Исследовательская работа на тему Значение социальных сетей


Муниципальное автономное образовательное учреждение
Лицей «Синтон»
Значение социальных сетей
в жизни школьников
Выполнила:
Беликова Анастасия
учащаяся 6 «Б» класса
Руководитель:
Е.А.Успенская
Чайковский, 2014
Содержание
Введение....................................................................................................
Теоретическая часть…………………………………………………...
1.История возникновения социальных сетей………………………….
2. Самые знаменитые социальные сети России……………………….
3. Школьники и социальная сеть………………………………………..
4. Положительное и отрицательное влияние социальных сетей……
Практическая часть…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………….
Приложение………………………………………………………………
Введение
Актуальность. В настоящее время каждый ребенок все больше использует Интернет в своей жизни. Социальные сети – это важный и актуальный вопрос, так как без них невозможно представить нашу жизнь. Это подтверждают результаты исследования «Дети России Онлайн», которые показали, что 78% детей в возрасте от 9 до 16 лет имеют личный профиль в социальных сетях. Возникает вопрос, чем так притягательны социальные сети для детей? Мы решили провести социологическое исследование среди учащихся 5-6х классов и определить причины использования социальных сетей школьниками.
Гипотеза исследования. Предположим, что социальные сети играют важную роль в жизни школьников.
Цель работы – раскрыть значение социальных сетей в жизни учащихся. Задачи: 1. Рассмотреть Российские социальные сети;
2. Выявить использование самых популярных социальных сетей среди учеников 5-6х классов;
3. Определить причины использования социальных сетей школьниками.
Объект исследования: учащиеся 5х и 6х классов МАОУ СОШ№1
Предмет исследования: социальные сети
Методы: анализ литературных источников, анкетирование
Практическая значимость работы заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся нашей школы в написании новых интересных исследовательских работ.
Теоретическая часть
1. История возникновения социальных сетей
 Предпосылками возникновения социальных сетей стали гостевые книги (web - приложения, состоящие из списка сообщений, показанных от последних к первым, которые может оставить каждый посетитель), форумы (каждый посетитель может оставить сообщение на заданную тему в ответ на предыдущее) и блоги (каждый участник ведет журнал, аналогичный личному дневнику, его сообщения сортируются в хронологическом порядке, а другие посетители могут оставлять комментарии к сообщениям, при этом пользователь может создавать списки «друзей» или ограничить доступ к своему журналу).
Постепенно на базе этих форм общения начали образовываться социальные сети, отличительной чертой которых является наличие явно установленных связей между участниками.
Все социальные сети имеют ряд общих черт:
- наличие регистрации (т.е. учетной записи) пользователя, при регистрации пользователь указывает некоторую информацию о себе, по которой его можно идентифицировать;
- вход в систему посредством открытия сеанса (пользователь указывает имя и подтверждает свою личность вводом пароля);
- настройка окружения (например, указание дополнительных данных о себе, своих интересов).
По мнению исследователей, социальные сети – основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в интернете. Главные их преимущества – возможность пользователей заявлять о своих интересах, и разделять их с окружающими. Социальные сети служат площадкой для неформального общения, помогают создавать новую музыку, служат серьезным инструментом для поиска друзей и новых знакомых.
2. Самые знаменитые социальные сети России
На сегодняшний день существует множество различных социальных сетей, и рассказать обо всех просто нереально. Поэтому изложу самые популярные социальные сети среди школьников:
ВКонтакте - современный молодежный ресурс для быстрого и удобного общения, а также поиска людей по всему миру. Наиболее популярен в России. Основан Павлом Дуровым в 2006 году. Первоначально задумывался, как сайт поиска сокурсников и одноклассников, однако с момента первого запуска потерпел множество изменений, и был упрощен. Одна из возможностей ресурса — смотреть видео и слушать музыку онлайн. Регистрация доступна всем желающим, достаточно указать мобильный номер телефона и на ваш телефон придет логин и пароль для входа.
