Методический материал Наглядность как современная образовательная технология


Кузьмина Светлана Вячеславовна






МБОУ СШ № 64 г. Ульяновск








Учитель истории и обществознания












Тема: Наглядность в изучении истории.

Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения детей.
Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.
Перед учителем при подготовке к уроку встает ряд вопросов.
А можно ли избежать идеи рассматривания истории как «поглощения» определенных знаний? Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умения анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь на все собственную точку зрения?
Ответы на эти разноплановые вопросы найдены в, нестандартных формах преподавания предмета. Или применение нестандартных элементов в ходе урока
Основная задача – развивать, поддерживать живой интерес к учению, воспитывать и развивать играя.
Образно раскрыть живые страницы истории, чтобы обучающиеся испытывали потребность узнать что-то новое, а, уходя с урока, захотели бы найти продолжение услышанного в дополнительной литературе, а также с желанием и интересом пришли на следующий урок.
Одно из важных мест в системе наглядных средств обучения истории занимают картографические пособия. Единая система картографических пособий, включает в себя карты, атласы, комплекты контурных карт. Все эти картографические пособия имеют определенную согласованность по способам отображения содержания и оформлению, что обеспечивает возможность использования их для успешного формирования картографических представлений и понятий, приобретения новых знаний. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику. Схематические пособия применяются как источник знаний и как средство их систематизации. Эффективность использования исторических карт, в преподавании истории во многом зависит от специфических особенностей и своеобразия этого метода обучения.
Каждый учитель истории знает о том, что на уроке необходимо использовать карту. Знакомство детей с историческими картами происходит в пятом классе. При изучении истории Древнего мира учащихся знакомят с ее условными обозначениями – легендой (табличкой в углу карты). Для того чтобы заставить карту заговорить, рассмотрите представленные в легенде условные обозначения. Раскраску и прочитайте подписи. На карте легко можно найти то, что нужно: границы государства, народные движения, города, места битв, военные походы, экономическое развитие страны. Для лучшего понимания расположения географических объектов на карте, работу организуется так, чтобы показ велся и по современной и по исторической карте.
В пятом классе ставиться цель поэтапно обучить школьников умению ориентироваться на карте и работать с ней. После сообщения темы и цели урока необходимо спросить детей, что они знают о карте (ответы могут быть различными). Затем при изучении темы происходит повторение или новое знакомство с легендой карт и основными названиями, написанными на карте. Так дети лучше ориентируются в кате при показе. При изучении темы «Древнейшие люди» используется ката «Жизнь первобытных Людей». На карте наклеены аппликации для более легкого определения частей света. Чтение легенды карты это и словарная работа, направленная на изучении карты. Примерные вопросы: Где жили древнейшие люди? Где следы их жизни не обнаружены? Для более лучшего понимания и запоминания расположения географических объектов показ ведется с правой стороны. По теме урока «Возникновения земледелия и скотоводства», задание по карте «Жизнь первобытных людей, вопросы: Каким цветом обозначены районы древнейшего земледелия? Как называется этот район? Закрасьте на контурной карте этот район? Тема «Основание греческих колоний». Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями греческой колонизации. Продолжить формировать умения правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты с опорой на их легенду. Карта «Древняя Греция» (до середины 5 века до н.э.) используется при изучении второго вопроса: «Греческие колонии». Вопросы. Каким знаком на карте обозначены колонии греков? Что означают стрелочки на карте? Назовите колонии греков на Черном море? Назовите места колонизации на Средиземном море? Какие из названных колоний находятся в Северной Африке? Изучая вопрос с опорой на карту, учащиеся продолжают формировать умения работы с исторической картой, называть географические объекты, формулировать несложные выводы. Урок по теме: «Победа греков над персами в Марафонской битве» задания по карте «Древняя Греция в 5 веке до н. э.» вначале 5 века персидский царь Дарий 1 решил подчинить себе всю Грецию. Задание : определите по карте до какой реки доходили ее владения; до каких морей - на западе; какие страны уже находились под властью персидского царя; найдите на карте Грецию. Сравните размеры Греции с размерами Персидского царства. Сделайте вывод. Выполняя это задание, учащиеся систематизируют знания по истории Древней Греции, продолжается формирование умений работать с исторической картой. Логически мыслить, делать выводы, обобщать.
Исторические представления, создаваемые у школьников без наглядных средств, являются смутными, неправильными. Наглядное обучение охватывает сферу чувственного восприятия детей. Наглядные средства придают историческому мышлению школьников необходимую образность, ясность, а речи – непринужденность, выразительность, плавность; благодаря систематическому использованию наглядных пособий, изучая историческое прошлое, учащееся стремятся понять его, четко представить в виде соответствующих образов и ясно, точно выразить словами. При изучении урока «В гаванях Афинского порта Пирей», одна из целей урока: продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы, работать с иллюстрациями учебника. План урока 1 «В военных и торговых гаванях». При рассмотрении иллюстрации «В торговой гавани Пирея», ученикам дается задание: внимательно рассмотреть картину и ответить на вопрос «Чем торговали в этой гавани?». В данном случае учитель продолжает работу над формированием у учащихся умений грамотно и красиво говорить, делать выводы. Урок по теме: «В Афинских школах и гимнасиях. При изучении вопроса «Чему учили в греческих школах». Иллюстрация «Греческая школа», рассмотри внимательно и ответь на вопросы, задание: Чему учили в греческой школе? О каком воспитании здесь идет речь – афинском или спартанском? Почему вы так думаете? Что в них было общего, и какие были различия?
В качестве вывода нужно вспомнить слова Платона (Платон говорил, что благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ, невежда же самое дикое создание из всех существующих на земле). Согласны ли вы с мнением Платона, обоснуйте свой вывод.
и принимать решения. Основным результатом обучения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения знаниями и умениями. В процессе такого обучения происходит активное участие в самого ученика в образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, социализации, активное применение знаний и умений приобретенных в школе в повседневной жизни.
Список использованной литературы.
1.О. И. Бахтина. Задания для самостоятельной работы по истории Древнего мира. – М., 2006.
2. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свендицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. – М., 2010.
3.Е.В. Коротаева . «Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников». Москва – 2013г.
4. Мультимедийный атлас Древнего мира. М.: Новый диск, 205.
5. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Учитель-2010, №1
Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Москва, 2012г.
6. М.В.Короткова. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва, 2003г.
7. Энциклопедия для детей. – М., 2012. – Т.1



15