Классный час.«Для меня ценности пустой звук они не находят отклик в моей душе»: так ли это?


«Для меня ценности пустой звук они не находят отклик в моей душе»: так ли это?
(Открытый классный час для учащихся 7 класса)
Цель: Формирование представлений о базовых ценностях, их роли в жизни человека и истории. Учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, карточки для игры, кружки разного цвета, ствол дерева.
Вызов: ребята, сейчас я расскажу Вам притчу, прослушав её, Вы должны сформулировать тему классного часа.
Учитель рассказывает учащимся притчу.
Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на ферму, чтобы показать сыну насколько бедными могут быть люди.
Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:
— Как тебе понравилось путешествие?
— Это было замечательно, папа!
— Ты увидел насколько бедными могут быть люди? — спросил отец.
— Да.
— И чему ты научился из этого?
Сын ответил:
— Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них — бухта, которой не видно края.
Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды.
У нас небольшой участок земли на заднем дворе, а у них — целый горизонт.
Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил:
— Спасибо, папа, что показал мне насколько богаты эти люди.
Итак, ребята, как Вы думаете, о чём идёт речь в притче, попробуйте сформулировать тему нашего занятия. Выслушать ответы учащихся.
Слайд №1
Сегодня тема нашего занятия звучит так: «Для меня ценности пустой звук они не находят отклик в моей душе»: так ли это? Целью, которого является формирование представлений о базовых ценностях, их роли в жизни человека и истории. Учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни.
Слайд №2
Что же такое ценности?
1. Всё что ценно для человека.
2. Понятие, которое характеризует "предельные", безусловные основания человеческого бытия.
Игра – Разделить учащихся на группы. Раздать карточки, на которых написаны название разных вещей. Учащимся даётся задание продать вещи, назначить им цену.
Суть игры в том, что они должны выбрать вещи которые можно продавать, а какие нельзя. Ребята, так что такое ценности!, это, то что для человека бесценно, и удивительно, что если стоимость вещи можно измерить деньгами, то эта вещь перестаёт быть ценностью. Давайте представим, что можно продать семью, Родину, патриотизм и т.д.
Слайд №3-4 Классификация ценностей.
Слайд №5
Исторический пример. Падение Рима.
Зачитать текст.
И вот римское общество окончательно погрязло в пороках и преступлениях. Уважается лишь богатство, добродетель попрана, бедность считается позором, честность — как бы неблагонамеренностью.
Особенно неустойчивой оказалась молодежь, которая под влиянием алчности и роскоши пустилась, с одной стороны, на грабежи, с другой — на безумные траты, забыла стыд и скромность и не желает подчиняться ни людским, ни божеским законам. Армия стала наёмной и защищала страну за деньги.
Ребята, о чём идёт речь? Как всё это повлияло на падение Римской цивилизации.
Слайд №6
Слайд №7
Ребята, что нас спасёт, когда рухнет всё?
Ответы ребят
Если уместно привести пример о фильме «Книга Илая».
Рассмотреть фото катастрофы в Японии. Почему мы смогли победить в Великой отечественной войне?
Слайд №8
Если рассмотреть все ценности, то можно выяснить, что наиболее важными являются духовно-нравственные ценности справедливость
добро
честность
долг
бескорыстие
порядочность
верность
любовь
дружба
Истинный показатель цивилизации- не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной… Нравственность-это направление воли на цели всеобщие, всемирные. Безнравственен тот, кто действует для частной цели».
Ральф Уолдо ЭмерсонСлайд №9
Спасение от саморазрушения и самоистребления – в Культуре, в ее духовных и моральных ценностях, в том Прекрасном и Познавательном, что накоплено человечеством, и что должно лежать в основе любого творчества. Молодой человек, воспитанный на этих ценностях, без труда отличит прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного и не только в произведениях искусства, но и в быту, в труде, в поведении людей. Это станет для человека не только ориентиром в жизни, но и мощной защитой его духовного здоровья, без которого нет и физического.
Слайд №10
Критерии духовной культуры личности. 1. Активное творческое отношение к жизни.
2. Готовность к самоотдаче и саморазвитию.
3. Постоянное обогащение своего духовного мира.
4. Избирательное отношение к источникам информации.
5. Система ценностных ориентаций.
Рефлексия
Закончить сегодняшний разговор я хочу опять притчей.
Слайд №11
Профессор философии перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько предметов.
В начале лекции он молча берет большую пустую банку и заполняет ее большими камнями.
Затем спрашивает:
- Банка полна?
- Да! — соглашаются студенты.
Тогда Профессор достает коробку с галькой и высыпает ее в эту же банку. Он слегка потряс банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями.
Он снова спросил студентов:
- Банка полна?
Они рассмеялись и согласились, что банка полная.
Тогда Профессор достает коробку песка и высыпает его в банку. Естественно, песок заполняет все остальное пространство.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Да, ответили студенты, теперь она точно полна!
- Теперь, — сказал Профессор, — я хочу, чтобы вы поняли, что банка это — ваша жизнь. Камни — важные вещи, ценные для вас — ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы все остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы все еще полна. Галька — другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок — все остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала насыплете песок в банку, то не будет места для гальки и камней. То же самое и в жизни. Если вы тратите все ваше время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются действительно важными для вас.
Заботьтесь сначала о камнях — это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное — только песок.
Вот и я Вам предлагаю выбрать три главных ценности и вырастить своё дерево. Дерево ценностей 7 класса.
Задание: осуществить рейтинг ценностей
Красный цвет-1 место
Желтый-2 место
Зелёный-3 место
Записать на каждом кружке одну из ценностей и прикрепить к дереву.
Выяснить какой приоритет ценностей в нашем классе.
Учащиеся подписывают, приклеивают на дерево, подсчитывают, какие ценности заняли первое место, второе и третье.
Сказать учащимся, что ценности в ходе жизни могут меняться.