Развитие у студентов творческой инициативы и исследовательских навыков

РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ


А.Б.Жунусова
Высшая техническая школа г.Щучинск



В условиях модернизации казахстанского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества профессионального образования.
Профессиональное образование является важной составляющей жизненного самоопределения студентов. Востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.
Потребность в выявлении талантливых людей существует в любом обществе, а поиск и поддержка талантов позволяет сохранять интеллектуальную элиту государства.
Успешность специалиста в профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития творческой инициативы, которая формирует исследовательскую компетентность в сфере будущей профессиональной деятельности, которая является одной из важнейших целей всех современных программ образования.
Выстраивая образовательный процесс, значительное внимание я уделяю развитию у студентов творческой инициативы и исследовательских навыков, для формирования потребности в непрерывном образовании, способности анализировать, принимать решения, воспитывает гибкость мышления, познавательную активность, самостоятельность.
Педагогическая наука и практика предлагает преподавателю большой выбор методов, приемов и форм обучения. Задача заключается в том, чтобы творчески, рационально использовать их в учебном процессе, для достижения поставленных целей.
Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства студентов с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Исследовательская работа – это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, которая повышает у студентов интерес к учебе, приобщая их к самостоятельной творческой деятельности. Результатом такой работы является повышение уровня подготовки будущих специалистов.
Для того чтобы деятельность студентов стала исследовательской, преподаватель должен решить ряд проблем по формированию творческого импульса в сознании студента, а затем обучить его принципам, методам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться через решение задач научного характера по индивидуальной теме.
При этом студент должен четко представлять, что он должен получить, каким образом и когда сможет достичь конечного результата.
Основными формами исследовательской работы студентов в Высшей технической школе являются:
-     подготовка рефератов, докладов;
-     участие студентов в проектной деятельности;
-     участие в семинарах, олимпиадах по общеобразовательным и специальным дисциплинам;
-     участие в научно-практических и научно-исследовательских конференциях районного и областного уровня;
-     организация предметных недель.
В процессе исследовательской работы студентов решается целый комплекс педагогических задач:
-     обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы;
-     формирование у студентов общих и профессиональных компетенций;
-     воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала;
-     развитие коммуникативных навыков.
Исследовательская деятельность студентов включает в себя:
-     использование учебной и дополнительной литературы, библиографических справочников, указателей, каталогов;
-     составление рецензий и аннотаций;
-     написание сообщений, докладов и рефератов;
-     создание тематических словарей, кроссвордов, практических (ситуационных) задач;
-     создание презентаций;
-     оформление плакатов, буклетов, памяток;
-     изготовление наглядных пособий и дидактического материала;
-     участие в обучающих и деловых играх;
-     выполнение групповых творческих проектов;
-     выполнение курсовых и дипломных проектов практической направленности, реализация проектов по специальному заказу предприятий и организаций.
Учебный процесс в нашем учебном заведении организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу.
Основными формами учебно-исследовательской работы студентов, которые я использую, являются:
1. Предметные кружки. Мною, как преподавателем спецдисциплин, ведется кружковая работа в соответствии с планом работы кружка «Банкир». Именно в работе кружка уделяю внимание к интересам каждого студента, к его склонностям и возможностям. Индивидуальные задания студентам направлены как на повторение материала или устранение пробелов, так и на расширение и углубление знаний у тех, кто проявляет повышенный интерес к изучению дисциплины.
Важным отличием кружка является большее значение способностей студента к коллективной работе. Опыт коллективной работы приходит не сразу, и разрешение споров и конфликтов, возникающих в процессе работы, так же во многом лежит на плечах преподавателя.
Творческие задания студентов могут быть представлены в идее схем, задач, тестов, кроссвордов, создания мультемидийных презентаций.
Особое внимание я уделяю оформлению портфолио. Основной смысл которого, показать все, на что способен обучаемый. Учебные портфолио представляют коллекцию образцов учебно- познавательной деятельности студента. Использую два вида портфолио для каждого студента: рабочее и оценочное. В первое студент складывает все продукты своей учебно- познавательной деятельности. Во второе отбирает из первого те , которые являются либо обязательными с точки зрения преподавателя при оценке, либо на взгляд студента, наиболее полно отражающие его усилия и прогресс в обучении.
Отчетной формой работы кружка является защита портфолио с предоставлением презентаций.
2. Участие в научных и научно-практических конференциях.
Исследовательская работа является важнейшей формой процесса, т.к написание рефератов, докладов, курсовых невозможно без проведения каких-то, пусть даже простых исследований. Затрачивая свое личное внеурочное время, студент развивает творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения.
Существует и применяется два основных виды научно-исследовательской работы студентов.
Первый вид – это учебно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами, о чем было сказано ранее.
Второй вид – это научно-исследовательская работа, т.е. работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.
Такая форма является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами, какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно мотивация студента к занятиям.
Студент уже настолько развит, что работать с ним можно не как с учащимся, а как с младшим коллегой. То есть студент из сосуда, который следует наполнить информацией, превращается в источник. Он следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке.
Именно учебно-исследовательская работа студентов способствует формированию интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию, создает условия для социального и профессионального роста, формирования логического, научного мышления, развития интереса к выбранной профессии, позволяет развить творческие и личностные качества будущих специалистов.

