Программа кружка Юный пешеход

Пояснительная записка. Мы живем в мире, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. И по этому, я считаю, что невозможно остаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные формы работы с детьми по изучению правил дорожного движения. Поэтому я составила программу кружка « Школа юного пешехода » , чтобы дети успешно осваивали правила дорожного движения, узнавали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, а главное на практике применяли свои знания, а также знаниями поделиться с другими, используя для этого сценки , мини- спектакли. При составлении программы, изучила рекомендации работников ГИББД, интересы и особенности детей и предпочтения родителей. Данная программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше научатся дети культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Основная цель программы: Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, подготовка организованных юных пешеходов. Задачи:
Познакомить с историей правил дорожного движения и основными правилами поведения на дороге.
Способствовать развитию дорожной грамотности детей, совершенствованию навыков ориентировки на дороге.
Способствовать формированию мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
Способствовать формированию активной позиции по пропаганде правил дорожного движения. Программа " Школа юного пешехода " относится к программам социально-педагогической направленности:, так как создаются условия для социальной практики учащегося, освоения теоретического и практического опыта поведения на дороге . Данная программа модифицирована для учащихся проживающих в отдаленных районах , не имеющих инженерно-технических приспособлений и организованного дорожного движения. , за основу взята программа по ОБЖ ( «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ IIV КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ авторов: А. Т. Смирнов, П.В. Ижевский, Л.П. Анастасова, Н.А. Крючек, Н.В. Иванова, Б.И. Мишин, И.А. Петрова.) Данная рабочая программа рассчитана на детей 9-11 лет, срок реализации 1 год. Занятия проводятся с учащимися 1 раз в неделю по 1 часу всего 34 недели. Итого : 34 часа в год. Основные методы, используемые при реализации программы: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео метод, инсценировки, мини –спектакли. Программа состоит из 11 тем и 34 занятий, из них 16 занятий практических , 18 теоретических.

Ожидаемые результаты:
К концу года дети должны:
знать:
историю возникновения ПДД;
дорожные знаки;
сигналы светофора;
виды транспорта;
причины ДТП;
правила движения на велосипеде;
правила движения по дороге.
уметь:
ориентироваться в дорожных ситуациях;
оценивать свое поведение на дороге;
объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Специальные тесты по ПДД, кроссворды, викторины после изучения тем программы помогут проверить знания учащихся. Формами подведения итогов работы кружка является участие в конкурсе рисунков « Творчество юных за безопасность дорожного движения», выступления с инсценировками по ПДД на общешкольных мероприятиях не менее 2 раз в год.




Календарно - тематическое планирование
№ п\п
Темы разделов и занятий
Дата
по факту
Дата
По плану
Количество часов





Общее количество
теоретических
практических

1
« Путешествие в историю ПДД.»
1 «Откуда появились ПДД.» 2 «Кто ввел первые ПДД в нашей стране» Тест: « Знай правила дорожного движения


2
1
1

2
 «Дорога, что ты расскажешь о себе?» 3 «Что значит слово «дорога» Правила поведения на дороге» 4 «Виды перекрестков. Правила перехода » 5 «Практическое занятие для учащихся начальных классов . Инсценировка сказки «Айболит на новый лад» .

.

3
2
1

3
«Тротуар, что это
6 « Элементы дороги, по которым двигаются пешеходы » 7 «Практическое занятие. Выход на тротуар и обочину дороги .» Рисунки детей по теме «Безопасность на дороге»такое?»



2
1
1

4
 «В гости к Светофору Светофорычу»
8 «История возникновения светофора» Игра «Знай сигналы светофоров»
9 Изготовление поделки « Светофорик»
10 Просмотр видеоматериалов по ПДД
11Сказка С. Михалкова «Бездельник светофор »


4
3
1

5
«На дороге постовой, а кто он такой?». 
12 «История появления на дорогах постовых» 13Наблюдение за работой ГИББД на улицах города Просмотр видеоматериалов


2
1
1

6
«Транспорт, каким ты был раньше?».
14-15 «Каким был транспорт». Посещение музея. « Транспорт прошлого в нашем городе» 16Выступление перед учащимися начальных классов со сказкой С. Михалкова «Бездельник светофор  


3
1
2

7
Современный транспорт.
17- 18 «Виды транспорта» Викторина «О транспортных средствах» 19 «Правила поведения в транспорте. Игра «Я пассажир» 20 Практическое занятие. Поездка на автовокзал
21 Конкурс рисунков « Транспорт нашего города сейчас» автобусе на автовокзал
.



