Статья РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВОСПИТАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ


Романова Ю.Б
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Самарской области гимназия №1 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВОСПИТАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ
Американский учёный Фредерик Старр написал книгу по средневековой азиатской истории “Погибшая эпоха Просвещения. Золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до Тамерлана”, где анализирует причины того, что интеллектуальный центр мира, находящийся в то время на территории Центральной Азии и бывший таковым на протяжении нескольких столетий, потом пришёл в упадок и переместился в почти дикую тогда Европу. Он не отвечает, а выносит приговор: проблема в утере религиозного плюрализма, который был нормой до самого конца центрально-азиатского века Просвещения в Багдадском Халифате Набожные мусульмане не могли не признавать, что люди других верований были часто такими же умными и информированными, как и они сами, и что взгляды иных нельзя так просто отмести в сторону. Мыслители той эпохи были подобны устрицам, которые умели превращать в жемчужины инородные тела, вроде песчинок [6]. Когда же центральноазиаты в итоге споров и дискуссий потеряли способность воспринимать мысли извне, быть интеллектуальным перекрёстком мира, их цивилизация пришла в упадок. Старр предупреждает всех нас: замкнётесь в собственной исключительности и превосходстве, станете автоматически отторгать приходящие извне идеи – и нас ждёт та же участь.
Принимая во внимание уроки прошлого, необходимо обезопасить общество от таких негативных проявлений как национализм, шовинизм и других и поддерживать стремление стран и народов к сближению, усилению их взаимодействия, мультикультурализму и глобализации мира в целом.
Говоря о поликультурности как умении вести диалог, понимать человека другой культуры, воспринимать его таким, как он есть, а также о возможности обогащения своей культуры, когда, понимая другого, ты обогащаешься сам, мы считаем, что именно поликультурность является одним из эффективных средств противостояния негативным последствиям глобализации.
В связи с этим актуальной для современного образования является проблема формирования языковой личности нового типа – поликультурной личности.
Понятие «поликультурная личность» возникло в результате переосмысления определения «языковая личность» в систему «язык – культура – человеческая личность». Под поликультурной понимают личность, которая будет способна к активной и производительной жизнедеятельности в глобальном поликультурном обществе, будет понимать и уважать другие культуры, уметь жить в мире и согласии с представителями разных лингвокультурных групп.
Многочисленные опросы и психологические тесты показывают, что большинство студентов не умеют скрывать или сглаживать неприятные чувства, возникающие при общении с некоммуникабельными партнерами, не готовы принять и понять индивидуальность собеседника, большинство респондентов не умеют прощать ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности.
Таким образом, это подтверждает необходимость поиска и реализации в образовательном процессе педагогических условий, которые способствовали бы успешному формированию поликультурной личности [1].
Такими условиями, на наш взгляд, являются:
надлежащий подбор тематики и структурирования содержания учебного материала на иностранном языке на основе социокультурного подхода;
использования интерактивных форм и методов в процессе обучения иностранному языку ( дискуссии, ролевые игры, драматизирование, презентации, интернет- коммуникация, проектные технологии):
гуманизация взаимодействия субъектов образовательного процесса: взаимодействие преподавателя и учащихся на диалогической основе, в рамках сотрудничества и сотворчества.
Эти условия осуществляются путем создания благоприятного психологического климата на занятиях, создание ситуаций успеха для учащихся [5].
Иностранный язык выполняет огромную роль в формировании личности и повышении образования, ведь с помощью него можно получить непосредственный доступ к духовному богатству другой страны, получить возможность непосредственной коммуникации с представителями других народов [9]. Применительно к практике преподавания иностранного языка, современная методика предложила новый концепт «вторичная языковая личность», под которой понимают совокупность способностей человека к иноязычному общению на межкультурном уровне, к адекватному взаимодействию с представителями других культур. При этом подчеркивается, что процесс формирования «вторичной языковой личности» связан не только с овладением вербально-семантическим кодом иностранного языка (языковой картиной мира носителей языка), но и с формированием в сознании инофона концептуальной картины миры, позволяющей человеку понять новую для него социальную действительность. Преподавание иностранного языка заключается в формировании личности, способной не только аналитически осмыслить и осознать уникальную специфичность другой культуры, но и посредством овладения иностранным языком интегрировать в себе элементы чужой культуры. В процессе такого обучения изучаемый язык становится не иностранным по отношению к родному, а еще одним языком и культурой, которые необходимо не только изучать, а «входить» в них, «пропускать» через себя, через своё сознание, своё мировидение.
