Программа элективного курса Строительное дело (дополненный вариант) с приложениями

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Табарлинская основная общеобразовательная школа Агрызского муниципального района Республики Татарстан







Программа элективного курса
«Строительное дело»





Разработала:
Набиуллина Ильзида Чингизовна
учитель технологии высшей
квалификационной категории





2015

Оглавление

1. Пояснительная записка...3
2. Требования к уровню усвоения курса...4

3. Место курса в образовательном процессе5
4. Учебно-тематический план6
5. Содержание программы курса.. 7
6. Основные компоненты содержания курса8
7. Методы и формы обучения....................8
8. Результаты изучения курса.....................9
9. Формы контроля достижений учащихся...9
10. Зачетные работы....................9
11. Дополнительный обучающий материал..9
Литература.10
Приложение к теме №2.11
Приложение к теме №5.12
Приложение к теме №6.14






Пояснительная записка
Строительство - одна из главных отраслей материального обеспечения. Главная задача капитального строительства - внедрение новых технологий, строительство высокими темпами новых зданий и сооружений. В наши дни на строительстве трудятся миллионы рабочих, техников, инженеров. Профессия строителя - творческая, дарит человеку гордость и уважение за результаты труда. В то же время профессия строителя самая мирная, поскольку именно строители дают людям кров над головой, ощущение уюта и защищенности собственного дома. В настоящее время профессия строителя является не только одной из самых популярных и востребованных, но и одной из самых высокооплачиваемых рабочих профессий. Ведь новое современное общество строится не только в переносном смысле этого слова, но и в буквальном. А строительство, в свою очередь, активизирует множество других отраслей промышленности и народного хозяйства, снабжающих строительные площадки различными материалами, транспортом, строительной техникой и многим другим.
Актуальность программы «Строительное дело» в том, что данный курс включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, позволяет осуществлять пробы и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе, дает возможность для решения задач профессиональной ориентации: учащиеся знакомятся с профессиями технического направления: каменщика, штукатура, маляра.
Содержание данного элективного курса рассчитано на изучение в течении 16 часов и включает 9 тем , из них предусмотрено: 9 теоретических и 7 практических занятия. Предусмотрены различные формы контроля, которые учитывают индивидуальные особенности учащихся и разный уровень их подготовки.
При проведении отдельных занятий курса используется технология деятельностного подхода, которая обеспечивает активное включение учащегося в процесс самостоятельного построения им нового знания и позволяет проводить разноуровневое обучение, способствует процессу самоопределения и помогает учащемуся адекватно оценить себя.
Курс по выбору «Строительное дело» предназначен для учащихся 9 классов.
Цель курса:
- помочь учащимся сориентироваться в выборе профиля обучения в старшей школе, оценить свои потребности и возможности выбора профессионального направления.



Задачи курса:
- создание предпосылок для формирования у учащихся целостно-смысловой, нравственной основы развития будущего профессионала в области строительства;
- ознакомление школьников с профессиями каменщика, маляра, штукатура, монтажника, архитектора, проектировщика;
- формирование у учащихся системы ценностей и уважения к строителям.
Программа курса составлена на межпредметной основе и включает три составные части:
- научную (теоретические знания и практические умения в области строительства);
- профессиональную (знакомство со специальностями и уровнями профессионального образования);
- психологическую ( изучение интересов и способностей школьника, склонности человека к профессии).
Методы и приемы обучения:
-лекционные занятия;
- собеседования;
- практические занятия;
- экскурсии на строительство.
Практические занятия можно связать с ремонтом школы: покраской стен, полов, оштукатуриванием поверхностей.
При изучении курса можно использовать:
- плакаты, стенды;
- демонстрацию различных строительных материалов;
- демонстрацию различных макетов строительных конструкций;
- учебные пособия, справочники, а также сборник инструкций по технике безопасности при различных работах в строительстве.
Программой предусмотрено краткое ознакомление учащихся со строительными материалами, конструкциями, машинами, со строительно- монтажным производством и строительными чертежами.
На занятиях необходимо обратить внимание учащихся на вопросы охраны окружающей среды.
Учитывая психологические особенности учащихся этого возраста, занятия проводятся в форме семинаров, лекций, практикумов. На занятиях используются деловые игры, дискуссии.

