Образовательная программа «Трудные вопросы русского языка»




Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением иностранного языка» городского округа город Салават
Республики Башкортостан
« Согласовано»
Экспертный совет
МОУ ДОВ УМЦ
протокол №
от «___» ___________ 200 г.
__________ М.В.Вишева
«Утверждаю»
Приказ по школе №
от «___» ___________ 200 г.
Директор МОУ СОШ № 24
____________А.Н.Тарасов









Образовательная программа
«Трудные вопросы русского языка»







Составили учителя русского
языка и литературы СОШ № 24
Пушкарская Г.А.,
Фазылова Э.С.










г.Салават, 2007 год.


Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
По сравнению с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение и углубление тем)
Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Данный вариант рабочей программы, целиком базирующийся на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта:
« Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации», «Культура учебно-научного и делового общения », « Культура разговорной речи», «Культура публичной речи», «Информационная переработка текста», « Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)», «Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике», «Синонимия в системе русского языка», «Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование», «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
1 дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
2 закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
3 развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Программа рассчитана на 68 учебных часов(10-11 класс)

Используемый учебно-методический комплект:

1 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2001.

2 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2002.

Формы обучения:
Комбинированный урок,урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;
-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой ( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д.);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
реферат;
доклад;
рецензия;
аннотация и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.


Учебно-тематический план 10 класс (34 часа)


 
 
 
 
Из них
 

№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
Лабораторные и практические работы
Уроки развития речи
Контрольные и диагностические работы

 
Раздел I. Русский язык в современном мире.
3
 
 
 

1.1
Русский язык в современном мире - в международном и межнациональном общении. Функции русского языка как государственного. Русский язык в кругу языков народов России.
1
 
 
 

1.2
Диагностическая работа по изученному в 5-9 классах материалу.
1
 
 
Диагностическая работа (1час)

1.3
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Литературный язык и язык художественной литературы.
1
 
 
 

 
Раздел II. Культура речи.
22
 
 
 

2.1
Культура речи. Основные требования к речи: коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, чистота, логичность, образность и др. Основные аспекты культуры речи.
1
 
 
 

2.2
Языковая норма и её основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы литературного языка.
1
 
 
 

2.3
Изложение с творческим заданием.
1
 
Изложение по тексту(1час)
 

2.4
Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор слова. Выразительные средства русской фонетики.
1
 
 
 

2.5
Орфоэпия. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения и ударения.
1
 
 
 

2.6
Нормы ударения в современном русском языке. Особенности русского словесного ударения. Роль ударения в стихотворной речи.
1
 
 
 

2.7
Орфография. Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы русской орфографии.
1
 
 
 

2.8
Сочинение на морально-нравственную тему.
1
 
Сочинение(1час)
 

2.9
Сочинение на морально-нравственную тему.
1
 
Сочинение(1час)
 

2.10
Обобщающее повторение орфографических норм и правил, их группировка на основе принципов правописания.
1
Выполнение практических упражнений по орфографии (1 час)
 
 

2.11
Контрольный диктант за 1 полугодие.
1
 
 
Контрольный диктант (1 час)

2.12
Лексика. Лексические нормы. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.
1
 
 
 

2.13
Русская лексика с точки зрения её употребления: диалектизмы, специальная лексика, арготизмы. Употребление стилистически окрашенной лексики. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы.
1
 
 
 

2.14
Русская лексика с точки зрения происхождения. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
1
 
 
 

2.15
Русская фразеология. Происхождение фразеологизмов, стилистическая окраска, нормативное употребление.
1
 
 
 

2.16
Морфема как часть слова, многозначность морфем. Морфемная синонимия и антонимия.
1
 
 
 

2.17
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Словообразовательный анализ слов как одно из средств овладения орфографическими нормами.
1
Словообразовательный анализ слов (1час)
 
 

2.18
Изложение с творческим заданием.
1
 
Изложение по тексту (1час)
 

2.19
Изложение с творческим заданием.
1
 
Изложение по тексту (1час)
 

2.20
Обобщающее повторение частей речи: их грамматическое значение, грамматические формы, синтаксические функции.
1
 
 
 

2.21
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание.
1
 
 
 

 
Раздел III. Формирование коммуникативной компетенции.
9
 
 
 