Эффективность формирования поликультурной личности в школе напрямую зависит от модели поведения учителя иностранного языка. Учитель иностранного языка является проводником культуры страны изучаемого языка. И поэтому процесс обучения детей должен строиться на таком взаимоотношении с учащимися, где поведенческая модель учителя является фактором повышения мотивации к изучению предмета в контексте диалога культур. Личность учителя является мотивирующим фактором успешного обучения. Поведенческая модель учителя иностранного языка должна стать не только примером, но и ориентиром для формирования собственных поведенческих концептов, таких как взаимопонимание, толерантность к иным взглядам, нравам, привычкам, особенностям, доброжелательность, гуманизм, который выражает веру в добрые начала, заложенные в природу ребенка.
Мир кино полон отличных ролевых моделей, у которых могли бы учиться преподаватели. В мировом кинематографе существует множество фильмов, в которых раскрывается образ учителя, оставляющего неизгладимый след в душах своих учеников. Примером таких фильмов являются «Человек эпохи Возрождения», «Опус Мистера Холланда», «Общество мертвых поэтов», «Звездочки на Земле», «Императорский клуб» и другие. Эти фильмы необходимо показывать на семинарах по повышению профессиональных качеств учителей, а еще лучше на всех курсах пединститута. Возможно это поможет понять будущим преподавателям, то, что смысл их работы не в повышении успеваемости, а в том, чтобы помогать молодым людям в поисках себя. Герои этих фильмов говорят со своими учениками на равных, подталкивают к мечте, и в итоге переворачивают их жизнь, заставляя во что бы то ни стало идти к намеченной цели. С психологической точки зрения любой фильм, как и любое художественное произведение, влияет на сознание человека, как положительно, так и отрицательно; в той или иной мере воспитывая его [11].
Давным-давно установлено влияние фильмов на поведение людей. Кино оставляет в подсознании зрителя особую информацию, исходя из которой, зритель пытается вести себя соответственно своему любимому герою. Фильм сообщает зрителю определенную информацию и заряжает его чувствами. Потом человек обдумывает фильм, обсуждает его с друзьями и знакомыми, следовательно, фильм продолжает оказывать на него влияние. Наконец, получив определенную информацию, и, возможно, в какой-то степени преобразившись под влиянием фильма, человек иначе чувствует, думает и ведет себя в различных социальных ролях [6].
Если вы хотите позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, неролевые взаимоотношения со своими учениками, отношения, в которых все участники учатся, то попробуйте:
обучая, создавать в классе атмосферу взаимного уважения и свободы самовыражения. Такая атмосфера позволит ребенку писать стихи, рисовать картины, учить иностранные языки, пробовать новые рискованные ситуации без страха, что его осудят, придавят;
помочь своим ученикам сохранить живой интерес любопытство по отношению к самим себе, к миру, которые его окружает, сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек;
быть свободным от оценочного отношения к ребенку, утверждая психологический климат дозволенности, открытости, игры, спонтанности.
Вы ничему не можете научить человека.
Вы можете только помочь ему открыть это в себе.
Галилей.
Не бойтесь выражать свои чувства.
Не отвергайте своих эмоций, позвольте себе чувствовать то, что на самом деле испытываете в данный момент. Опытные люди ценят все свои чувства и не боятся, например, выразить разочарование или гнев при неудачи или расстроиться из-за ссоры с другим, восхититься удачей друга или прийти в восторг от собственного успеха. Тот же, кто стремится избежать выражения чувств, не дает разрядиться напряжению, неизбежно накапливающемуся в жизни учителя. Подавляя часть своей природы, они могут уменьшить уважение к себе, поскольку ведут себя «как полагается», а не так, как им хотелось бы.