Одноклассники - остается известным и добрым сайтом,  созданным на то, чтобы помощь людям, найти своих бывших одноклассников, сокурсников, старых друзей и дать им возможность поддерживать связи между собой, несмотря на разные города и страны проживания.
Facebook – основан в 2004. По состоянию на май 2011 года в Facebook было зарегистрировано более 700 млн. учётных записей. Самая популярная социальная сеть в мире.
Twitter - система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки, используя веб-интерфейс, SMS, средства мгновенного обмена сообщениями или сторонние программы-клиенты. Отличительной особенностью Твиттера является публичная доступность размещённых сообщений. Твиттер оценивается как один из 10 самых посещаемых веб-сайтов по всему миру.
Мой мир@Mail.ru - одна из популярных альтернативных социальных сетей. Отличительная черта сайта — возможность бесплатно дарить друг другу виртуальные подарки, а если немного потратится на смс, то мгновенно найти и приобрести кучу друзей..
MySpace — год основания — 2003. «Онлайн-сообщество для общения с друзьями ваших друзей» — так определяют назначение этой социальной сети разработчики. Участники сети могут создавать собственные сообщества по интересам, вести блоги, размещать фото, музыку и видео материалы. После 2009 года потеряла свою популярность (спустилась с 5 места в мире на 72-е в 2011 году, количество участников сети за это время сократилось с 80 до 30 млн.).
Большинство людей проводят локальную сеть домой под предлогом, что будут искать что-либо полезно в Интернете, на самом деле, первое знакомство почти всех людей с Всемирной Паутиной начинается с регистрации в социальных сетях.
3. Школьники и социальная сеть
Социальная сеть - это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Совокупная аудитория всевозможных социальных сетей, заметно превысила миллиард человек. Значительное количество пользователей, что бы они ни делали в Сети, уже вообще не покидают своего аккаунта в каком-нибудь «ВК». Подобного рода универсальные социальные сети стали конкурировать с самыми разными интернет-сервисами, многим из которых, как еще недавно казалось, обеспечено безоблачное будущее без всяких намеков на сколь-нибудь серьезных конкурентов.
Современные учащиеся значительно отличаются от поколения прошлых лет, когда мир существовал без гаджетов, компьютера и социальных сетей, которые стали смыслом жизни детей нашего времени. Родители часто недоумевают, как можно проводить столько времени возле компьютера, когда на улице такая хорошая погода! Действительно, современные школьники и социальные сети стали почти неразделимыми, это интернет-зависимость, которая захватила сознание детей и заполнила весь их внутренний мир. Ведь еще десять лет назад во дворах можно было увидеть шумные подростковые компании и услышать звонкий детский смех. Сейчас дети все чаще проводят время у любимых компьютеров, которые заменили им настоящих друзей, развлечения и даже родителей.
Школьники и социальные сети — проблема ли это? Примерно с 11 лет дети начинают погружаться в активное общение со сверстниками, отводя родителей на второй план. Социальные сети дают возможность завести себе друзей, хобби, узнать много новой информации и избавиться от чувства одиночества, которое часто испытывают многие подростки. Там ребенок может найти единомышленников, поделиться душевными переживаниями, спросить совета у старших товарищей. Негативной стороной общения школьников в социальных сетях — ограничение коммуникативных возможностей в реальном мире. Часто дети, привыкшие знакомиться «заочно», испытывают проблемы в завязывании реальных знакомств. Ведь в интернете ребенок может выбрать для себя любую роль, сделать себя лучше, красивее, придумать себя идеального, но в жизни все не так просто, ведь ты такой, какой ты есть, и некоторые оказываются не готовы принять это. Искусственные друзья в социальных сетях лишают школьника возможности познать искренность настоящей дружбы. К сожалению, все чаще дружба измеряется количеством виртуальных друзей, нежели настоящих.
Профессор психологии Университета штата Калифорния Ларри Розеном, провел исследование и выяснил, каким образом школьники используют сайты социальной сети: 
Большинство детей создает, по крайней мере, основной профиль, с их именем, возрастом, статусом, фотографией и интересами, но многие идут намного далее. Многие из них наносят регулярные визиты, чтобы обновить их профили и посетить профили других.
