Программа элективного курса История развития права в России


ПРОГРАММА
Элективного курса по обществознанию
«История развития права в России»Учитель:Дацко В.В.


Пояснительная записка к программе
Курс «История права России» построен на материале истории России, поскольку этот курс изучается на протяжении 5–9 классов, содержит интересные сведения о развитии отечественного права. В базовом курсе истории многие нормативно-правовые документы лишь упомянуты, в лучшем случае рассматриваются отдельные фрагменты, например, характеристика правового положения различных категорий феодально-зависимых крестьян, виды наказаний за ту или иную провинность. Изучение курса как самостоятельной дисциплины в рамках предпрофильной подготовки учащихся создаст условия для формирования у обучающихся устойчивого и познавательного интереса.Среди учебных и вспомогательных материалов используется следующая литература:
Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период.
Памятники русского права 10–20 века и т. д. (список дополнительной литературы прилагается).
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
– анализ исторических источников;
– устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
– написание эссе;
– подготовка сценариев для слайд-фильма.
При изучении курса учащиеся могут выбрать:
– объект изучения;
– вид отчётных работ из предложенного перечня;
– литературу, по которой они будут готовить собственные работы.
Критерии успешности учащегося:
Ученик получает зачёт (оценка не ниже «4») при условии:
– выполнения не менее 3 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме;
– решения не менее 75 % заданий по форме Единого экзамена.
Дополнительные баллы выставляются (за любое из названных дополнительных условий) за:
– качественно выполненное задание по собственной инициативе;
– использование интернет-технологий;
– инициативную публичную презентацию.
В процессе работы динамика интереса будет фиксироваться с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ.
Форма итоговой отчётности: итоговая конференция, защита проектов.
Цель и задачи
Политика, государство, право, законодательство являются объектами исследования различных гуманитарных наук. Причем каждая наука, находящаяся в системе междисциплинарных связей, отличается своим специфическим подходом к этим общим объектам, имеет свой особый предмет.
В системе юридических наук история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной. Однако обучающиеся подходят к выбору своей будущей специальности не с точки зрения своей психологической готовности и профессиональной пригодности, а с точки зрения престижности и перспектив оплаты специалистов той или иной сферы. В силу этого изучение истории правовых учений в рамках юридического образования становится для будущих студентов неинтересным и бесперспективным делом, приводя их уже на первых курсах к разочарованиям.
Данный курс предполагает углубленную подготовку обучающихся с тем, чтобы познакомить их с историей и развитием отечественной правовой системы. Вместе с тем, это краткосрочный курс (рассчитанный на 18 часов учебного времени), что позволит ребятам, прослушав данную дисциплину, посетить другие и определиться с выбранной специальностью. Выгодность такого построения позволит легко решить проблему места данного курса в учебном плане: ничего не меняя, можно использовать часы, которые отведены на технологию.
Настоящий курс предполагает знакомство учащихся с основными научными понятиями, документами отечественного права на фоне тех исторических событий, когда они были приняты. Историю права, по мнению автора, нельзя изучать вне прямой и непосредственной связи с теми явлениями, которые их породили и которые определили как их содержание, так и особенности функционирования. При этом следует иметь в виду, что действие экономических факторов, будучи решающим и определяющим в историческом развитии, является не единственным рычагом, который влияет на ход этого развития.
Задачи курса можно сформулировать так:
– способствовать развитию интереса у учащихся к истории становления и развития правовой системы в России;
– определить закономерности и составляющие отечественного права;
– способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности.
Содержание
Предлагаемые тематические блоки могут быть использованы преподавателем в рамках учебного предмета – технология. Хотя история есть непрерывное движение, изучать ее сплошным, нераздельным потоком невозможно. Научный анализ и обобщение требуют членения исторического материала на хронологические отрезки, периоды. Поскольку развитие права тесно связано с развитием государства и зависит, прежде всего, от экономического базиса, то и периодизация истории права соответствует периодам развития производственных отношений. Основным общественно-экономическим формациям (кроме первобытнообщинного строя) соответствует определенный тип развития правовой системы. При отборе контрольных заданий автор использовал логику построения учебно-методических материалов Единого экзамена по истории России. В пособии представлен список источников и литературы.
Учебно-тематический план

урока Тема урока Количество
часов
1 Древнерусское право (9–12 вв.) 2 ч
2 Правовая система Русского централизованного государства
(14–16 вв.) 2ч
3 Сословно-представительная монархия в России
(середина 16 – середина 17 вв.) 2 ч
4 Право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (19 в.) 2ч
5 Право в период первой Российской революции и после неё 2 ч
6 Право в период Февральской революции (февраль – октябрь 1917 г.) 2 ч
7 Право в период Октябрьской революции и эпохи диктатуры пролетариата (1917–1936 гг.) 2ч
8 Право в период тоталитаризма (1936–1941 гг.) 2 ч
9 Право в период стабильного развития («эпоха застоя») 2ч
10 Право на современном этапе 2 ч
Содержание программы «История развития права России» (18ч)
Тема 1. Древнерусское право (IX–XII вв.)
