ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ХОРЕОГРАФИИ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА»
ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ХОРЕОГРАФИИ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Г. НОВОМОСКОВСК
2017
ВВЕДЕНИЕ
В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности – хореографическому. Хореографическое искусство является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности и в настоящее время оно приобретает все большее значение, так как является массовым, доступным для всех.
Хореографическое образование и воспитание получают десятки тысяч детей учреждениях дополнительного образования и школах. Занятия доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус, так как дети испытывают постоянную потребность в движении. Через движение они эмоциональней и глубже воспринимают музыку.
Приобщать маленького человека к миру Прекрасного, учить его отличать подлинное искусство от подделки, прививать с самого детства хороший вкус, закладывать те добрые основы, которые помогут вырасти человеком с тонким чувством изящного, человеком, чья душа открыта навстречу всем проявлениям творческого таланта – вот главная задача педагога дополнительного образования.
Педагог-хореограф должен научить своих воспитанников основам хореографического искусства, дать им необходимые знания, навыки, умения, принимая во внимание возрастные особенности дошкольников, младших школьников и старшеклассников. Он постоянно должен помнить, что выполнение поставленных задач, зависит не только от содержания, но и методики преподавания основ хореографического искусства.
В настоящем пособии предлагаются рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в хореографических коллективах в учреждениях дополнительного образования детей.
ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
"...Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души..."
Платон
Хореографическое воспитание детей, обучение их танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требует наличие у педагога правильного представления о танце как художественной деятельности, как виде искусства.
Занимаясь хореографическим воспитанием можно преследовать различные цели: например акцентировать внимание на развитие чувства ритма у детей, или их двигательных навыков, артистичности и т.д. Очень часто при этом музыка используется лишь как фон, либо только как регулятор темпоритма. Ярким примером этого является занятия шейпингом, гимнастикой, аэробикой.
Нередки случаи, когда эксплуатируется зрелищная сторона танца, особенно в исполнении детей: на различных конкурсах детского танца, Фестивалях, праздниках. При этом забывается, что в результате неправильного подбора музыки и движения в подсознание детей закладывается отрицательный опыт и информация, неправильная ориентация на будущее.
Только ясное понимание природы танца позволяет педагогу осмысленно и квалифицированно решать задачу хореографического воспитания детей, а именно: научить их БЫТЬ в МУЗЫКЕ, а не заниматься движением под музыку /музыка-фон/, движением на музыку /музыка-повод/, сформировать у детей с одной стороны такую психофизиологическую связь между музыкой и движением, при которой музыка начинает управлять движением на глубинном и часто неосознанном уровне, с другой стороны - воспитать у них способность чувствовать, переживать и отражать в движении логику внутренней жизни музыки.
В связи с этим, предваряя описание методики преподавания основ хореографического искусства в хореографических коллективах, рассмотрим особенности танцевального искусства и некоторые фрагменты из истории танца.
ТАНЕЦ КАК ВИД ИСКУССТВА
Танец - это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. С древних времен человек выражал, осмысливал в танце свои представления о природе жизни, взаимоотношения между людьми, рассказывал о происходящих событиях. В основе первых плясок наших предков лежали движения, связанные с трудом первобытного человека: ловлей рыбы, сбором плодом, охотой.
И сейчас еще, в плясках некоторых племен и нapoдoв, можно увидеть подражание охоте: танцоры раскрашивают лицо и тело, надевают маски. И под однообразную дробь барабана разыгрывается выразительная сцена.
Исполняющий роль дикого животного подражает его повадкам, остальные действующие как охотники, подкрадываются, заманивая...
Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство, но изначально присущий танцу образный, сюжетный характер остался до нашего времени.
Замечательной особенностью танца является также его ярко выраженный национальный колорит, национальный характер. Еще Н. В. Гоголь в своих "Петербургских записках 1836 года" писал: "Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как немец, русский не так, как француз, как азиат. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешенный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Они родились из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце. У народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность". Эти мысли каждый хореограф должен запомнить на всю жизнь. Особенно надо задуматься над ними тем хореографам, которые строят свою деятельность исключительно на движениях классической школы и танца "модерн", совершенно выхолостив из них всякие признаки национальной характеристики.
Танцевальное искусство имеет и другие танцевальные особенности. В нем в частности в качестве главного средства создания художественного образа используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный выразительный язык танца. Истоки этого языка коренятся в характерных движениях и пластических интонациях, рожденных в реальной жизни.
Несмотря на то, что в ходе развития танцевального искусства отдельные выразительные движения видоизменялись, заострялись, становились все более условными, тем не менее, они не превратились в бессмысленные "схемы", в каждом из них можно увидеть то или иное значение.