Сообщение с другими - ключевой аспект использования социальных сетей. Учащиеся могут повесить общественные объявления или могут использовать бюллетени или личные сообщения, чтобы сообщить с теми на их друзьях список. Большинство использует сайты,  чтобы поддержать отношения с их текущими друзьями. 
приблизительно 50 % учеников также используют сайты, чтобы завести новых друзей.
Школьники используют сайты, чтобы сделать социальные планы с их друзьями, и иногда флиртовать.
Проверяют свои аккаунты в социальных сетях более 5 раза в день
Создают фальшивые «левые» аккаунты, не удостоверяющие их личность
Занимаются хакерством, в основном для развлечения
Безусловно, социальная сеть становится с каждым днем все популярнее среди учащихся. Вместе с этим, к сожалению, не все умеют правильно ею пользоваться.
4.Положительное и отрицательное влияние социальных сетей
Психологи, педагоги и родители стремятся найти плюсы социальных сетей, но их не так уж и много:
- Возможность самореализоваться в глазах друзей и знакомых
- Найти себе друзей, знакомых одноклассников
- Поиск в социальных сетях единомышленников. Есть немало важных и нужных групп, где люди могут обмениваться накопленным опытом или просто своими взглядами на жизнь
- Большая база данных видео файлов, музыкальных файлов, среди которых можно найти редкие или нужные экземпляры
Влияние социальных сетей на школьников может быть как позитивным, так и негативным. Почти всегда отрицательных факторов становится больше. Основные вредные факторы при частом нахождении за компьютером и нахождении социальных сетей:
- Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени. Сидя за компьютером, учащийся вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы.
- Утомление глаз, нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у учащихся возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.
- Стресс при потере информации. Если компьютер «зависает», теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.
- Зависимость от виртуального мира. Пожалуй, это самая распространенная проблема.
- Общедоступность информации. Пользователи с легкостью добавляют информацию о себе, чем и могут воспользоваться заинтересованные в этом люди.
- Психические расстройства. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми человек ищет то, что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере. Поэтому порой он погружается в компьютерный мир полностью, забывая про реальный мир.
Практическая часть
В рамках данной работы мною было проведено исследование (анкетирование учащихся 5х и 6х классов), цель которого - раскрыть значение социальных сетей в жизни учеников нашей школы. В анкетировании участвовало 90 пятиклассников и 43 шестиклассника. Всего 133 человека. Анкета анонимного характера. Я предложила учащимся максимально честно ответить на вопросы составленной мною анкеты (приложение 1).
Результаты анкетирования.
1. За исключением 4х детей, У кого нет компьютера или он сломан, опрашиваемые мною ученики зарегистрированы в социальных сетях, в основном в Вконтакте – 57 человек. Небольшая часть учащихся зарегистрированы в Facebook – 25, Twitter – 21, и Мой мир@Mail.ru - 17 школьников. И только 9 человек посещает сайт Одноклассники.
2. На вопрос «На какие темы ты общаешься в сети?», 82 человека ответили, что просто общаются, 23 – о новостях в школе. 14 детей – об отношениях в классе. И по 7 человек ответили о любви и о сплетнях, слухах.
3. Большая часть пяти и шестиклассников (86 человек) проводят в Интернете 4 – 6 часов в день. А меньше часа – столько времени занимают социальные сети у 37 учащихся 5-6х классов. И только у 10 школьников время провождения колеблется более 9 часов в день.
4. Школьники указали, что в социальных сетях их привлекает общение, игры, музыка, видео, возможность найти полезную информацию и новых друзей, а также можно общаться с людьми, кто находится далеко.
