Адаптированная программа по предмету Экономический практикум в школе VIII вида (10 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа коррекции и развития VIII вида №44 г.Брянска».
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: директор МБОУ «Школа
на заседании зам. директора по УВР коррекции и развития VIII вида №44
методического ______________ г.Брянска» __________ Н.В. Носова
совета школы. Зубченко Е.В. пр. №____ от ___________ 2015 года
Протокол №____
от_____________
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
10 класс
(сложный дефект)
(кол-во часов: 68 в год, 2 в неделю)
Срок реализации программы: 1 год.
Программу составил: учитель МБОУ
«Школа коррекции и развития
VIII вида №44 г.Брянска».Прудникова Елена Сергеевна.
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная программа по предмету «Экономический практикум» разработана в соответствии:
с Законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ;
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599);
программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2006 год.
Учебный план школы на 2015-2016 год.
При составлении программы учитывались следующие особенности детей с интеллектуальной недостаточностью: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развиты навыки чтения, устной и письменной речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно–развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Цель программы: формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, умений:
видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические
ситуации;
применять на практике полученные математические знания и умения;
на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи.
Задачи программы:
формирование элементарных представлений об экономике;
выработка адекватных представлений о повседневной экономической ситуации в семье;
обретение навыков анализа конкретных семейных экономических ситуаций;
формирование умений делать экономический выбор,
принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, быть «хозяином»;
освоение навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа предполагает обучение учащихся 10класса к решению жизненно важных экономических задач и включает материал, содержащий доступные для усвоения умственно отсталыми учащимися экономические и математические понятия.
Объем программного материала по математике не предполагает наращивания математических сведений в сравнении с уже ранее полученными, а базируется на ранее полученных знаниях, умениях, навыках.
Предполагается освоение учащимися знаний, непосредственно связанных с жизнью и повседневной хозяйственной практикой человека.
Курс построен на применении проблемно- поисковых методов обучения при ознакомлении учащихся с интеллектуальной недостаточностью с элементами экономики. Принципом построения урока математики является постановка жизненной проблемной ситуации и отработка на этом материале умения применять и совершенствовать уже имеющиеся математические знания и навыки. Учитель предлагает учащимся наиболее насущные жизненные задачи, требующие от человека постоянного принятия решений, выбора.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Срок реализации программы 1 год.
На I четверть –18часов, на II четверть –14часов, на III четверть –20часов, на IV четверть –16часов.
Расхождения в количестве часов может быть связано с праздничными днями, переносом каникул и др.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– Определять и высказывать  общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- делать выбор, опираясь на общие для всех правила поведения, как поступить;
- понимать смысл учебной деятельности, оценивать собственную учебную деятельность, рассуждать о причинах неуспеха, уметь организовывать и контролировать свою работу на уроке.
Предметные результаты.
В результате изучения курса «Экономический практикум» ученик 10 класса должен усвоить:
сопоставление статьи расходов в соответствии с доходами;
нахождение суммы подоходного налога от заработной платы;
нахождение суммы отчисления от заработной платы в пенсионный фонд;
нахождение суммы отчисления от заработной платы в профсоюз;
вычисление дохода по различным видам вкладов;
определение площади пола, стены, потолка, окна;
расчет покупки в зависимости от стоимости погонного и квадратного метра;
вычисление возраста по дате рождения и текущему году;
расчет выхода на работу после отпуска;
определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне;
расчет необходимых затрат для поездки на отдых;
вычисление срока годности продукта.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п Программное содержание Кол-во ч. Методические рекомендации для учителя.
1. Введение. Понятие об экономике. Экономика семьи. Значение математических знаний и умений их применение на практике для экономики семьи. Нумерация натуральных чисел.
Нумерация арабская и
римская. Повторение мер
стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет. 4 Дать понятие о том, что экономика — это практическая наука, позволяющая решать проблемы обеспечения жизни человека и его семьи.
Составление и решение задачи на определение дохода семьи в месяц и тп.
2. Таблица сложения. Математические действия на сложение и вычитание мер стоимости. Нахождение суммы и разности чисел.
Понятия «дороже — дешевле», «больше на …
меньше на …», «выгод-
но — невыгодно». 6 Потребности, запросы, нужды членов семьи в современном обществе. Потребности физические, материальные, духовные.
Задача на составление статей расходов на семью на месяц, на день.
Сопоставление статьи расходов в соответствии с доходами семьи. Задача на исключение необоснованных расходов семьи в месяц и перераспределение высвобожденных средств в иные статьи расходов.
3. Таблица умножения. Умножение на однозначные числа. Умножение надвузначные числа.