5
3
2

8
«Мой друг – велосипед».
22«История появления велосипеда» 23-24 « Прежде чем купить велосипед»«Правила движения на велосипеде». 25 Выпуск памятки « Сел за руль будь осторожен!»


4
3
1

9
«В стране дорожных знаков»
26 «История возникновения дорожных знаков»
27 «Группы дорожных знаков» Конкурс рисунков « Знаки мы дорожные» 28 Подготовка к празднику «Выручаем дорожные знаки»
»

3
1
2

10
«Что такое ДТП?»
29 «Причины возникновения ДТП» 30-31 Создание буклета «Помни, пешеход!» 32 «Выход на улицу города с сотрудниками ГИББД с целью предупреждения ДТП. Вручение детям - пешеходам буклетов «Помни, пешеход!»


4
2
2

11
  «Всезнйки» Итоговые занятия.
33«Повторение изученного материала за год. Викторина «Эти знания важны, эти знания нужны»
34 Участие в празднике День защиты детей Внеклассное занятие « Выручаем дорожные знаки»



2


2


Содержание
« Путешествие в историю ПДД.»
1 «Откуда появились ПДД.» 2 «Кто ввел первые ПДД в нашей стране» Тест: « Знай правила дорожного движения»
Учащиеся должны знать:-историю развитие Правил дорожного движения.
Уметь: рассказать учащимся начальных классов об истории ПДД
 «Дорога, что ты расскажешь о себе?»
3 «Что значит слово «дорога» Правила поведения на дороге» 4 «Виды перекрестков. Правила перехода » 5 «Практическое занятие для учащихся начальных классов. Инсценировка сказки «Айболит на новый лад» .
Учащиеся должны знать:-безопасный маршрут до школы и домой; правила перехода улицы нерегулируемой и регулируемой светофором, переход на перекрестке;
Уметь: уметь ходить по безопасному маршруту до школы и домой
«Тротуар, что это такое?»
6 « Элементы дороги, по которым двигаются пешеходы » 7 «Практическое занятие. Выход на тротуар и обочину дороги .» Рисунки детей по теме «Безопасность на дороге»
Учащиеся должны знать:-элементы дороги городской и загородной; основные правила движения по тротуару и обочине дороги.
Уметь: переходить дорогу, места перехода проезжей части, средства регулирования движения.
«В гости к Светофору Светофорычу»
8 «История возникновения светофора» Игра «Знай сигналы светофоров»
9 Изготовление поделки « Светофорик»
10 Просмотр видеоматериалов по ПДД
11Сказка С. Михалкова «Бездельник светофор » Учащиеся должны знать: сигналы светофора
Уметь: переходить улицу по сигналам светофора; рассказать учащимся начальных классов о светофоре и его сигналах
«На дороге постовой, а кто он такой?». 
12 «История появления на дорогах постовых» 13.Наблюдение за работой ГИББД на улицах города Просмотр видеоматериалов
Учащиеся должны знать:о регулировании улиц, знаках, которые подает постовой
Уметь: переходить улицу по сигналу регулировщика
«Транспорт, каким ты был раньше?».  
14-15 «Каким был транспорт».
Посещение музея. « Транспорт прошлого в нашем городе» 16Выступление перед учащимися начальных классов со сказкой С. Михалкова «Бездельник светофор
Учащиеся должны знать:историю возникновения транспорта
Уметь: делать поделку из пластилина и бросового материала «транспорт прошлого»
« Современный транспорт»
17- 18 «Виды транспорта» Викторина
«О транспортных средствах» 19 «Правила поведения в транспорте. Игра «Я пассажир» 20 Практическое занятие. Поездка на автовокзал
21 Конкурс рисунков « Транспорт нашего города сейчас» автобусе на автовокзал .
Учащиеся должны знать: виды автотранспорта - легковой, грузовой, общественный ; места перехода проезжей части дороги после остановки автотранспорта ;обход стоящего транспорта; правила поведения в салоне транспорта. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. Уметь: правильновести себя в салоне автобуса; переходить проезжую часть дороги после остановки автотранспорта
«Мой друг велосипед»
22«История появления велосипеда» 23-24 « Прежде чем купить велосипед»
«Правила движения на велосипеде». 25 Выпуск памятки « Сел за руль будь осторожен!» Учащиеся должны знать: техническое состояние велосипеда; дорожные знаки для движения групп велосипедистов ; Уметь:соблюдать правила для велосипедистов
«В стране дорожных знаков»
26 «История возникновения дорожных знаков»
27 «Группы дорожных знаков» Конкурс рисунков « Знаки мы дорожные» 28 Подготовка к празднику «Выручаем дорожные знаки»
Учащиеся должны знать: дорожные знаки и их группы (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно - указательные, сервиса) ;значение отдельных дорожных знаков ( не менее 5-6 знаков ) Уметь: определять значение не менее 5-6 знаков и пользоваться ими
«Что такое ДТП?»
29 «Причины возникновения ДТП» 30-31 Создание буклета «Помни, пешеход!» 32 «Выход на улицу города с сотрудниками ГИББД, с целью предупреждения ДТП. Вручение детям - пешеходам буклетов «Помни, пешеход!»
Учащиеся должны знать: некоторые причины ДТП
Уметь: соблюдать правила пешеходов
«Всезнайки». Итоговые занятия. 33«Повторение изученного материала за год. Викторина «Эти знания важны, эти знания нужны»
34. Участие в празднике «День защиты детей» Внеклассное занятие « Выручаем дорожные знаки» Учащиеся должны знать:основные правила ПДД по программе « Школа юного пешехода»
Уметь: пропагандировать правила безопасного поведения на дороге
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- переходить дорогу по сигналу светофора и там, где его нет
-соблюдать правила пешехода и пассажира
- уметь ходить по безопасному маршруту до школы




