Информационные технологии в преподавании спецдисциплин


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦДИСЦИПЛИН
Летов В.Ф., зам. директора по IT технологиям
Компьютерные технологии с каждым годом все более активно применяются в различных аспектах жизни колледжа. Электронные учебники, презентации применяются в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучающихся по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т.д.
В первую очередь при разработке электронных презентаций необходимо выполнять следующие функции:
эффективно управлять деятельностью обучающегося по изучению учебной дисциплины;
стимулировать учебно-познавательную деятельность обучающихся;
обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного материала;
рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию).
Кроме общих требований есть еще и специальные требования – требования к содержанию, структуре и техническому исполнению презентации, электронного урока или учебника:
достаточный объем материала, соответствие Государственному образовательному стандарту, актуальность, новизна и оригинальность;
практическая содержательность, системность, целостность.
При создании электронного урока необходимо соблюдать четкость логики изложения теоретического материала с использованием всех цепочек рассуждений с помощью схем; четкость постановки задач, подробное комментирование примеров выполнения заданий, использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе (проблемные ситуации, исследование, игра, решение кроссвордов и т.д.).
При использовании интерактивной технологии обучающиеся становятся полноправными участниками учебного процесса, их опыт служит основным источником учебного познания. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающегося: активность преподавателя уступает место активности обучающихся, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Преподаватель служит в роли своеобразного фильтра пропускающего через себя учебную информацию, и выполняющего функции помощника в работе, одного из источников информации.
Обучающиеся получают задания, находят литературу, прорабатывают ее, составляют план разработки электронной презентации. Во время всей подготовительной работы обучающихся, преподаватель выступает в роли консультанта. На втором этапе - разработки презентации в роли консультанта и помощника выступает преподаватель информатики. Третий этап – это защита презентации. В ходе такой работы, обучающиеся глубже изучают тему или раздел темы, вырабатывают навыки работы с литературой, текстом, компьютером.
На уроках изучения теоретического цикла предмета “Сестринское дело” обучающиеся составляют опорные конспекты и оформляют их, используя компьютер.
В своей работе преподаватель особое внимание должен уделять использованию компьютерных технологий. Использование таких технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки будущих специалистов, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению. К сожалению, в настоящее время очень мало электронных учебников по дисциплинам спеццикла, особенно по предметам “Сестринское дело в педиатрии” и “Сестринское дело в офтальмологии” и др.
Разработка презентаций требует дополнительной кропотливой работы по подборке нового материала содержащего цветные иллюстрации, видиофрагменты т.д.
Критерии отбора содержания можно свести к следующим положениям:
отбираемый материал должен соответствовать тематическому плану;
отбираемый материал должен быть адаптирован для обучающихся;
отбираемый материал должен включать различные виды наглядности;
конструкция содержания должна способствовать классификации и систематизации потока информации, предъявляемой обучающимся.
При изучении предметов «Сестринское дело» используются различные наглядные средства, но с внедрением компьютерной технологии можно использовать средства обучения разного уровня. Средства обучения можно классифицировать как:
Наглядность I рода – это все то, что обучающиеся видят непосредственно в результате показа.
Наглядность II рода – это графическое отображение строения человеческих органов, человеческого тела и т.д.
Наглядность III рода – это мультимедийная наглядность, которая позволяет не только сочетать наглядности, но и значительно расширить и обогатить их возможности введением фрагментов мультимедиа.
Наряду с этим компьютер представляет возможность преподавателю и обучающемуся подключаться к демонстрации, замедляя или повторяя, по мере необходимости, изучаемый материал; управлять и моделировать процессы, систематизировать, классифицировать и фиксировать на экране монитора необходимую информацию и т.п.
Компьютерные уроки также эффективны в использовании обобщающих уроков, уроков-зачетов а также уроков-семинаров, игр. Использование традиционных технологий урока в сочетании с компьютерными технологиями повышает работоспособность обучающихся, особенно повышается обратная связь диагностики ошибок, когда можно вернуться к любому вопросу и повторить его снова.