«Русская правда» как памятник права Киевской Руси. Княжеские Уставы. Правовое положение населения. Основные черты частного права. Преступление и наказание. Судопроизводство.
Тема 2. Правовая система Русского централизованного государства (XIV–XVI вв.)
Судебники 1487 и 1550 гг. как памятники права. Преступление и наказание по Судебнику 1559 г. Судопроизводство. Формирование системы судебного розыска.
Тема 3. Сословно-представительная монархия в России (середина XVI – середина XVII вв.)
Уложение 1649 г. как свод феодального права. Земский Собор и разработка Соборного Уложения 1649 г. Источник и структура Уложения. Полномочия государя. Административное и судебное право. Следствие и судопроизводство. Уголовное право. Развитие вещного и обязательного права. Наследственное право.
Тема 4. Право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (XIX в.)
Крестьянская реформа 1861 г. Изменение в сословном статусе крестьянства. Земельная реформа. Регламентация хозяйственной деятельности крестьянства. Судебная реформа: судебный устав 1864 г., новая судебная организация: суд присяжных, изменения в судебном праве, формирование адвокатуры, презумпция невиновности.
Тема 5. Право в период первой Российской революции и после нее
Оформление конституционной монархии в России. Манифест 17 октября 1905 г. Законодательство о гражданских свободах. Государственная Дума России. Избирательные законы.
Тема 6. Право в период Февральской революции (февраль – октябрь 1917 г.)
Февральская революция 1917 г. Законодательная деятельность Временного правительства.
Тема 7. Право в период Октябрьской революции и эпохи диктатуры пролетариата (1917–1936 гг.)
Октябрьская революция 1917 г. в России. Основные черты права в период эпохи диктатуры пролетариата 1917–1936 гг. Право и революционное правосознание.
Тема 8. Право в период тоталитаризма (1930–1941 гг.)
Конституция 1936 г. и права человека в СССР: декларации и действительность.
Тема 9. Право в период стабильного развития («эпоха застоя»)
Конституция СССР 1977 г. и права человека и гражданина: декларация и действительность.
Тема 10. Право на современном этапеКонституция 1993 г. Современное понимание прав и свобод человека. Построение основ правового государства.
Источники и литература
а) Памятники права.
Памятники русского права. Вып.1–8.М.,1952–1961.
Российское законодательство X–XX вв. Т. 1–9. Под общ. ред. О. И. Чистякова. – М., 1984–1994.
Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Ч. 1. М., 1990.
б) Литература.
Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.
Ерошкин Н. П. Крепостническое самодержавие и его политические институты (первая половина 19 века. М., 1980).Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. Изд. 2. М., 1960.
Казанцев С. М. История царской прокуратуры СПб., 1993.
Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 1–4. М., 1988–1989.
Маньков А. Г. Уложение 1649 г. Кодекс феодального права России. Л., 1980.
Носов Н. Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. Л., 1969.
Развитие русского права в XV – пер. пол. XVII в. М.,1986.
Развитие русского права второй половины XVII–XVIII вв. М., 1992.
Старцев В. И. Внутренняя политика Временного правительства первого созыва. Л., 1980.
Цатурова М. К. Русское семейное право 16–18 вв. М.,1991.
Черменский Е. Д. Государственная дума и свержение царизма в России. М., 1976.
Контрольно-измерительные материалы
1. Задания группы А.
К каждому заданию дается 4 ответа, возможен 1 или несколько вариантов ответов.
А1. Среди перечисленных терминов назовите источники права Древнерусского государства:
1. Соборное Уложение;
2. Русская Правда;
3. Уставы Владимира Святославича и Ярослава;
4. Судебник.
А2. С именем какого князя связывают происхождение Русской Правды:
1. Ярослав Мудрый;
2. Владимир Красное Солнышко;
3. Игорь;
4. Княгиня Ольга.
А3. Русская Правда трактует общее понятие преступления: преступно только то, что причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу. Какой термин используется для обозначения преступления:
1. свада;
2. обида;
3. татьба;
4. гонение следа.
А4. Назовите источники права периода образования Русского централизованного государства:
1. Соборное Уложение;
2. Русская Правда;
3. Судебники;
4. Княжеские уставы.
А5. Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян, введя повсеместно так называемый Юрьев день:
1. да;
2. данная система сложилась значительно раньше;
3. данная система сложилась значительно позже;
4. не согласен с этим утверждением.