3.1
Речевое общение. Сферы и ситуации речевого общения. Виды речевого общения. Речевая ситуация и ее компоненты.
1
 
 
 

3.2
Текст и его место в системе языка и речи. Текст и его строение. Виды преобразования текста.
1
 
 
 

3.3
Сочинение - рецензия на одно из литературных произведений.
1
 
Сочинение (1 час)
 

3.4
Сочинение - рецензия на одно из литературных произведений.
1
 
Сочинение (1 час)
 

3.5
Функциональные стили речи (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
1
 
 
 

3.6
Чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров.
1
Чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров.(1час)
 
 

3.7
Научный стиль. Назначение, стилевые признаки и разновидности научного стиля.
1
 
 
 

3.8
Основные жанры научного стиля.
1
 
 
 

3.9
Итоговый контрольный диктант.
1
 
 
Контрольный диктант. (1 час)

 
Всего
34
3
7
3






Учебно-тематический план 11 класс ( 34 часа)


№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
Лабораторные и практические работы
Уроки развития речи
Контрольные и диагностические работы

 
Раздел I. Культура речи.
7
 
 
 

1.1
Диагностическая работа по изученному в 10 классе материалу.
1
 
 
Диагностическая работа по изученному в 10 классе материалу ( 1 час)

1.2
Пунктуационные нормы. Принципы и функции русской пунктуации. Разделы русской пунктуации.
1
 
 
 

1.3
Авторское употребление знаков препинания.
1
Анализ текстов с точки зрения пунктуации
 
 

1.4
Обобщение правил пунктуации. Виды синтаксического разбора.
1
 
 
 

1.5
Синонимия в системе русского языка. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
1
 
 
 

1.6
Изложение с творческим заданием.
1
 
Изложение по тексту (1 час)
 

1.7
Изложение с творческим заданием.
1

Изложение по тексту (1 час)
 

 
Раздел II Формирование коммуникативной компетенции.
17


 

2.1
Публицистический стиль речи. Особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
1


 

2.2
Основные жанры публицистического стиля.
1


 

2.3
Сочинение в жанре очерка или эссе.
1

Сочинения учащихся в жанре очерка, эссе
(1 час)
 

2.4
Сочинение в жанре очерка или эссе.
1

Сочинения учащихся в жанре очерка, эссе
(1 час)
 

2.5
Культура публичной речи. Публичное выступление. Композиция публичного выступления, выбор языковых средств оформления публичного выступления.
1


 

 
 



 

2.6
Дискуссия. Правила деловой дискуссии.
1


 

2.7
Официально-деловой стиль. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля.
1


 

2.8
Культура разговорной речи. Разговорная речь, признаки разговорной речи. Невербальные средства общения.
1


 

2.9
Контрольный диктант за 1 полугодие.
1


Контрольный диктант ( 1 час)

2.10
Основные особенности устной и письменной речи.
1


 

2.11
Культура учебно-научного и делового общения.. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
1
Составление деловых документов различных жанров (1 час)

 

2.12
Художественный стиль речи. Общая характеристика художественного стиля. Отличие языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
1


 

2.13
Роль языка в художественном произведении. Анализ языковых особенностей жанра.
1


 

2.14
Изложение с творческим заданием.
1

Изложение по тексту (1 час)
 

2.15
Изложение с творческим заданием.
1

Изложение по тексту (1 час)
 

2.16
Виды тропов и стилистических фигур.
1


 

2.17
Урок-практикум по анализу лирических стихотворений одного из поэтов Серебряного века.
1
Лингвистический анализ текстов
(1 час)

 

 
Раздел III. Культура речи.
4


 

3.1
Язык как система. Основные уровни и единицы языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
1


 

3.2
Нормы современного русского литературного языка. Нормативные словари русского языка и лингвистические справочники.
1


 

3.3
Сочинение на основе художественного произведения.
1

Сочинение
(1 час)
 

3.4
Сочинение на основе художественного произведения.
1

Сочинение (1 час)
 

 
Раздел IV. Повторение.
6


 

4.1
Принципы написания слов (морфологический, фонетический, традиционный)
1


 

4.2
Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Фонетический разбор слова.
1


 

4.3
Словообразовательный разбор слова. Морфологический разбор слова.
1


 