Таблица деления. Деление
на однозначные и двузначные числа без остатка и с остатком.
Понятия «больше в …
раз — меньше в … раз». 6 Принципы выбора способов разумного расходования денег, времени, продуктов экономики.
Рассуждения на тему «Время — деньги».
Задачи на определение выгоды путем сравнения полученных результатов от: покупки единого проездного билета; покупки товара мелким оптом; покупки более дорогих и качественных вещей и т.п.
4. Процент.
Нахождение процента от числа и числа по проценту. 4 Задачи на: нахождение суммы подоходного налога от заработной платы; нахождение суммы отчисления от заработной платы в пенсионный фонд;
нахождение суммы отчисления от заработной платы в профсоюз;
вычисление дохода по различным видам вкладов в сбербанк; определение выгоды от пользования дисконтной картой
5 Меры массы.
Единицы измерения величины массы. Измерительные приборы. Соотношение мер массы. Преобразование мер массы. Понятия «тяжелее — легче». 4 Выполнение упражнений на преобразование мер массы. Выполнение упражнений на сравнение величин массы. Решение примеров. Решение задач на сравнение веса купленного необработанного
продукта с весом обработанного продукта.
6 Меры длины.
Единицы измерения длины. Измерительные инструменты. Соотношение мер длины.
Преобразование мер длины. Понятия «длиннее - короче», «выше -ниже»,
«уже — шире». 4 Выполнение упражнений на преобразование мер длины. Выполнение упражнений на сравнение мер длины. Решение задач с практическим содержанием.
7 Меры площади.
Единицы измерения величины площади. Измерительные инструменты. Соотношение мер площади. Преобразование мер площади. Понятия «больше — меньше». 5 Выполнение упражнений на преобразование мер площади. Выполнение упражнений на сравнение площадей. Решение задач на: определение площади пола, стены, потолка,
окна; определение необходимого количества того или иного строительного материала для ремонта; определение стоимости этого материала; определение выгодности приобретения стройматериалов в зависимости от массы упаковки того или иного товара.
8 Меры объема.
Единицы измерения величины объема. Способы измерение объема в быту. Соотношение мер объема. Преобразование мер объема. Понятия «больше- меньше» 5 Дать понятие о том, что объем не зависит от формы предмета. Для
этого необходимо произвести практические работы по демонстрации этого факта. Решение практических задач,
9 Меры времени
Год, полугодие, квартал, месяц, декада, неделя, сутки, час, минута, секунда. Измерительные приборы. Определение времени по часам.
Соотношение мер времени. Преобразование мер
времени. Понятия «быстрее — медленнее»,
«раньше — позже». 6 Выполнение упражнений на преобразование мер времени. Выполнение упражнений на сравнение величин времени. Решение задач на вычисление: возраста по дате рождения и текущему году; возраста на момент окончания школы; затрат времени необходимого на дорогу в какое-либо место; подсчет времени до определенной даты; и тп.
10 Обыкновенные дроби.
Правильные и неправильные дроби. Смешанные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Понимание и обозначение дробных частей времени: четверть
часа = 15 мин, без четвер-
ти час = до … осталось
15 мин, полчаса до …,
полчаса спустя, после …. 4 Выполнение упражнений на сравнение и преобразование дробей. Решение примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Решение задач на: определение доли от целого
11 Десятичные дроби.
Запись, чтение, сравнение
десятичных дробей. Запись мер массы, длины,
стоимости десятичными дробями. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление
десятичных дробей. 6 Выполнение упражнений на преобразование
десятичных дробей, выражающих меры длины,
массы, стоимости, времени. Выполнение упражнений на сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей.
12 Повторение и обобщение. 14 Решение задач на определение заработной платы при повременной и сдельной оплате
труда, при полном и неполном рабочем дне. Решение задач на определение оплаты побольничному листу в зависимости от стажа работы.
Расчет средней Расчет средней заработной платы в день дляпроведения расчетов выплат за отпуск.
Итого 68 Календарно – тематическое планирование
на 2015-2016 учебный год
по учебному предмету
«экономический практикум»
10 класс
(сложный дефект)
Прудниковой Елены Сергеевны.
учителя МБОУ « Школа коррекции и развития VIII вида №44
г.Брянска».
I четверть (18 часов)
Контрольные работы: № 7, 17.