Требования к уровню усвоения курса
Должны уметь:
- организовывать рабочее место;
- экономно расходовать материалы;
- определять пригодность применяемых материалов;
- создавать безопасные условия труда;
- очищать поверхности инструментами;
- сглаживать поверхности;
- предохранять поверхности от набрызгов краски;
- подготавливать различные поверхности к окраске;
- подготавливать различные поверхности к оклейке обоями;
- подготавливать обои к работе;
- приготавливать окрасочные составы необходимого тона;
- приготавливать клей;
- контролировать качество подготовки и обработки поверхности;
- осуществлять обработку поверхности олифой;
- окрашивать различные поверхности вручную;
- контролировать качество окраски;
- наносить клеевые составы на поверхность;
- оклеивать потолки обоями;
- оклеивать стены различными обоями;
- контролировать качество обойных работ;
- контролировать качество ремонтных работ;
- соблюдать безопасные условия труда;

знать:
- правила чтения чертежей;
- методы организации труда на рабочем месте;
- правила техники безопасности;
- виды основных материалов, применяемых при производстве каменных, штукатурных, малярных и обойных работ;
- требования, предъявляемые к качеству материалов, применяемых при производстве малярных и обойных работ;
- способы подготовки поверхностей под окрашивание и оклеивание поверхностей;
- назначение и правила применения ручного инструмента, приспособлений, машин и механизмов;
- способы подготовки поверхностей под окрашивание и оклеивание;
- способы варки клея;
- способы приготовления окрасочных составов;
- способы подбора окрасочных составов;
- требования, предъявляемые к качеству материалов;
- требования санитарных норм и правил при производстве малярных работ;
- основные требования, предъявляемые к качеству окрашивания;
- свойства основных материалов и составов, применяемых при производстве малярных работ;
- технологическую последовательность выполнения малярных работ;
- виды, причины и технологию устранения дефектов;
- контроль качества малярных работ;
- правила техники безопасности при выполнении малярных работ;
- технологию оклеивания потолков и стен обоями и пленками;
- виды обоев;
- принцип раскроя обоев;
- условия оклеивания различных видов обоев и пленок;
- правила техники безопасности при выполнении обойных работ;
- окрашенных водными и неводными составами;
- требования санитарных норм и правил к ремонту оклеенных и окрашенных поверхностей;
- правила техники безопасности при выполнении ремонтных работ.
Пример: должны знать правила безопасности при выполнении строительных работ, должны уметь соблюдать безопасные условия труда;
На основе полученных знаний должны знать правила варки клея для обойных работ, должны уметь приготавливать клей по инструкции и т.д.

Место курса в образовательном процессе.

Курс «Строительное дело» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения технологии. Его главная задача – ознакомление школьников с профессиями каменщика, маляра, штукатура, монтажника, архитектора, проектировщика
Данный курс позволит объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться выполнять несложные строительные работы.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на краткое ознакомление учащихся со строительными материалами, конструкциями, машинами, со строительно - монтажным производством и строительными чертежами.
Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.
Курс «Строительное дело» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательного уровня.
Данный курс необходим для того, чтобы помочь учащимся сориентироваться в выборе профиля обучения в старшей школе, оценить свои потребности и возможности выбора профессионального направления.
Курс опирается на такие межпредметные связи как: математика, химия, физика. Несмотря на то, что многие разделы курса уже повторяли на уроках по технологии, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.


Учебно-тематический план

Тема
Количество часов



всего
теория

практика

1


Введение
Строительство- важная отрасль народного хозяйства
1
1






2


Строительные материалы и конструкции.
2
1
1

3


Каменные работы. Методы кирпичной кладки
2
1


1


4

Штукатурные работы
2
1

1

5

Малярные работы
2
1

1

6
Обойные работы
2
1
1

7
Облицовка керамическими плитками
2
1
1

8
Проектирование. Проектные документации
1
1


9
Охрана природы
1
1


Итого 16 9 7

Содержание программы курса
1. Введение. Строительство - важная отрасль народного хозяйства ( 1ч.)
Цели и задачи курса. Основные задачи строительства. Основные понятия о строительно- монтажном производстве. Техника безопасности, производственная санитария и противопожарные меры.
2. Строительные материалы и конструкции (2ч.)
Классификация строительных материалов и их свойства. Природный камень. Керамические материалы. Минеральные вяжущие материалы. Строительный раствор. Бетон и железобетон. Полимерные и изоляционные материалы. Материалы из дерева. Основные конструктивные элементы зданий.
Лабораторно-практическая работа. Определение качества керамических материалов.
3. Каменные работы. Методы кирпичной кладки (2ч.)
Основные понятия о кладке, необходимые инструменты, приспособления, инвентарь. Организация рабочего места, техника безопасности. Методы кладки, системы связки. Основные операции при кладке кирпича.
Практическая работа. Выполнение связок при кирпичной кладке.
4. Штукатурные работы (2ч.)
Основные понятия о штукатурных работах. Виды штукатурки: сухая, мокрая. Виды слоев монолитной штукатурки: обычный, декоративный, специальный. Необходимые инструменты, приспособления, техника безопасности. Подготовка стен для штукатурки. Приготовление раствора. Технология штукатурных работ.
Практическая работа. Приготовление раствора, подготовка и оштукатуривание поверхности.
5. Малярные работы (2ч.)
Основные понятия, необходимые инструменты, приспособления при малярных работах. Техника безопасности. Обработка поверхности под окраску. Водные и неводные составы.
Практическая работа. Покраска поверхности.