4.4
Обобщающее повторение пунктуационных норм и правил. Синтаксический разбор.
1


 

4.5
Лингвистический анализ текстов
1


 

4.6
Итоговый контрольный диктант
1


Контрольный диктант (1 час)

 
Всего
34
3
8
3



Поурочное календарное планирование 10 класс (34 часа)


Тема урока
Кол-во часов
Дата
УМК
Оборудование

 
Раздел I. Русский язык в современном мире (4часа)

 
 
 

1
Русский язык в современном мире- в международном и межнациональном общении. Функции русского языка как государственного. Русский язык в кругу языков народов России.
1
1.09.
(1) с.131,134 (6) С. 177-178 (19).с.52-55, 435-437
Политическая карта мира, текст Констииуции РФ,фрагменты видеофильма

2
Диагностическая работа по изученному в 5-9 классах материалу.
1
8.09
 
 

3
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Литературный язык и язык художественной литературы.
1
22.09
(17) с.15-18 (9) с.309-312
 

 
Раздел II. Культура речи. (22 часа )


 
 

1
Культура речи. Основные требования к речи : коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, чистота, логичность,образность и др Основные аспекты культуры речи..
1
29.09
(19) С.69,498 (17) С.27-69
Аудиозаписи образцов речи, таблица « Фигуры речи», «Изобразительно-выразительные средства языка», схема речеведческого разбора текста

 
 
 
 
 
 

2
Языковая норма и её основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы литературного языка.
1
6.10.
(9) с.3-6
Нормативные словари и справочники

3
Изложение с творческим заданием.
1
13.10., 20.10.
(10) с.140-142
 


Тема урока
Кол-во часов
Дата
УМК
Оборудование

4
Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор слова. Выразительные средства русской фонетики.
1
27.10.
(9) с.175-179 (1).с.10-12
Схема фонетического разбора слова, работа с дидактическим материалом, таблицы артикуляции гласных и согласных звуков

5
Орфоэпия. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения.
1
10.11.
(13) (1) с.16-19 (9) с. 192-197
« Словарь русских фамилий», « Словарь русских личных имён» Компьютерный проект «Законы и правила устной речи» (авторы: Варваркина О.Н., Кручинина О.В.)

6
Нормы ударения в современном русском языке. Особенности русского словестного ударения. Роль ударения в стихотворной речи.
1
17.11.
( 19) с. 88 (1)с.14,15
Аудиозаписи с образцами речи, «Словарь ударений для работников радио и телевидения», словарь «Русское литературное произношение и ударение»

7
Орфография. Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы русской орфографии.
1
24.11.
(1) с.7-9 (9). С.200-202
Таблицы, отражающие отдельные орфографические правила, дидактические материалы

8/9
Сочинение на морально-нравственную тему.
2
1.12., 8.12.
( 5) с. 121-124
 

10
Обобщающее повторение орфографических норм и правил.
1
15.12.
(1) с. 70,72, 78 (3) с. 96,118,153
Таблицы, отражающие соответствующие орфографические правила, грамматические словари и словари правильностей, комплект карточек для индивидуальной работы

11
Контрольный диктант за 1 полугодие.
1
22.12.
(12) с. 170
Схема лексико-фразеологического разбора текста

12
Лексика. Лексические нормы. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.
1
29.12.
(9 )с. 49, 50,62 (1) с.25,27,32
Словари синонимов, антонимов, паронимов, омонимов

13
Русская лексика с точки зрения её употребления: диалектизмы, специальная лексика, арготизмы. Употребление стилистически окрашенной лексики. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы.
1
2008г. 12.01.
(19) с. 309-312 (1) с. 43-47 (9) С.109-112,122-134 (17) с.11-15 (9) с.94-94 (11) 40-43
Портрет В.И.Даля, лексический атлас(карта) русских народных говоров Диафильм

14
Русская лексика с точки зрения происхождения. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
1
19.01.
(1) с.34-38 (16)
Таблица «Периоды заимствования иноязычных слов»,схема «Как отличить старославянизмы от исконно русских слов?», комплект карточек для фронтальной работы

15
Русская фразеология. Происхождение фразеологизмов, стилистическая окраска, нормативное употребление.
1
26.01
(18) С.35-42 (16)
Фразеологические словари

