Технологическая карта урока русского языка в 4 кл по теме Творительный падеж


Технологическая карта урока русского языка в 4 классе.
Учитель Засимова О.И. 7.12. 2015 год
Тема Творительный падеж
Задачи: Развивать умение выделять признаки имён существительных в творительном падеже.
Научиться определять падеж имён существительных.
Основное содержание темы, термины и понятия Творительный падеж. Вопросы падежа. Вспомогательное слово творительного падежа. Предлоги творительного падежа. Употребление в речи.
Планируемый результат
Предметные УУД
Знать отличительные особенности творительного падежа имен существительных: вопросы, предлоги, вспомогательное слово.
Уметь определять творительный падеж имен существительных.
Правильно записывать безударные окончания имён существительных в творительном падеже.
Личностные: формировать целостное представление об окружающем мире, его природе.
Проводить самооценку и взаимооценку.
Регулятивные: определять цель деятельности с помощью педагога, составлять план, следовать плану.
Коммуникативные: сотрудничать при работе в команде.
Познавательные:
установление причинно-следственных связей, проведение сравнительного анализа, решение учебных задач по аналогии.
Межпредметные связи
Учебный предмет Формы приемы работы Ресурсы
Литературное чтение, окружающий мир,
математика (алгоритм действий). Фронтальная, коллективная, парная, самостоятельная.
Игровые методы. Учебник,ч.1 В.Канакина, В. Горецкий
рабочая тетрадь, ч.1, рабочая программа, ИКТ –презентация.
Ход урока.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг. момент.
1. Приветствует детей, объявляет о начале урока. (настроение в классе)
2. Девиз сегодняшнего урока русского языка – слова А.Н.Толстого: «Обращаться с языком кое-как – значит мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно…»
Какой совет дает нам русский писатель?
3. Запишите сегодняшнее число, вид работы (классная работа). Обратите внимание на орфограммы в записи даты. 1. Проверяют рабочие места, настраиваются на работу.
2. Читают слова, высказывают мнения.
- Нужно серьезно относиться к русскому языку.
- Мы должны учиться правильно, грамотно выражать свои мысли, чтобы наша речь была понятна другим людям.
- Необходимо соблюдать правила, тогда и мыслить будешь правильно, четко.
3. Записывают. Осуществляют самоконтроль.
2. Мотивация познавательной деятельности.

Постановка учебной задачи.
3. Актуализация необходимых знаний.
Постороение плана выхода из затруднения.
4. Организация познавательной деятельности.
Первичное закрепление.
5. Физминутка.
6. Самостоятель
ная работа.

Словарная работа.
7. Рефлексия.
(Итог урока)
Д/задание. Скажите о чём ы говорили на предыдущих уроках? (о падежах)
Игра на внимание: 1. Сколько падежей в русском языке? 2. Какой падеж имеет только два предлога? 3. Какой падеж один вопрос взял у именительного, другой у родительного падежа? 4. Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?
На слайде записаны слова в три группы:
1.Над землёй, с дедушкой, под книгой.2. Перед зеркалом, за облаком, над морем.3. Под сиренью, с дочерью, ночью.
По какому признаку разделены слова в группы?
Что объединяет все слова?
Определение темы и цели урока.
Какова же тема урока?
Какие поставим учебные задачи?
Создаёт условия для работы в парах, составление плана, по которому можно определять творительный падеж.
Сравнить с планом учителя на слайде.
История творительного падежа. (Творительный  падеж  в  русской  грамматике  назван  так  потому,  что  одним  из  его  значений  было  такое: орудие, которым  чтонибудь  делают.  У  нас  в  старину  иногда  его  называли  орудийным)
- Ребята, назовите ваш труд.
- Орудия вашего труда
Труд  учеников учёба  в  школе  и   дома. 
Орудия  учеников:  ручка,  карандаш,  линейка,  кисточка. В  Т.п.:  пишем  ручкой,  чертим 
карандашом,  рисуем  кисточкой.  
Упр. 219, учебник. Изучите информацию о творительном падеже из таблицы.

Упр. 220. Создаёт условия для самостоятельной деятельности
Мы топаем (чем?)ногами,
Мы хлопаем (чем?) руками,
Качаем (чем?) головой.
Ма руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И бегаем кругом.
Выписать слова для разбора фонетически, по составу.
Сад, рассветом, пустынный.
В тексте найти новое словарное слово, объяснить его понятие, пользуясь толковым словарём или информацией из учебника.
На слайде иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Найти предложение с существительным в творительном падеже. Каким членом предложения является данное слово?
Выполнили ли мы задачи урока?
Проверим себя.(Диагностика достижений)
Тест.
1. На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже?
а) о ком? о чём?, б)кем? чем?, в) кого? что?
2. С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?
а) в, над, за, по, через, б) с, за, под, перед, над, между, в) с, от, до, без, для, около.
3. Какие окончания имеют существительные 1 склоненияв творительном падеже?
а) –ом,-ем, б) –ю. в) –ой,-ей
4.Какие окончания имеют существительные 2 склонения в творительном падеже?
а)-ом,-ем, б) –ю, в) -ой,-ей
5.Какие окончания имеют существительные 3 склонения в творительном падеже?
а)-ом,-ем, б) –ю, в) –ой, -ей.
6.Каким членом предложения являются имена существительные в творительном падеже?
а) подлежащим, б) сказуемым, в) второстепенным
7. Какое вспомогательное слово для определения творительного падежа?
а) рад, б) думаю, в) доволен.
Довольны своей работой? Оценки за урок.
Д/з. Упр. 221, стр. 118.
Стихотворение о падежах. (Лежебокин) Устно отвечают на вопросы.
В группы разделены по склонениям.
Все слова записаны в творительном падеже.
Творительный падеж.
Уточнить признаки, по которым можно определить творительный падеж имён существительных;
Научиться правильно писать безударные окончания имён существительных в творительном падеже.
Вариант плана:
1.История творительного падежа.
2.Вопросы творительного падежа.
3.Окончания творительного падежа.
4.Предлоги творительного падежа.
5.Роль в предложении.
(самооценка)
Ученик рассказывает.
А я - творительный падеж, Исполнен всяческих надежд.Творите! – чем? Творите! - кем? Я подскажу вам нет проблем! Предлогам перед, под и над,В любой момент я очень рад.
Рассматривают таблицу, повторяют вопросы, окончания, предлоги
(Самооценка)
Читают стихотворение. Выписывают выделенные существительные. Доказывают принадлежность имён существительных к форме творительного падежа. Определяют склонение существительных, зависимость окончания от падежа.
(самооценка)
Работают у доски.
Разбор слов (фонетический, морфемный)
(Самооценка).
(работают в парах)
Ищут в словаре и в учебнике слово СЕГОДНЯ. Какая часть речи? (наречие) Читают его толкование, записывают в словарик.
ВЧЕРА по цифрам 3 25 6 18 1(алфавит)
Старик ловил неводом рыбу.
(второстепенным)
Разбор предложения синтаксически.
Проверяют по эталону на слайде.
(самооценка)