Стремитесь изучить себя.
Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах. Вырабатывайте реалистичное, но и оптимистичное отношение к себе. Чтобы чувствовать положительный настрой, необходимо ощущение успеха, для этого нужно время от времени праздновать свои удачи. Вы уникальны в этом мире.
Позвольте себе и другим совершать ошибки.
Спокойно принимайте свои неудачи и учитесь на них. Научите своих детей любить свои ошибки, воспринимать их как подарок, так как признание неудач – это необходимая часть человеческого опыта.
В одной из американских школ на стене висит плакат с фотографиями четырех знаменитых американских президентов, под каждым из которых необычные подписи:
Авраам Линкольн – начал с того, что открыл бакалейную лавку. Быстро обанкротился. По решению жителей своего городка был назначен почтмейстером, был отмечен как наихудший почтмейстер района.
Дуайт Эйзенхауэр – три раза был отвергнут, прежде чем был назначен главнокомандующим в 1942 году.
Франклин Делано Рузвельт – был отчислен из школы за неуспеваемость. Тогда он и решил стать губернатором своего штата.
Гарри Труман – будучи 35-ти лет, открыл мастерскую по пошиву рубашек и производству шляп. Обанкротился через год. Чтобы отработать деньги, взятые у банка в долг, ему понадобилось 15 лет.
Заголовок над этим собранием неудачников гласит: «Если ты в чем-то неуспел, ты в хорошей компании».
Создайте атмосферу доверия в вашем классе.
Доверие – это, пожалуй, самый важный атрибут человеческих отношений. Оно развеивает опасения, что тебя отвергнут, высмеют или предадут. Оно открывает дорогу к дружбе и близости. Доверие – основа любви к другому человеку и уважения к себе. Выражайте поддержку и безусловное расположение к своим детям, хотя их отдельные действия вы можете и не одобрять. Пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно. Вы, со своей стороны, будьте открыты и искренни [4].
Библиографический список.
Бессарабова И.С. «Содержание поликультурного образования в России и США» Современные наукоемкие технологии.-2008.-№8.-С. 73-75;
Бессарабова, И.С. Мультикультурное образование в США: концеп-ция Джеймса Бэнкса/ И.С. Бессарабова //Вестн. Мос. гос. обл. ун-та. Сер.:Педагогика.-2008.-№ 2.-С. 25-32;
Бессарабова, И.С. Поликультурный подход как тенденция развития современного образования/ И.С.Бессарабова //Меняющаяся коммуникация в меняющемся мире:сб.ст. Междунар. науч.-практ. конф.-Волгоград: Изд-во ВАГС, 2007.-С.131-134;
Долгова Л.А. «Мы учим американский английский: книга для учителя (первый год обучения)» / Л.А. Долгова. - Нижний Новгород: НГПИИЯ, 1993.– С. 292-297;
Иванова Л.В., Агранат Ю.В. «Педагогические условия формирования поликультурной личности студентов в контексте обучения иностранному языку в ВУЗе»//Фундаментальные исследования.-2013.-№1;
Казарян Л.М. «Образ учителя в американском и английском кинематографе» / Л.М. Казарян // Молодой ученый. – 2013.- №2.- С. 371-375;
Косырев Д. «Искусство наступать на ноги» / Огонек.-2014.-№8.-С. 26;
Халеева И. И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста / И. И. Халеева // Язык – система. Язык – текст. Язык – способность. – М., 1995;
http://elkniga.info/book_20_glava_26_6,5._Gravitational_entropy.html;
http://study-english.info/article018.php#ixzz2xElzlRxr;
http://lookatme.ru/flow/posts/yotaplay/140073-da-sensey-7-uchiteley-kinogeroev.