Ресурсное обеспечение :
«Безопасность на улицах и дорогах». 1-4 классы, А.М.Якупов. М. Просвещение.1996г.
Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
«Дорожная азбука».- М., Просвещение.1974.
Материалы газеты «Добрая дорога детства».
В. В. Воронкова « Воспитание и обучение учащихся с отклонениями в развитии» М. Просвещение 1998г.
Энциклопедия «Все и обо всем . Компания «Ключ-С»АСТ М. 1996г.
Энциклопедия «Я познаю мир Автомобили», автор В. И. Малов . М. ООО Изд. «Астрель» 2004 г.
Энциклопедия «обо всем на свете .Изобретения» автор Л. Бендер.» Дорлинг Киндерсли»
.Лондон.Нь-Йорк.Штутгарт. Москва. 1996г.
Видео материалы по ПДД. Автор разработчик концепции Сюньков В. Я. Студия «Премьер –Учфильм».2010
«Основы безопасности жизнедеятельности» ДЛЯ IIV классов общеобразовательных учреждений авторов: А. Т. Смирнов, П.В. Ижевский, Л.П. Анастасова, Н.В. Ивановаи др М. Просвещение 2008г..
Методические рекомендации по преподаванию курса основы безопасности жизнедеятельности во 2-11классах Киров 2009г. авторы- составители: А.Г. Волков, В.Н. Касьянов













Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Светловская средняя образовательная школа
Рассмотрено
на заседании
Утверждено
на педагогическом совете
«___»___________20__г. «___»______________20__г.
Дополнительная образовательная программа
« Школа юного пешехода »
для учащихся 3 класса
Автор- составитель: учитель ОБЖ
Тельминова Г.А
П. Светлый – 2016 год







·0ђ Заголовок 10ђ Заголовок 20ђ Заголовок 315