6. Обойные работы (2ч.)
Виды обоев. Подготовка поверхности под обои. Виды клеев и способы их приготовления. Инструменты и приспособления для обойных работ. Технология обойных работ. Техника безопасности.
Практическая работа. Подготовка обоев к наклеиванию.
7. Облицовка керамическими плитками (2ч.)
Виды керамических плит. Общие сведения об облицовке керамическими плитками. Подготовка поверхности перед облицовкой. Техника безопасности при работе. Инструменты и инвентарь. Технология облицовочных работ.
Лабораторная работа. Определение качества керамических плит.
8. Проектирование. Проектные документации (1ч.)
Понятие об архитектуре. Стандартизация. Знакомство с проектной документацией. Чтение строительных чертежей.
9. Охрана природы (1ч.)
Природа и человек. Необходимость охраны окружающей среды. Загрязнение окружающей среды строительным мусором. Пути решения данной проблемы.

Основные компоненты содержания курса.
В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-8 классах.
Повторение проводится по основным разделам технологии:
- Интерьер дома;
- Ремонтные работы в быту.
А также учащиеся оттачивают свои умения и навыки на практических занятиях.

Методы и формы обучения
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи (продуктивная деятельность).
Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:
Репродуктивный (например, при повторении темы « Обойные работы», «Малярные работы).
Продуктивный (например, при работе над темой « Строительные материалы и конструкции»).
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
Рассказ учителя (например, на занятии по теме «Строительные материалы и конструкции» учитель рассказывает ребятам о современных видах строительных материалов, конструкций и т. д.)
Беседа (например, при повторении темы «Охрана природы»)
Работа со словарями (на практическом занятии «Определении качества облицовочных плит»).
Анализ таблицы (например, при повторении темы «Проектирование. Проектные документации»).
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.
Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

Результаты изучения курса
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения несложных строительных работ: покраска, штукатурка, оклейка обоев, а также навыками самостоятельного выполнения чертежей. Кроме этого ребята повторят знания об охране окружающей среды, как о системе и повысят процент качества знаний по технологии, что способствует успешной профориентации учащихся.

Формы контроля достижений учащихся
Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение практических, лабораторных работ. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку). В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика заводится лист контроля, где указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.


Критерий оценки
Работа учащихся оценивается следующим образом:
зачет
незачет.
Зачетные работы
В тестовых работах каждый правильный ответ оценивается одним баллом. В итоговой тестовой работе задания типа А и В оцениваются одним баллом, а задание С десятью баллами (5 баллов – за знание теоретической части, 5 баллов - за выполнение задач).
Оценка «зачет» выводится при выполнении большей части заданий.

Дополнительный обучающий материал.
В качестве дополнительного обучающего материала используются следующие издания:
Новые способы производства отделочных работ: перевод с немецкого. М.: Стройиздат, 2010
Отделочные работы: иллюстрированное учебное пособие/ сост. А.А.Ивлиев, А.А.Кальгин, В.А.Неелов.-5-е изд., стер.-М.: ACADEMA, издательский центр «Академия», 2007.- 30 плакатов
Интерактивные контрольные измерительные материалы. Нормативные документы:
1. Слайдовые презентации по всем темам программы и урокам (автор- составитель Колупаева Л.А., преподаватель);
2. СНИП (строительные нормы и правила).












Список литературы

Мороз Л. Маляр. Технология и организация работ [Текст]: уч. пособие /Л.
Мороз.- Ростов-на - Дону.: «Феникс», 2010.- 302с.
2. Петрова И.В. Общая технология отделочных строительных работ.- М.: издательский центр «Академия», 2008.- 190с. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 18.08.2015 г.) – режим доступа свб.
3. Смирнова В.А. Материаловедение для отделочных строительных работ.- М.: A издательский центр «Академия», 2007.- 340с. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 02.09.2015 г.) – режим доступа свб.
4. Фирсенко Н.П. Руководство по производственному обучению маляров [Текст]: Практическое пособие /Н. П. Фирсенко-М.: Высшая школа, 1990.- 288с.
5. Голощекина Л.П. Производственное обучение маляров – штукатуров [Текст]:
Методическое пособие /Л. П. Голощёкина - М.: Высшая школа, 1998- 275с.






















