Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка.


Формирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием. Оно должно служить и развитию эмоций. В. Г. Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, – не перетолкуют их по-своему, не будут о ней резонерствовать; но она наполнит гармонией их юные души...». Функции музыки разносторонни и разнородны. Особая сила музыки заключается в ее свойствах непосредственно передавать растущее, развивающее чувство. Вот почему она является исключительно важным фактором в развитии ребенка. Результаты исследований показывают, что те разносторонние способности, которые удалось развить у детей в процессе музыкального воспитания, в частности, способность различать, сопоставлять особенности музыкального произведения, а также память, воображение, носят общий характер и помогают детям овладевать и другими видами деятельности. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только эстетическую задачу, оно представляет собой действенную силу, стимулирующую общее и, в частности, интеллектуальное развитие личности ребенка. Музыка – средство эстетического воспитания ребенка. Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Для этого надо развивать у ребенка музыкальность. Первым признаком музыкальности является способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Начиная с младшего возраста, я стараюсь вызвать эмоциональный отклик на музыку яркого контрастного характера. В старшей и средней группе применяю более сложные задания в процессе слушания музыки. Дети самостоятельно рассказывают о средствах музыкальной выразительности, описывают образы в музыкальных произведениях. Начиная со средней группы, дети сравнивают музыкальные произведения, связанные одним музыкальным образом. Так, слушая «Зиму» Ф. Крутицкого и «Санки» М. Красева, говорили, что в первом произведении – это образ холодной зимы, а во втором – зима веселая. А это в свою очередь уже второй признак музыкальности – это способность вслушиваться, оценивать. Третьим признаком является проявление творческого отношения к музыке. Слушая музыку, ребенок по-своему представляет образ, передавая его в пении, музыкально-ритмических движениях, игре. Очень важно «разбудить» детскую фантазию, а сделать это можно и при помощи яркого рассказа, стихотворения или картины. Каждый ребенок ищет выразительные движения, характерные для определенного образа, импровизируют, комбинируют знакомые танцевальные движения.
Музыка, являясь одним из самых эмоциональных видов искусств, непосредственно воздействует на чувства ребенка, формирует его облик. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Так, песни о России, о своем городе, пробуждают чувство любви, гордости за Родину. Веселые песни детской тематики, способствуют развитию коммуникативных качеств, дружелюбия, а как следствие – повышению интереса к совместному пению, выразительности исполнения.
Чередование различных видов деятельности на музыкальном занятии требует от детей внимания, сообразительности, остроты реакции, организованности, волевых усилий. Все это стимулирует центральную нервную систему и интеллектуальную деятельность.
Музыка – средство активизации умственных способностей. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сосредоточенности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, знакомятся с их выразительным звучанием, учатся определять средства музыкальной выразительности, анализируют. После прослушивания делают свои выводы, рассказывают о музыкальном содержании произведения. Очень важно научить ребенка чутко слышать и внимательно слушать. Только при наличии «слуховой работы» можно добиться результатов во всех видах музыкальной деятельности детей.
Большую помощь в этом отношении оказывают музыкально-дидактические игры, т.к. игра – самое доступное средство любого педагога. Дидактические игры активизируют слуховое внимание и направленно действуют на решение конкретной задачи.
Следует отметить, что музыка, как и другие виды искусств, имеет познавательное значение. В ней отражены все жизненные явления, ребенок получает новые знания. Знакомясь с новым музыкальным произведением, мы разбираем все новые впервые встречаемые ребенком слова, процессы. Беседуем в отношении тематики произведения.
Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать творческие проявления. Наиболее ярко эти проявления можно встретить на праздниках и утренниках, которые так любят дети.
Хочется отметить столь важное качество музыки, как умение ее воздействовать на общее состояние всего организма человека. Музыка – средство физического развития. Доказано, что умелое использование мелодического, ритмического компонентов музыки помогают человеку решать определенные задачи. Пение – развивает голосовой аппарат, укрепляет связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Во время пения у человека в организме происходит ряд обменных процессов, благотворно влияющих на здоровье человека.
Разумеется, что музыка не способна с одинаковой силой воздействовать на всех детей. И в этом еще одна ее особенность. Уже с детства каждый ребенок по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой. С возрастом у детей вырабатывается музыкальный вкус, его художественные переживания становятся более тонкими, разнообразными. Решению этих задач помогает общение детей с музыкой в повседневной жизни – на музыкальных занятиях, в режимных моментах, на прогулке, в кругу семьи.
Если ребенок по своей инициативе охотно поет, танцует и делает это выразительно и правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне развития музыкальных способностей. К чему мы так стремимся!
«Детский альбом»П.И. Чайковского
Трудно назвать в русской музыкальной культуре сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского, написанный  более чем сто лет назад для детей.  Это сборник из 24 миниатюрных фортепианных пьес.  С  удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни, композитор отобразил окружающий ребёнка мир.
«Детский альбом» это пёстрый калейдоскоп детских игр и сказочных образов, танцев и  песен, а также ярких и непосредственных детских впечатлений.
В соответствии с программными требованиями по музыкальному воспитанию в ДОУ  с музыкой из «Детского альбома»  дошкольники знакомятся  в старшей  группе.  Многие пьесы включены в раздел «Слушание музыки».  Многолетний опыт работы показал, что эта музыка понятна детям и вызывает в них яркий эмоциональный отклик.
Мальчишки с удовольствием слушают «Марш деревянных солдатиков» и «Игру в лошадки», а девочки трилогию «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новую куклу». Прослушивание этих пьес я сопровождаю рассказом об игрушках, в которые играли дети 100 лет назад. Замечательно, если в семье сохранились старинные игрушки, оставшиеся от бабушек и дедушек.
Пьеса «Баба Яга» позволяет обратиться к истории русской сказки. Сегодняшних детей уже не пугает образ злобной  старухи – колдуньи, живущей в лесу,  но прослушав  музыку, ребята придумывают историю о том, как герои русских сказок -  Машенька и Иванушка  убегают от Бабы Яги.  Злобно сверкают в темноте её глаза, быстро колотятся сердца детей.  Вот-вот  злая старуха их настигнет. В конце детям удаётся спрятаться в кустах, а Баба Яга, не заметив их,  улетает дальше.  Дети спасены.
Благотворное воздействие на внутренний мир ребёнка и на его психологическое состояние оказывают пьесы, тематика которых связана с пробуждением  ребёнка и его отходом ко сну: "Утренняя молитва", "Зимнее утро", "Мама", «Сладкая грёза», «Нянина сказка», «В церкви». Используя эти произведения на музыкальных занятиях и в режимных моментах,  мы устраиваем настоящие релаксационные сеансы. Дети свободно располагаются на ковре, выключается свет и звучит музыка.  Такие островки спокойствия и умиротворения помогают ребёнку расслабиться в течение дня.
Слушая "Итальянскую песенку", "Неаполитанскую песенку", "Старинную французскую песенку" и "Немецкую песенку" я рассказываю детям о различных странах, показываю иллюстрации местных достопримечательностей.
 «Детский альбом» — ценнейший вклад в мировую музыкальную культуру.
Поэтому хочется обратиться ко всем педагогам, родителям: «Любите детей, и не лишайте их возможности расти и развиваться на высококачественных образцах современной музыкальной культуры»