Консультация для воспитателей «Роль сказки во всестороннем развитии детей»


Консультация для воспитателей
«Роль сказки во всестороннем развитии детей»


«Сказка- это то золото, что блестит огоньком в детских глазах»
Мир сказки чудесен. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства.
Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Разнообразие тематики сказок дают возможность использовать их в целях всестороннего развития детей.
Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником чувств и фантазии, а в свою очередь, развитие чувств и фантазии приобщает их к духовному богатству, накопленному человечеством. Сказки заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.
Сказка развивает психическую деятельность ребёнка.
Это прекрасное средство для развития мышления, памяти, речи у детей.
Вопросы побуждают детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
При слушании и чтении сказок происходит развитие диалогической речи. А при пересказе осуществляется развитие монологической речи.
В процессе пересказывания, обыгрывания сказки активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, выразительность.
Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Способствует интеллектуальному развитию детей, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развивает познавательный интерес.
Формирует интерес к книгам и потребность в чтении.
Воспитывает умение слушать.
Сказка играет большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле.
Недаром В.А. Сухомлинский говорил, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».
Сказка помогает формировать основы нравственности и морали. Дети познают что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Каждая сказка представляет какую-то новою ситуацию, с которой ребенку придется столкнуться в реальной жизни.
С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать различные проблемы и корректировать поведение.
С помощью сказки у ребенка формируется опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Так как положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам.
Например, сказка «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович»). Сказка «Теремок» учит дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказке «Лиса и журавль» и т.д.
Сказки формируют у детей представление о добре и зле, показывают красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Развивают умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведению и других.
Одной из форм активного восприятия сказки детьми является драматизация которой ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Используя пальчиковый театр при рассказывание сказки детьми, позволяет развивать творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.
Даже названия сказок способствуют развитию математических способностей, а именно счету. Например: «Три медведя», «Волк и семеро козлят».
Сказку понимают все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит, потому что сказка содержит вечные, неувядаемые ценности. Ярко отличаются поэтичность, задушевность, красота и глубокая правдивость сказки, веселость, жизненность, сверкающее остроумие, сочетание в ней детской наивности с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ.
Человек был и всегда останется сыном природы. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Процесс познания окружающей действительности является ничем не заменимым эмоциональным стимулом мысли. Истина, в которую обобщаются предметы и явления окружающего мира, становится личным убеждением детей при условии, что она одухотворяется яркими образами, оказывающими воздействие на чувства. Все это присутствует в сказке. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Заголовок 2 Заголовок 315