Приложение к теме №2
Лабораторно - практическая работа

Тема. Определение качества керамических материалов
Цель: определение качества кирпича глиняного обыкновенного по внешнему виду.
Материалы, инструменты, оборудования: кирпичи глиняные обыкновенные- 8-10 штук, эталонные кирпичи, металлический угольник, миллиметровая линейка, ГОСТы 530-80, 6316-74.
Ход работы.
1. Сравниваем кирпичи с эталонными по цвету.
2. Выбираем кирпичи посветлее, чем эталонные и проверяем на звук при ударе. Для этого по кирпичам стучим молотком.
3. Составляем специальный список бракованных кирпичей по следующей форме:

Номер образца
Недостатки








4. Измеряем металлической линейкой и угольником размеры кирпичей с точностью до 1 мм: посередине и ребрам. Результаты заносим в таблицу.

Номер образца
Размеры


Длина плоской части
Ширина ребра
Высота ребра


1
2
3
1
2
3
1
2
3
















5. Сравниваем фактические размеры кирпичей с допустимыми размерами по ГОСТу:
1) Отклонения, мм:
по длине +- 5( +-7)
по ширине +-4(+-5)
по толщине +-3
2) Отклонение от прямой линии не более, мм:
по плоской стороне 3(4)
по бокам 4(6)
3) Число трещин не более 2

6. Вывод.






Приложение к теме №5
Раздел «Малярные работы»
Задание: сигнальные цвета и знаки безопасности
Форма выполнения: тестовое задание
1.Перечислите, какие сигнальные цвета вы знаете
2.Напишите, что означают знаки безопасности

