Проект «Чукмар белэн Тукмар» А.Алиша


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления № 6 «Звездочка»
г.Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ
Проект
«Чукмар белэн Тукмар» А.Алиша

Воспитатели II младшей группы № 3
Ахматгараева А.Г., Хафизова Л.А.
Старший воспитатель Фатхуллина Н.Н.

2014 год



Актуальность проекта:
Младший дошкольный возраст. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающий день, и мы говорим: «Доброе утро!», «Доброе утро!». Он во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша.
Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если духовно способны обогатить среду, в которой он растет, расцветает всеми цветами радуги, способны заложить предпосылки высоких человеческих начал.
Одним из могучих средств детского развития и обогащения является народный фольклор, особенно татарские сказки, в которых заключены большие возможности для умственного, нравственного и эстетического развития детей.
Художественное рассказывание сказок даёт ребёнку возможность и видеть всё в ней происходящее, и переживать. В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка. Через сказку малыши познают веками сложившиеся красивые традиции своего народа, его душу – глубокую почтительность и уважение к родителям, младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание ближнему.
Сказки помогают понять детям: что такое хорошо и что такое плохо, учат их быть справедливыми, смелыми и трудолюбивыми и дают возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества.
Цель:
Способствование обогащению детского развития посредством приобщения к авторским сказкам А.Алиша, татарским народным сказкам.
- Развитие интереса малышей к национальному татарскому языку.
Формирование художественного нравственно-эстетическое развитие средствами татарских сказок.
Задачи:
- способствовать накоплению эстетического опыта, развивать художественное восприятие, читая сказки А.Алиша; татарские народные сказки;
- продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо; на основе сказок формировать доброжелательность, дружелюбие, доброту;
- продолжать развивать речь, добиваться правильного и четкого произношения слов, формировать умение строить предложения;
- воспитывать умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке;
- учить передавать в рисунке, лепке, аппликации несложные сказочные образы и явления;
- продолжать развивать наглядно-действенное мышление, воображение, фантазию.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: ролево - игровой, творческий.
По числу участников: коллективныйПо времени проведения: долгосрочныйПо уровню интеграции: межпредметный
По характеру контактов: в рамках ДОУ, совместно с родителями.


Методическое обеспечение проекта:
Программа «От рождения до школы»
Художественная литература: сказки А.Алиша: «Два петуха», «Пчела и оса», «Гусенок и лебедёнок», «Скворцы и старый воробей», «Глупый зайчонок» и другие.
Татарские народные сказки.
Наглядные пособия: репродукции картин, рисунков; фотографии, презентации.
Дидактический материал.
Видеокассеты, аудиокассеты, мультимедийное оборудование.

Реализация проекта
Подготовительный этап
- Выбор темы проекта, определение его целей и задач.
- Составление плана основного этапа.
- Подборка необходимых материалов по теме.
- Составление картотеки сказок.
- Подбор атрибутов для игр – драматизаций.
- Оформление папки-передвижки для родителей «Волшебный мир татарских сказок».
- Информация для родителей «Участвуем в проекте «
Опрос родителей по теме проекта.
Основной этап
- Привлечение детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму.
- Реализация основных совместных действий: поход в библиотеку для ознакомления с книгами.
- Чтение сказок А.Алиша и татарских народных сказок.
- Оформление театрального уголка.
- Драматизация сказок.
- Настольные и пальчиковые игры.
- Просматривание и прослушивание мультимедийных сказок.
- Изодеятельность по теме проекта.
- Выставка детских рисунков совместно с родителями.
- Дидактические игры.

Заключительный этап
- презентация проекта;
- оформление альбома « Наши любимые сказки»;
- выставка детских рисунков «Любимые герои сказок»;
- выпуск буклета для родителей «Читаем вместе с малышами»;
- итоговое мероприятие по проектной деятельности; драматизация по сказке А.Алиша.
Используемая литература:
Вачков И.В. Введение в сказкотерапию – М.: «Генезис», 2011
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось – 89, 2003
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – М.: 2007
Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М.: Эксмо – пресс, 2005
Алиш А.Б. Кто самый сильный : сказки и рассказы.- Казань: Татарское книжное издательство, 1977.-77 с.
6. Алиш А.Б. Воробей-хвастун и скромный скворец. – издательство: Магариф, 2004.
7. Алиш А.Б. Сказки. Издательство Магариф, 2009