5. 108 опрошенных дали положительный ответ на вопрос «Удобно ли тебе общаться с друзьями через сеть?», комментируя следующими высказываниями: дешевле, чем по телефону; не можешь сказать в лицо, легче написать; не надо никуда ходить; в дополнение можно отправить картинки, видео. Вместе с этим 25 учеников считают, что с друзьями неудобно общаться через сеть, так как не слышишь голос; долго набирать текст, когда хочешь многое сказать; иногда не получаешь ответа; нельзя обнять человека.
6. Если по различным причинам Интернет будет отключен, тогда 83 школьника пойдут гулять с друзьями. А 24 – смотреть телевизор. 12 учащихся займутся уроками. И по 7 человек указали чтение книг и помощь родителям.
7. Одновременно с домашним заданием сидят в социальной сети 33 учеников 5х классов и 15 человек из 6х. А не заходят в социальную сеть, выполняя домашнюю работу 57 пятиклассников и 28 шестиклассников.
8. 32 Школьника видят отрицательные стороны социальной сети. Это портится зрение, нецензурное общение, обман, отнимает много времени, отсутствие эмоций, появляется зависимость. Тогда как 101 учащийся не видят минусов социальной сети.
9. В анкете был задан вопрос «С какого устройства тебе нравится выходить в сеть?», и были предложены варианты ответов – компьютер, телефон, планшет, IPAD, свой вариант. Таким образом, 62 человека выходят в сеть через компьютер, а 47 – через планшет. С телефона выходят в сеть 24 человека.
В ходе своего исследования, я ответила на поставленные задачи и убедилась, что социальные сети играют большую роль в жизни учащихся 5-6х классов, большинство действительно используют социальные сети, и среди причин их использования называют поиск новых друзей, получение новостей, способ общения, способ отдыха. Моя гипотеза подтвердилась, что должно заинтересовать школьников в написании интересных исследовательских работ по этой теме.
Заключение
Двадцать первый век. Век компьютерных технологий и новинок. Уже каждый пятый ребенок не только умеет пользоваться компьютером, но и в совершенстве владеет Интернетом. Многие школьники проводят свое свободное время в социальных сетях. Представить современных детей без социальных сетей сегодня просто невозможно. Вконтакте, Одноклассники, Фэйсбук заполонили разумы юных школьников. Нужно решить, что же делать и что же предпринять.
Широкое распространение социальных сетей изменило представление человечества об Интернете. Если раньше всемирная паутина воспринималась как бездонное хаотичное хранилище информации, то сейчас на первое место вышли возможности общения, а это еще один признак становления информационного общества на нашей планете. Но при этом нельзя забывать, виртуальное общение не может заменить общение в реальной жизни. Человек, а тем более ученик, не должен быть зависимым от возможностей социальных сетей. 
В результате проведенного опроса и обработки информации, можно выделить пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей: ограничение времени пребывания в сети; поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.); оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям); увеличение времени пребывания в компании друзей.
Я сама зарегистрирована в социальных сетях, и с уверенностью могу сказать, что там «зависают» уже тысячи детей. Все зависит лишь от нас самих: как мы решим сами прожить эту жизнь: «реально» или «виртуально» решать нам…
Мною были составлены памятки для учащихся. Эта информация отражена в приложении.
Список литературы
1.Браун С. “Мозаика” и “Всемирная паутина” для доступа к Internet: Пер. c англ. - М.: Мир: Малип: СК Пресс, 2009. - 167c.
2.Википедия – [Электронный ресурс] - wikipedia.org/wiki/, доступ свободный.
3.Выгонский С., Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью., - Феникс, 2010
4.Гилстер П. Новый навигатор Internet: Пер с англ. - Киев: Диалектика, 1996. - 495 c.2.
5. Елашкин М. Ожидания и реальность Web 2.0, -М.:Наука, 2007 
6. Серия статей – [Электронный ресурс] – http://social.ecomspace.ru/
7.Фролов А.В., Фролов Г.В. Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet, E-mail, FTP, WWW, и HTML, программирование для WindiwsSockets. - Диалог - МИФИ, 2010. - 283 c.
8.Черняк Л. Сервисы и теории социальных сетей ,-М.: Мир, 2007