А6. «Лихим» человеком признавали:
1. человека, совершившего кражу имущества лиц дворянского звания;
2. наиболее опасного преступника, систематически совершавшего преступления;
3. собственника имущества;
4. избирателя из числа землевладельца.
А7. Судебная палата по Судебной реформе 1864 г. рассматривала следующие дела:
1. апелляции на решения окружных судов;
2. крестьян;
3. по уголовным преступлениям;
4. о государственных и некоторых должностных преступлениях.
2. Задания части Б.
Б1. Судебник вводит новое понятие преступления – крамолу. Под крамолой понималось:
1. деяние, совершаемое преимущественно представителями господствующего класса, например, отъезд бояр к другому князю;
2. деяние, совершаемое людьми, поднимающими народ на восстание.
Б2. Что нового появляется в системе наказаний по Судебнику 1497 по сравнению с Русской Правдой:
1. продажа за долги;
2. торговая казнь;
3. членовредительство;
4. смертная казнь.
Б3. Среди указанных юридических актов назовите те, которые были приняты Временным правительством:
1. закон об установлении уголовной ответственности за забастовки железнодорожников;
2. отмена телесных наказаний;
3. право военного министра и министра внутренних дел на арест и высылку лиц, действия которых будут признаны опасными;
4. закон об усилении уголовной ответственности за насильственное посягательство на изменение существующего строя в России.
Б4. Назовите основные завоевания революции 1905 года:
1. были частично дарованы гражданские свободы, и была отменена цензура;
2. создание двухпалатного парламента, ограничивающего законодательную власть монарха и издание Основных государственных законов;
3. ухудшилось положение крестьян;
4. рабочие получили право создавать профсоюзы, проводить экономические стачки, сократился их рабочий день.
3. Задания части С.
При выполнении заданий части С требуется записать развернутый ответ. Эти задания по уровню сложности отличаются от предыдущих и по объёму проверяемых знаний, и по уровню умений. В развёрнутом ответе проверяется знание обобщённого характера.
С1. Одним из видов божьего суда в Древнерусском государстве было испытание водой. Оно проводилось путём опускания связанного человека в воду, если он тонул, то считался выигравшим дело.
В чём состоял смысл другого вида божьего суда – испытания железом?
С2. Назовите причины принятия Соборного Уложения 1649 г.
С3. Назовите основные виды феодального землевладения, получившие юридическое закрепление по Соборному Уложению 1649 г.
Назовите черты их сходства и различия.
С4. Избирательный закон 1905 г. значительно расширил круг избирателей. Однако он охватывал лишь небольшую часть жителей и выборы по-прежнему оставались неравными. Какие ограничения оставались?
Ответы к контрольно-измерительным материалам.
А1. А2. А3. А4. А5. А6. А7.
2.3. 1. 2. 3. 1. 2. 1.4.
Б1. Б2. Б3. Б4.
1. 2.3.4. 1.3.4. 1.2.4.
С1.
Испытание железом применялось тогда, когда не хватало других доказательств, причём в более серьёзных случаях, чем испытание водой. Для получения правдивых показаний подозреваемому прижигали руку раскалённым железом, если испытуемый выдерживал боль, его признавали невиновным.
С2.
Причины принятия Соборного Уложения 1649 г.:
– восстание посадских людей, их обращение к царю с челобитными об улучшении своего положения и о защите от притеснений;
– недовольство дворянства ущемлениями со стороны боярства;
– обострение классовой борьбы.
С3.
Основные виды феодального землевладения:
– дворцовые земли – собственность государства или непосредственно самого царя;
– вотчинное землевладение – земельное владение, передававшееся по наследству. Законодательство заботилось о том, чтобы количество родовых вотчин не уменьшалось. В связи с этим предусматривалось право выкупа проданных родовых вотчин.
– поместное землевладение – условное держание, которое давалось за службу, главным образом военную. Размер поместья определялся служебным положением лица. Поместье не могло передаваться по наследству. Феодал пользовался им до тех пор, пока служил.
С4.
Ограничения избирательного закона 1905 г.:
Выборы были многоступенчатыми. По 1-й курии от 2 тыс. землевладельцев выбирался один выборщик. Мелкие землевладельцы должны были объединяться, чтобы выбрать одного выборщика от каждых 100–500 десятин. По 2 курии от 4 тыс. владельцев городской недвижимости, торговых и промышленных заведений, государственных чиновников, квартироснимателей избирался один выборщик. По 3 курии – один выборщик от 30 тыс. крестьян. А по 4 курии – один от 90 тыс. рабочих. То есть 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Если избиратель отвечал требованиям одной или более курий, то он мог участвовать в выборах не один раз. Избирательных прав не имели военные, полицейские, учащиеся, женщины, кочевые народы, осуждённые и подследственны