Резервные уроки:
№ п/п темы Тема урока. Количество часов Дата Примечание
Введение. 4 1 Понятие об экономике. Экономика семьи. 1 2 Значение математических знаний и умений их применение на практике для экономики семьи. 1 3 Нумерация натуральных чисел. Нумерация арабская и римская. 1 4 Повторение мер
стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет. 1 Практическая работа
Таблица сложения. 6 5 Математические действия на сложение мер стоимости. 1 6 Математические действия на вычитание мер стоимости. 1 7 Математические действия на сложение и вычитание мер стоимости. 1 Проверочная работа
8 Нахождение суммы и разности чисел. 1 9 Понятие «дороже — дешевле». 1
10 Понятие «больше на …
меньше на …» Понятие «выгодно — невыгодно». 1 Таблица умножения. 6 11 Умножение на однозначные числа. 1 12 Умножение надвузначные числа.
1 Используя калькулятор
13 Деление на однозначные и двузначные числа без остатка. 1 Используя калькулятор
14 Деление на однозначные и двузначные числа с остатком. 1 Используя калькулятор
15-16 Понятия «больше в …
раз — меньше в … раз». 2 Используя калькулятор
Обобщение изученного за I четверть 2 17-18 Контрольная работа. Работа над ошибками. 2 II четверть (14 часов)
Контрольные работы:№ 13.
Резервные уроки:
№ п/п темы Тема урока. Количество часов Дата Примечание
Процент. 4 1-2 Нахождение процента от числа. 2 Используя калькулятор
3-4 Нахождение числа по проценту. 2 Используя калькулятор
Меры массы. 4 5 Единицы измерения величины массы. Измерительные приборы. 1 6 Соотношение мер массы. 1 7 Преобразование мер массы. 1 Используя калькулятор
8 Понятия «тяжелее — легче». 1 Меры длины. 4 9 Единицы измерения длины. Измерительные инструменты. 1
10 Соотношение мер длины. 1 11 Преобразование мер длины. 1 Используя калькулятор
12 Понятия «длиннее - короче», «выше -ниже»,
«уже — шире». 1 Обобщение изученного за II четверть 2 13-14 Контрольная работа. Работа над ошибками. 2 Используя калькулятор
III четверть (20часов)
Контрольные работы: № 5,10,16,18.
Резервные уроки:
№ п/п темы Тема урока. Количество часов Дата Примечание
Меры площади. 5 1 Единицы измерения величины площади. Измерительные инструменты. 1 2 Соотношение мер площади. 1 3 Преобразование мер площади. 1 Используя калькулятор
4 Понятия «больше — меньше». 1 5 Проверочная работа по теме
«Меры площади» 1 Проверочная работа
Меры объема. 5 6 Единицы измерения величины объема. Способы измерение объема в быту. 1 7 Соотношение мер объема. 1 8 Преобразование мер объема. 1 Используя калькулятор
9 Понятия «больше- меньше» 1
10 Проверочная работа по теме
«Меры объема» 1 Проверочная работа
Меры времени 6 11 Год, полугодие, квартал, месяц, декада, неделя. Измерительные приборы. 1 12 Сутки, час, минута, секунда. Определение времени по часам. 1 13 Соотношение мер времени. 1 14 Преобразование мер
времени. 1 Используя калькулятор
15 Понятия «быстрее -медленнее», «раньше - позже». 1 16 Проверочная работа по теме
«Меры времени» 1 Проверочная работа
Обобщение изученного за III четверть 4 17 Обобщающий урок. 1 18-19 Контрольная работа. Работа над ошибками. 2 Используя калькулятор
20 Итоговый урок. 1 IV четверть (16 часов)
Контрольные работы: №.11,14.
Резервные уроки:
№ п/п темы Тема урока. Количество часов Дата Примечание
Обыкновенные дроби. 4 1 Правильные и неправильные дроби. Смешанные дроби. 1 2-3 Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. 2 Легкие случаи
4 Понимание и обозначение дробных частей времени: четверть
часа = 15 мин, без четверти час = до … осталось
15 мин, полчаса до …,
полчаса спустя, после …. 1 Десятичные дроби. 6 5 Запись, чтение, сравнение
десятичных дробей. 1 6 Запись мер массы, длины,
стоимости десятичными дробями. 1 7-8 Сложение и вычитание десятичных дробей. 2 Используя калькулятор
9-10 Умножение и деление
десятичных дробей. 2 Используя калькулятор
11 Проверочная работа по теме
«Обыкновенные и десятичные дроби» 1 Проверочная работа
Повторение и обобщение. 5 12-13 Обобщение изученного за год. 2 14-15 Итоговая контрольная работа. Работа над ошибками. 2 16 Итоговый урок. 1 МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2006 год.
Интернет-сайты:
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ 
http://www.debryansk.ru/~lpsch/ – Информационно-методический сайт
http://www.exponenta.ru/ – Образовательный математический сайт