, соответствовать определенному этапу процесса обученияОбеспечивать научные и методические связи между структурными элементами пособийУчитывать преемственность знаний, применять и использовать ранее полученные знанияСоздавать условия для решения комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач урокаСодержать программу управления познавательной деятельностью учащихсяУчитывать уровень подготовленности учащихсяИспользовать выразительные средства для передачи информации различного вида Педагогические приемы использования ИКТ на урокеИспользование готовых электронных продуктовДля преподавателяДля учащегося Экономит время на урокеСоздает повышенную мотивацию обученияОсуществляет интегративный подход в обученииОрганизует разные виды деятельности Повышение интереса к профессии и успеваемостиАктивное участие всех в процессе образования, индивидуализация процесса обучения, самоконтроль Педагогические приемы использования ИКТ на урокеДля преподавателяДля учащегося Экономит время на урокеСоздает повышенную мотивацию обученияФормирование коммуникативной компетенции учащихся удовлетворение от процесса ученияПриобретение навыков поиска, отбора информации при самостоятельной создании презентацииРазвитие творческого потенциалаИспользование мультимедийных презентаций Педагогические приемы использования ИКТ на урокеДля преподавателяДля учащегося интегративный подходПовышение собственного профессионального уровня и уровня учебного материалаПрименение новых форм и методов обученияКружковая и факультативная работаОбмен опытом с коллегамиДоступ к большому объему информации навыки целенаправленно находить информацию и ее систематизацияИзучение web дизайнаРасширение кругозораРазвитие творческих способностейИспользование ресурсов сети Интернет Педагогические приемы использования ИКТ на урокеДля преподавателяДля учащегосяИмпровизация и гибкость, позволяя рисовать поверх любых приложенийСохранять и распечатывать изображения с доски, упрощая проверку усвоенного материалаПоиск новых подходов к обучениюСтимулирует профессиональный рост делает занятия интересными и развивает мотивациюВозможности для участия в коллективной работеПонимают более сложный материал в результате ясной и эффективной подачи материалаРазличные стили обученияТворческая работаИспользование интерактивной доски и программного обеспечения для нее Педагогические приемы использования ИКТ на урокеДля преподавателяДля учащегосяПреодоление односторонности в передаче знанийИнтерес к познанию новых форм передачи знанийАктивизация познавательной деятельности учащихся углубление представлений о процессах, явлениях, событияхСтимулирует- анализ, сравнение, обощениеТочное понимание различных понятийСовмещение видео-, аудио-, и текстового материала Педагогические приемы использования ИКТ на урокеДля преподавателяДля учащегосяТестовая форма контроляПроверка задания самим обучающимсяПроверка возложена на других учащихсяПроверка осуществляется компьютерной программойПроверка знаний учащихсяКонтроль учебной деятельности в ИнтернетеКонтроль преподавателем в ходе интерактивного диалога с учащимся через ИнтернетЭлектронное анкетирование и тестированиеЭлектронные отчеты и рефератыТелеконференции образовательного назначенияВидео конференции образовательного назначенияТелекоммуникационные образовательные проекты
ИКТ обеспечивает принцип наглядности ( мультимедийные презентации, электронные учебники, видеофрагменты)Восприятие материалаПринцип соответствия количества информации возможности ее восприятияНаибольшее воздействие оказывает та информация, которая воздействует одновременно на несколько органов чувств, и запоминается она тем лучше, чем больше каналов восприятия было активировано.Критерием достижения результатов служит качество ответов учащихся на следующих этапах урока Осознание (понимание) материалаПреобразование (трансляция) материала из одной формы в другуюСоставление опорных схем по новому материалу (преобразование словесного материала в схемуИспользование компьютерных тренажеровИндивидуальные формы работыКритерий достижения результатов служит качество ответов учащихся подведении итогов данного этапа Проверка понимания изложенного материалаУглубленное расширение знаний, отрабатываются умения, формируются умственные действия учащихсяПостановка вопроса или сообщения на который надо дать ответВыбрать правильный ответ на поставленный вопросДостроить схему (с использованием интерактивной доски)ТестированиеКритерий достижения результатов служит определение преподавателем по количеству и качеству ответов учащихся уровня пробелов в понимании материала, умение воспроизводить основные идеи нового материала Закрепление изученного материалаФормирование умений применения полученных знаний(связано с речевым выражением и практическими упражнениями)Использование электронные пособияСоздавать рисунки и тут же их распечатывать, конструировать моделиСоставление кроссвордов по изученной теме (используя программу)Создание нестандартных ситуаций (сравнивать, анализировать, умение выделять главное)Критерий достижения результатов служит умение воспроизводить основные идеи нового материала, конкретизировать признаки ведущих понятий Домашнее заданиеАктивизация мыслительной деятельности, воспитание самостоятельности, ответственности и добросовестностиЦель – расширение и углубление знаний и умений, но и развитие индивидуальных склонностей, способностей учащихсяСоздание презентацийПроекты с озвучаниемКритерий достижения результатов служит то что домашняя работа из скучной необходимости превращается в увлекательную и творческую работу