16
Морфема как часть слова, многозначность морфем. Морфемная синонимия и антонимия.
1
2.02.
(1) с. 55-59 (19) с.129-152
Комплект карточек для фронтальной и индивидуальной работы, словарь грамматических форм русского языка


Тема урока
Кол-во часов
Дата
УМК
Оборудование

17
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Словообразовательный анализ слов как одно из средств овладения орфографическими нормами.
1
9.02.
(9) С. 205-207 (1) с.64-66
Схема словообразовательного разбора, дидактические материалы, словообразовательный словарь

18/19
Изложение с творческим заданием.
2
16.02.,2.03.
(10) с.132-134
Схема лингвистического анализа текста

20
Обобщающее повторение частей речи: их грамматическое значение, грамматические формы, синтаксические функции.
1
9.03.
(1) с.67,74,80,83 (19) с.167-185
Схема лингвистического анализа текста, схемы, отражающие разряды разных частей речи, схемы морфологического разбора разных частей речи, комплект карточек для фронтальной работы

21
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова..Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание.
1
16.03.
(1) с.76-78, 84-86
Схемы морфологического разбора, словарь грамматических форм русского языка, дидактические материалы

 
Раздел 3. Формирование коммуникативной компетенции. (9часов)
 
 
 
 

1
Речевое общение. Сферы и ситуации речевого общения. Виды речевого общения. Речевая ситуация и ее компоненты.
1
23.03
(19)с.464-465, 676-677 (1) с.108,111
Комплект карточек с заданиями для практической работы в группах, таблица «Как строится общение?»

2
Текст и его место в системе языка и речи. Текст и его строение. Виды преобразования текста.
1
6.04
(1) С.69,(1) с.150, 173,186
Памятки: «Как составить конспект?», « Работа над рефератом или докладом», «Как писать рецензию?» и т.д.

3
Сочинение - рецензия на одно из литературных произведений.
2
13.04, 20.04
(8) С 123-243 (1)с.188-196
 

4
Функциональные стили речи (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
1
27.04
(1) с.196-202
Схема лингвистического анализа текста

5
Чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров.
1
4.05
(1) с.177-188
Тексты разных типов, стилей и жанров.

6
Научный стиль. Назначение, стилевые признаки и разновидности научного стиля.
1
11.05.
(1) с. 202-210, 222-225
Таблица «Особенности научного стиля»

7
Основные жанры научного стиля.
1
18.05.
(17) С.134-155 (1) с.210-222
« Словарь юного филолога», медицинская и философская энциклопедии, фрагменты диафильма

8
Итоговый контрольный диктант.
1
25.05.
 
 






Тематика рефератов

1 Рефераты о выдающихся учёных-лингвистах: « Русский лингвист Ф.Ф.Фортунатов. Учение о грамматической форме слова», «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка» и другие.
2 Рефераты о языке и речи:
« Язык есть исповедь народа» Отражение культуры в русском языке»
« Исторический путь русского языка»
«Графика и орфография. Реформы и реформаторы»
«Язык средств массовой коммуникации»
«Речевой этикет. Антиэтикетное речевое поведение»
«Язык и власть»
«Русский язык в международном общении»
« Русский язык в межнациональном общении»
« Вопросы экологии языка»
«Языковая литературная норма, её типы»
«Роль А.С. Пушкина в преобразовании русского литературного языка» и другие.

Требования к уровню подготовки выпускников
По окончании 11 класса учащиеся должны:
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-
учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

НОРМЫ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ

Ниже приводится фрагмент единственного нормативного документа, определяющего критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми выявляется в письменных работах выпускников основной школы. (Документ в полном виде опубликован в сборнике “Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”.  М., 2001.)
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая  за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок  орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Дополнительные обобщающие материалы

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2001.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2002.



Литература для учителя
3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000
4. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.

5. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.
6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988
7. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.
8. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994
9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М., 1994.
10. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 класс. – М., 2002.
11. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995
12. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.-М., 1999

Литература для учащихся

13. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.
14. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.
15. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.
16. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.
17. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для
общеобразоват. учеб. заведений(10-11 кл.). – М., 1996.
18. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
19. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.



Конец формы









13PAGE 15


13PAGE 142115