Язык танца перекликается и с языком пантомимы. Оба они имеют общую первооснову - реальные жизненные движения. Однако танцевальные движения меньше походят на бытовые, они достаточно условны. Их обобщенная, "заостренная" форма, приобретенная в ходе исторического развития, стала очень своеобразной. Благодаря ей, танцевальные движения значительно отличаются от своей первоосновы и обладают особой выразительностью.
Особенностью танцевального искусства является также то, что при построении танца для выражения общей идеи, передачи сюжетного развития подбирается именно те движения, которые способствуют такому выражению в наибольшей степени. В целостной композиции это пластически-обобщенная символика, благодаря своей генетической связи с реальными жизненными движениями порождает у зрителя определенные образные ассоциации. Это позволяет понимать содержание танца в системе присущего ему языка без словесных пояснений. Язык танца, т.е. язык жестов, поз и движений универсален и понятен людям любой национальности не зависимо от того, в каком уголке мира они проживают и на каком языке они разговаривают. Один и тот же танец вызывает у всех людей одни и те же эмоции, ассоциации, чувства, переживания. Именно поэтому из всех видов искусств только танец до такой глубины способен объединить людей в едином переживании. Это способность позволяет танцу стать средством общения, средством коммуникации между людьми.
Специфической особенностью танцевального искусства, является также органическая связь его языка с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными. Танец не возможен без музыки, будь то простой аккомпанемент хлопков и притопов или сложное симфоническое произведение. Музыка задает не только темповые, ритмические, динамические характеристики танца, но и является основой его образного содержания. Художественные достоинства музыкального произведения во многом определяют эстетическую ценность танцевального текста.
Музыка является первоосновой при рождении танца. Искренне, живое переживание музыки служит необходимой предпосылкой, основанием для проявления двигательной активности. Такое переживание всегда целостно. Оно захватывает все существо человека. Музыка начинает управлять движением на глубинном, неосознаваемом уровне. Импульс, рождаемый музыкой, вызывает перераспределение мышечного тонуса в теле, меняет структуру дыхания, наполняет тело непрерывными потоками. Возникающие при этом движения рефлекторны по своей природе и индивидуальны для каждого из нас. Они характеризуют нас, подчеркивают наши индивидуальные черты. Поэтому воздействие танца на человека всегда индивидуально. В этом еще одна его особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение хореографией, отдает предпочтение какому-либо хореографическому жанру, любимому танцу, имея определенный опыт исполнителя. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так же необходимо учиться и танцевать, учиться постигать прекрасный язык танца, постепенно вырабатывать художественный вкус, потребность постоянного общения с хореографией, все более тонко и разнообразно ощущая художественные переживания танца.
Сила воздействия хореографического искусства на духовный мир человека огромна. Танец и движение присуще вселенной. Грациозно извиваются растения, они поворачиваются навстречу солнцу, ритмично колышутся на ветру, принимая самые причудливые формы. У птиц свой язык поз и движений. Они расправляют крылья, выражая угрозу или исполняя брачный танец. Танец животных демонстрирует их силу, агрессию или любовные заигрывания.
По своей природе все мы музыкальны и обладаем чувством ритма. С момента зачатия нас окружают музыка и ритм - от звуков доносящихся сквозь оболочку зародыша, до ритма ударов сердца. А кто не слышал, как поет мать, мерно покачивая своего ребенка?
Тело человека создано для движения, которое так же естественно и необходимо для жизни, как и дыхание. Как и дыхание, движение дает нам энергию, позволяет выйти за пределы обыденного восприятия. Движение уравновешивает, исцеляет, пробуждает энергию и наполняет ею человеческий организм. Оно порождает также психическую энергию, необходимую для обретения силы, духовного совершенствования.
Именно это положено в основу священных и магических танцев, являющихся неотъемлемой частью культуры любой цивилизации. Шаман и священнослужитель с помощью музыки и танца входили в состояние транса. Ритуальный танец всегда был синтезом духа и движения.
Современный танец так же, как и древний ритуальный танец, обладает магической силой, пробуждающей внутреннюю энергию, творческое начало, способность к импровизации. Управляемое физическое действо человека в форме танца соединяет наши физические возможности и энергию с духовными устремлениями, помогает нам сохранять контакт с высшими жизненными силами. Каждое движение и жест приводит к электрическим изменениям в теле и мозге центральная нервная и мышечная системы преобразуют музыкальные ритмы в форму движения, что позволяет нам расширить традиционное восприятие мира.
Трансцендентальность, способность через подсознание воздействовать на духовный мир человека - еще одно неотъемлемое свойство танца, вызывающее эмоциональный отклик, яркие и красивые мысли и глубокие чувства в человеческой душе.
Особенностью хореографического искусства является также ярко выраженный игровой характер большинства видов танцев, в особенности народных и бытовых, что придает им легкость восприятия и исполнения, положительную эмоциональную окраску и доступность понимания.
ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ХОРЕОГРАФИИ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИВажнейшие определяющие свойства и особенности танцевального искусства:
- образность и элементы драматургии,
- игровой характер танцев,
- использование в качестве выразительной лексики танцевальных и пантомимических движений,
- сквозное музыкальное действие, органическая психофизиологическая связь между музыкой и движением,
- ярко выраженная национальная самобытность могут быть присущи разным жанрам и видам танца, как сложным, так и простым, в том числе и детским.
Сочетание в хореографической деятельности этих свойств танца (в особенности единства музыки, движения и игры) делает танец не только возможным средством эстетического воспитания детей и формирования у них творчества, но и, учитывая возрастные особенности детей, возводят его в ранг самого плодотворного.
Для детского воображения, как отмечал С.Л. Выготский, характерно: воссоздание образов "при посредстве собственного тела". Особенность танца воплощать в жизнь художественные образы только с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений, в полной мере отвечает этой двигательной природе детского соображения и, следовательно, позволяет развивать его в танце более эффективно, чем в других видах детской деятельности.
Как уже упоминалось, танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черта драматургии и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая является корнем, первоосновой любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у дошкольников творческих способностей.
Все сказанное еще раз подтверждает, что именно танец является видом художественной деятельности наиболее оптимальным для формирования и развития детского творчества, а также важнейшим средством гармоничного сочетания умственного и физического развития детей, воспитание у них нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству.
Возможность наиболее раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в учреждениях дополнительного образования детей. Программой воспитания в этих учреждениях предусмотрено достаточно широкое использование танца в эстетическом и физическом воспитании детей, в формировании у них творчества.
Рассмотрим некоторые аспекты возможностей использования танца в формировании целостной личности в процессе воспитания и обучения детей в учреждениях дополнительного образования.
А. Танец как средство физического развития и воспитания.
"Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумагу - везде окончательным фактором является мышечное движение".
И.М. Сеченов
Мы живем в нашем теле, без него не возможно существовать в этом мире, оно является средой обитания нашей души. Это единство нельзя разорвать, не прерывая одновременно и жизнь. Когда душа и тело находятся во взаимодействии, влияют друг на друга - развивается гармонически уравновешенная личность. Тело и его процессы - фундамент личности, через него можно понять личность, сущность человека, через тело можно строить, развивать эту сущность намного сильнее, чем мы думаем.
Любое хорошее воспитание во все времена было неразрывно связано с работой над телом. Стабильный, полноценный человек представляется нам, прямым, энергичным, с хорошей осанкой, походкой, умением пластично двигаться, танцевать, управлять своим телом. Свобода, раскованность внешних движений неразрывно связаны с внутренней свободой, естественным чувствованием, телесным и душевным покоем. Все в человеке связано с работой мышц: и движение, и дыхательная система, и нервная система управляющая ими. Чем активнее работа мышц, тем интенсивнее самообновление организма.
Человек на 35-40% состоит из мышц. Почти все остальные системы организма служат для приведения мышц в движение, обеспечивают их работоспособность. Мышечное бездействие, особенно в сочетании с нервным напряжением, губительно сказывается на здоровье, провоцирует нарушения деятельности вегетативной нервной системы, желез внутренней секреции. Недостаток мышечной деятельности приводит также к дискоординации работы мозга.
Просто много двигаться - не значит задействовать все мышцы организма. Идея здоровья, совершенствование тела часто ошибочно связывается в сознании людей с бурной физической деятельностью, бегом, утомительными видами спорта, поднятием тяжести, накачиванием мышц и т.д. Но мало кто может заниматься этим систематически и постоянно, начиная с раннего детства на протяжении всей жизни в силу различных причин. К тому же любой вид спорта задействует обычно лишь одну третью часть мышц, часто оставляя не развитыми мышцы стоп, мышцы для поддержания осанки. В этом смысле занятия хореографией имеют целый ряд преимуществ в сравнении с другими видами двигательной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
1. Танец - это синтез музыки и движения. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Медициной доказано, что под влиянием музыки в организме человека можно вызвать или ослабить возбуждение. Именно поэтому музыка, как средство физиологического воздействия, используется и в гимнастике и в аэробике, и в игровом стретчинге и других видах занятий, но подлинно органического слияния музыки и движения можно достигнуть только в танце, так как именно танец является материализацией музыкального произведения, воплощением музыкальных образов и ее содержания языком пластики человеческого тела.2. Танец задействует буквально все группы мышц; от мышц стопы до мимических мышц лица.
