Создание условий для здоровьесберегающего пространства на уроке ритмики


Никифорова Домна Ионовна, учитель ритмики
МОБУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых»
Ритмика для детей – здоровье и развитие гармоничной личности.
Создание условий для здоровьесберегающего образовательного пространства на занятиях внеаудиторной деятельности «Ритмика»
Современная начальная школа призвана сохранять здоровье детей. Одной из проблем школы, требующей разрешения, является поиск оптимальных здоровьесберегающих вариантов интенсификации учебного процесса. Основной целью моих занятий ритмики является обучение детей способам сохранения здоровья.
Занятия ритмикой играют большую роль в укреплении здоровья ребенка. Подбор упражнений в комплексах и их структура для ритмики должны быть тщательно продуманы.
Ритмика ведется в начальных классах Хатасской СОШ с 1996 года. Вначале это были уроки ритмики, занимавшие свое место в учебном плане образовательного учреждения. С 2011 года, с введением ФГОС, ритмика преподается как внеаудиторная деятельность.
Учебный процесс построен на основе собственной авторской программы, утвержденной на научно-методическом совете МОБУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых» ГО «город Якутск».
Программа по ритмике содержит разделы:
Строевые упражнения
Дыхание и релаксация
Слушание и анализ танцевальной музыки
Общеразвивающие упражнения
Танцевальные движения, этюды, танцы.
Структура урока подразделяется на пять частей:
Организационная часть. В нее входит подготовка к занятиям партерной гимнастики, где нужно подготовить коврики и атрибуты.
Повторение темы. Состоит из разминки. Выполнение основных движений стоя, сидя и лежа.
Изучение нового материала.
Закрепление пройденного материала. Релаксация.
Задания на дом.
Наряду с изучением движений партерной гимнастики на уроках ритмики вводятся танцевальные элементы, элементы бальных танцев.
Тренировочные занятия исполнения бального танца дают значительную спортивно-физическую нагрузку. А систематические занятия танцем развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную, красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность, элегантность. Танец учит логическому, организованному, грациозному движению.
После исполнения более трудных движений я предлагаю ученикам расслабиться и дать организму отдых на несколько минут, т.е. заниматься релаксацией. Во время релаксации дети охотно слушают музыку хомуса (варган), музыку для медитации «Дельфины», «Слушаем музыку сердца», классическую музыку «Времена года», «Вальс цветов» П.И. Чайковского и т.д.
Через занятия ритмики создан танцевальный коллектив «Кэскил». Ансамбль стал дипломантом городского фестиваля-конкурса национальных культур «В семье единой», обладателем специального приза оргкомитета, номинаций и дипломантом республиканского, международного конкурса-фестиваля «Праздник Терпсихоры».
Танцевальное искусство, давая выход энергии детей, наполняет ее бодростью, удовлетворяет потребность детей в празднике, в зрелище, игре.
Занятия во внеаудиторной деятельности ритмика, танцевальном кружке сохраняют, укрепляют здоровье, развивают творческие способности и интерес к танцам детей младшего школьного возраста. Это требует от учителя особого подхода в воспитании и образовании. Только зная здоровьесберегающие технологии можно разрешить проблему перегрузки и переутомления учащихся на занятиях.