Завершающим этапом УИРС является участие в научно-практических конференциях, представление работ на конкурсы, публикации в специальных журналах и сборниках материалов конференций. Так, например, в апреле месяце ежегодно в рамках метод объединений проходит прослушивание работ студентов, где каждый преподаватель со своим студентом представляют свою работу, где в течении отведенного времени, озвучивают цель работы, ее актуальность, метод и способы исследования, по результатам секций работы выносятся на научно-практическую конференцию всего учебного заведения. Вот перечень нескольких работ, моих студентов финансового отделения, которые были отмечены грамотами нашего учебного заведения: «Банковский маркетинг» (Иванов В, гр Ф-21Д), «»(Гучияев З, гр У-21Д), «Финансовые мошенничества»(Курбанов Ж и Бардащук Ю, гр Ф-31Д), «Анализ рынка хлебобулочных изделий РК»(Курбанов Ж и Кабышев Т, гр Ф-31д), «Потребительская корзина»(Васильковская А, Васильченко В., гр Ф-31Д)

Одно из важнейших задач преподавателей – это воспитание творческой личности, умеющей находить решение в нестандартной ситуации, мыслить творчески.
Создавая условия для развития творческой личности, мы помогаем не только ее профессиональному росту, но и социальному, т.к творческая личность успешная в жизни. Интеллект, обширные знания позволяют занять достойное место в обществе.
Современный специалист в области финансов – это человек, обладающий определенным набором общих и профессиональных компетенций, сформировать которые во многом помогает участие студентов в исследовательской деятельности.

Самый большой результат нашей работы - это всесторонне развитый, образованный, конкурентоспособный, компетентный человек, который всегда будет помнить наши уроки.


Литература:
1.        Афанаскина, М. С. Из опыта организации научно-исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». – 2011. – № 2.
2.   Батышев С. Я.,  По новому готовить рабочие кадры .  Сов. Педагогика.- 1982.- № 2
2. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений
3. Болдырева, Л. В. Система научно-исследовательской работы студентов // Специалист. – 2011. – № 10
4. Захаров А. В. Диагностика сформированности прогностических умений студентов педагогического вуза // XXII Ершовские чтения. 2012. 4.                 
4.Краевский В.В – М.: Издательский центр Академия, 2005.
Политехнические основы подготовки рабочих широкого профиля
5. Петрова С.А. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие        М.: Просвещение, 1982









Рисунок 3H:\фото алма\фото\DSCF1655.JPG Заголовок 215