3. Танец - это комплекс, синтез всевозможных физических упражнений; танец - это и медленная ходьба, и быстрый бег, и стремительный прыжок, танец - это быстрое взрывное движение и статическая поза пантомимы; танец - это энергичное молниеносное вращение всего тела и едва уловимое движение пальца руки; танец - это предельное напряжение и полное расслабление той или иной группы мышц.4. Танец естественен и присущ человеку так же, как само дыхание. Танец - это и движение ребенка в колыбели, реагирующего на музыку и песню матери, это и вальс седых ветеранов, и одержимость молодых на танцплощадках дискотек. Танец доступен всем, танец сопровождает человека от его рождения и до глубокой старости,
5. Танец - это всегда восторг и радостные эмоции. Танец - это праздник, который всегда с тобой.
Б. Хореография как средство эстетического воспитания и обучения детей.
Под эстетической воспитанностью человека понимается его способность воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, различать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».
Эстетическая воспитанность предполагает наличие у человека эстетических идеалов, художественного вкуса, умения глубоко переживать эстетические чувства.
Природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможность постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целеустремленного организованного художественно-эстетического воспитания и обучения. Пренебрежение эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным эстетическим ценностям. Поток художественно-эстетической, и вместе с ней и антихудожественной информации захлестывает необразованного, эстетически невоспитанного человека. Он оказывается неспособным разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Поэтому очень важно с раннего детства вводить детей в мир подлинного, большого искусства, развивать и образовывать их эстетическое сознание на выдающихся образцах отечественного и мирового художественного творчества.
Сочетание в хореографической деятельности таких свойств танца, как единство музыки, движения и игры, делает хореографию наиболее плодотворным средством эстетического воспитания и обучения детей в раннем возрасте. Однако реализация этой важнейшей функции хореографической деятельности возможна лишь при соблюдении определенных принципов организации проведения занятий по хореографии с детьми. Назовем некоторые из них.
Принцип комплексного подхода при организации хореографических занятий.
При эстетическом воспитании ребенка различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуя на ребенка. Это взаимодействие при организации занятий по хореографии осуществляется в результате тесных межпредметных связей со слушанием музыки, изобразительным искусством и другими предметами.
Принцип единства хореографического и общего психического развития детей.
Этот принцип обусловлен необходимостью органической взаимосвязи эстетического и общего становления личности ребенка. Хореографическая деятельность детей обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, мышления. В процессе занятий хореографией дети приводят в движение все умственные силы и применяют образующиеся у них при этом способности в других видах деятельности.
Принцип художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей на занятиях по хореографии.
Соблюдение этого принципа на занятиях хореографией напрямую определяет действенность этих занятий в деле эстетического воспитания детей. Хореография знакомит детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, является средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Это достигается лишь тогда, когда хореографическая деятельность является не репродуктивной, а активной самостоятельной творческой.
Принцип эстетики детской жизни.
Этот принцип требует от педагогов-хореографов организации отношений, деятельности, общения с детьми по законам красоты, принесения им радости. Для ребенка все имеет воспитательное значение: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с ровесниками и взрослыми, условия занятий и характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота, в создании которой ребенок принимает активное участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным ее защитником и пропагандистом. Поддержание красоты во всем является необходимым условием хореографической деятельности.
Принцип учета возрастных особенностей детей.
Соблюдение всех названных принципов при организации хореографических занятий с детьми позволяет сделать эти занятия действенным средством эстетического развития детей, пробуждения в них способностей активного эстетического восприятия, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование у них высоких духовных потребностей.
В. Хореография как средство формирования морального облика детей
Танец, воздействуя непосредственно на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Это воздействие бывает более сильным, чем любые указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.
Хороводы, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство хореографии помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии танцев, обогащают переживания детей, их духовный мир. Коллективные танцы также способствуют решению воспитательных задач, так как дети охвачены общими переживаниями. Танец требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. Для избалованного вниманием, излишне самоуверенного, успешное выступление других детей, служит тормозом отрицательных проявлений.
Занятия хореографией влияют на общую культуру дошкольников. Чередование различных заданий требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Исполняя танец, необходимо вовремя начать и закончить его; действовать, постоянно подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивных желаний выделиться, перегнать кого-либо.
Таким образом, хореографическая деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.
Г. Хореография как средство активизации умственных способностей.
Занятие хореографией тесно связаны с умственными процессами, так как требуют внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к музыке, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы хореографа, после того как прозвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер произведения, его темп, динамическую окраску, подыскивает танцевальные средства для выражения его содержания. Эти попытки эстетической оценки произведения требуют активной умственной деятельности ребенка.
В хореографической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изображать картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, жесты. При этом наблюдается определенная последовательность: дети слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.
Таким образом, занятия хореографией являются важнейшим средством всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Взаимосвязь между различными сторонами воспитания складывается в процессе занятий разнообразными видами и формами хореографической деятельности. Эмоциональная отзывчивость и музыкальность позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют детей физически. Одним словом, чтобы сделать детей здоровыми - учите их танцевать, чтобы сделать детей красивыми - учите их танцевать, чтобы сделать детей умными - учите их танцевать.