Знак
Предназначение знака

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14




Приложение к теме №6
Конспект урока
Тема урока: Обойные работы. Подготовка обоев к наклеиванию.
Цель урока: Познакомить учащихся с планом поэтапной подготовки обоев к
наклеиванию и инструментами для раскроя обоев.
Задачи:
1) Дидактическая.
Повторение плана подготовки ранее побеленной поверхности к наклеиванию обоев, клеящих составов.
Формирование у учащихся умения подготавливать обои к наклеиванию по плану.
2) Коррекционная.
Коррекция логического мышления, пространственной ориентировки и тактильного восприятия на основе специальных упражнений.
3)Воспитательная.
Воспитание культуры труда, бережного отношения к материалам и аккуратности при выполнении задания.
Тип урока: комбинированный урок.
Материально-техническое обеспечение урока:
- образцы видов обоев, фризов и бордюров;
- карточки с изображением условных обозначений на этикетках обоев;
– инструкционные карты «Подготовка обоев к наклеиванию»;
– технологические карты «Подготовка поверхности под наклеивание обоев»;
- образцы клея;
- инструменты для раскроя обоев;
- разрезанные определения «ОБОИ», «ПОЛИВИНИЛХЛОРИДНОЕ»;
- пословица.
- инструкция по техники безопасности.
- рабочая тетрадь.
Метапредметные связи: математика, химия, развитие речи.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Слово учителя: Здравствуйте, уважаемые зрители! Вы присутствуете на программе « Школьная матерская». Только в нашей программе вы узнаете, как сделать ремонт своими руками.
II. Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя: Сегодня мы повторим, а вы, наши зрители, узнаете виды обоев, клеящие составы, инструменты для обойных работ и их назначение, процесс подготовки поверхности под наклеивание обоев, отличия бордюров и фризов.
Также мы познакомим Вас с планом подготовки обоев к наклеиванию. Я прораб, в «Школьной мастерской» работаю с бригадой несколько лет, ребята трудолюбивые и ответственные.
Идет представление обучающихся детей с распределением их обязанностей (назначение бригадира, его помощника, маляров-обойщиков).
Слово учителя: А сейчас я, как прораб «Школьной мастерской» должна проверить, насколько квалифицирована бригада и для этого задам несколько вопросов.
III. Повторение ранее изученного материала по теме: «Обойные работы».
1) Вопросы по теме:
а) Из отдельных слов собрать определение ОБОИ- это что?
Ответ: Обои – это рулонный материал, изготовленный на бумажной основе.
б) Обои имеют длину и ширину. Что обозначает этот размер?
Учитель показывает карточки 50-53 см; 106 см; 15м; 10,05м; 25м.
Ответ: 50-53 см; 106см – ширина рулона обоев;
15м; 10,05м; 25м – длина рулона обоев.
Слово учителя: Уважаемые коллеги, у нас на программу поступили письма с вопросами от зрителей. Мы с Вами должны дать грамотные ответы на интересующие их вопросы. Первый вопрос адресован бригадиру. «Прошу объясните, какие виды обоев бывают и в чём их отличия? И еще подскажите, пожалуйста, какие обои можно наклеить в прихожей?»
Учащийся отвечает. Затем все ученики на местах подбирают пронумерованные образцы обоев по видам.
Проверка правильности подбора образцов обоев.
Слово учителя: А теперь задание с секретом. Учитель дает разрезанное слово, а ребята его собирают. (ПОЛИВИНИЛХЛОРИДНОЕ).
Взаимопроверка: учащиеся проверяют друг у друга составленное слово.
Слово учителя: Что это означает?
Ответ: Это покрытие, которое имеют влагостойкие обои.
Слово учителя: Второй вопрос для маляра (обойщика).
«Объясните, что такое бордюры и фризы? Как их отличить друг от друга и для чего их наклеивают?».
Ученик дает ответ на вопрос.
Для всех учитель раздаёт образцы бордюров и фризов, а учащиеся с помощью линейки замеряют образцы и заносят результаты в таблицу. Проверка правильности ответов учащихся.
Слово учителя: Третий вопрос адресован помощнику бригадира.
«Помогите, пожалуйста, разобраться с условными обозначениями, которые изображены на этикетках обоев. Что обозначают эти знаки?»
На наборном полотне расположены карточки с названиями условных обозначений, а учащийся раскладывает карточки с рисунком знака под название каждого обозначения.
Остальные учащиеся на местах по карточкам соединяют обозначения (рисунок) с их названием. Проверка правильности ответов учащихся.
Слово учителя: Четвёртый вопрос поступил для маляра-учащегося.
«Расскажите, как правильно подготовить ранее побеленную поверхность под наклеивание обоев».
Учащийся собирает план у доски, соблюдая последовательность выполнения операций, остальные собирают план индивидуально.
Взаимопроверка по плану (доска).
При работе с планом подготовки поверхности учащиеся на местах должны определить, какой не хватает операции: ПРОКЛЕЙКА ПОВЕРХНОСТИ -.
Слово учителя: Объясните нашим зрителям, что такое «проклейка»? И какую роль она играет при подготовке поверхности?
Ответ учащихся.
Сейчас в нашей программе время для рекламной паузы ( физ.минутка).
Слово учителя: Пятый последний вопрос от наших телезрителей для маляра(обойщика). «Какой клей можно использовать для приклеивания обыкновенных или влагостойких обоев?».
Ученик выбирает образцы клея, рассказывает и объясняет.
VI. Изучение нового материала.
На наборном полотне разрезанная пословица «Чем больше науки, тем умнее руки». Учащийся должен собрать последовательность пословицы.
Слово учителя: Ребята, а как вы понимаете эту пословицу? Каждый ученик высказывает свое мнение.
Слово учителя: А теперь пришло время узнать и познакомить наших зрителей, как правильно подготовить обои к наклеиванию.
Учитель объясняет последовательность подготовки обоев к наклеиванию и одновременно демонстрирует все этапы. После объяснения ученики должны собрать план в правильной последовательности. Учитель проверяет правильность составления плана, а затем все записывают план в рабочую тетрадь.
V. Практическая работа учащихся:
Правила техники безопасности работы с ножницами.
Текущий инструктаж учителя по выполнению практической работы учащихся. Практическая работа учащихся выполняется в парах
Выполнение практической работы учащихся и контроль учителя за выполнением работы (соблюдение технологической последовательности и соблюдение правил техники безопасности; помощь слабоуспевающим учащимся).
4)Уборка рабочего места.
VI. Итог урока.
Слово учителя: На этом наш выпуск программы «Школа ремонта» подошел к своему завершению. Бригада показала свои знания и умения. Вас, уважаемые зрители, бригада познакомила со всеми тонкостями в работе и ответила на все интересующие вопросы. Надеемся, что наши советы пригодятся Вам при ремонте вашего дома.
Оценивание работы учащихся во время урока.











13PAGE \* MERGEFORMAT141015




Рисунок 10Рисунок 12Рисунок 13Рисунок 14Рисунок 15Рисунок 20Рисунок 2415