Общеразвивающая программа Юный пешеход



Содержание
Паспорт программы
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Методы, используемые при реализации программы..
Способы проверки знаний, обучающихся
Формы подведения итого реализации программы
Критерии выполнения программы.
Ожидаемые результаты
Условия реализации программы.
Система оценивания и отслеживания
результатов обучения детей..
Учебный план (на весь курс обучения) .
Содержание программы (на весь курс обучения) ..
Методическое обеспечение программы
Предполагаемые результаты 3-х летней работы с детьми ..
Условия реализации программы ..
Список, имеющийся литературы для педагога .
Интернет – ресурсы .
Список рекомендуемой литературы для педагога
Список рекомендуемой литературы
для обучающихся и родителей
Список литературы




























Паспорт программы

Полное название программы: «Юный пешеход»
Наименование организации, где реализовывается
данная программа: МБОУ ДОД «Березовский Дом школьников»
Руководитель организации: директор Елена Николаевна Макагонова
Юридический адрес организации: 628140, ул. Собянина д 52, пгт. Березово, ХМАО – Югра (Тюменская область)
Составитель программы: Олеся Михайловна Онина
Должность : Педагог дополнительного образования
Вид: Дополнительная общеразвивающая
Цель программы: формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах
Ожидаемые конечные результаты
Ориентировка в основных терминах и понятиях
Основные умения, связанные с применением Правил дорожного движения в учебных и реальных ситуациях
Практические умения и навыки безопасного вождения велосипеда
Навыки самоорганизации, самоконтроля
Профориентация обучающихся по профессии водителя, инспектора ГИБДД
Личные достижения учащихся
Снижение количества ДТП с участием детей
Активная жизненная позиция образцового участника дорожного движения;
Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
Проверка знаний осуществляется в форме: фронтальный опрос, контрольные конкурсы по безопасности дорожного движения, выступление агитбригады, тестирование, соревнования, викторины, театрализованные представления и др. массовые мероприятия.
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся проводится по окончании изучения некоторых тем и каждого раздела в целом. В ходе реализации данной программы обучающиеся приобретают знания на теоретических и закрепляют умения и навыки на практических занятиях.
Обучающиеся, наиболее успешно освоившие программу, принимают участие в ежегодных районных, окружных соревнованиях – слетах юных инспекторов движения «Безопасное колесо».
География участников их кол-во, возраст: п.г.т. Березово, учебная группа – 8 детей, 7 – 12 лет
Направленность: Социально – педагогическая
Специализация: Инспекторы дорожного движения
Уровень: Базовый
Нормативный срок освоения: 3 года
Форма обучения: Очная
Язык, на котором введется обучение: Русский









Пояснительная записка

Сфера дополнительного образования играет большую роль в развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию.
Общеразвивающая программа «Юный пешеход» по направленности социально - педагогическая и одним из направлений реализации программы является проектно – исследовательская деятельность.
Общеразвивающая программа «Юный пешеход» разработана в соответствии:
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»;
ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений несовершеннолетних» от 21.05.1999г;
Правила дорожного движения РФ;
Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации:
Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей».
Уставом МБОУ ДОД «Березовский Дом школьников».

Обучение младших школьников безопасному поведению на дорогах является обязательным. Правовой основой обязательного проведения занятий с детьми и подростками по формированию у них навыков безопасного поведения является Федеральный закон от 10 декабря 1995г.№196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в котором изложено следующее: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке» (п.1ст.29)
Сегодня важно создать условия для формирования у детей навыков наблюдения за дорожным процессом, анализа ситуаций и ориентирования в них (проведения опасности), самоконтроля, являющегося основой Правил дорожного движения путем проведения практических занятий и поэтому проблема профилактики транспортного травматизма в нашей стране, является исключительно актуальной.
Новизна программы в том, что образовательный процесс в ходе реализации системы работы отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) дополнен другими дисциплинами, способствующими личностному развитию ребенка, развитию его творческих способностей, что, в свою очередь, позволяет повышать общую культуру подрастающего поколения, культуру его поведения на дорогах, формировать крепкую базу для становления ребенка как грамотного участника дорожного движения. Адаптация программы проведена в соответствии с возрастом обучающихся и теми условиями образовательного пространства, которые складываются на сегодняшний день в нашем районе.

Цель программы: – формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения.

Задачи программы:
Образовательные:
повысить уровень знаний учащихся по ПДД РФ;
обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
сформировать умения применять на практике полученные знания по оказанию первой доврачебной помощи;
способствование приобретению навыков социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Развивающие:
развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, внимательность, наблюдательность, аккуратность, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.
Воспитательные:
воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного отношения;
воспитывать культуру поведения и дорожную этику в уловиях дорожного движения.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 – 12 лет на 3 года обучения. В группе 1 года обучения предполагается от 8 - 12 детей, 2 - й год обучения от 7 – 10 и 3 - й год обучения от 5 – 7 детей, набор свободный, состав постоянный. При этом обучение идет индивидуально с каждым ребенком с учетом его способностей и возможностей.
К занятиям привлекаются работники правоохранительных органов, медицинский работник, родители учащихся, а по необходимости другой персонал МБОУ ДОД «Березовский Дом школьников».
   Начиная с первого года обучения, в тематический план вносятся промежуточная и контрольная аттестация, цель которой, выявить уровень усвоения теоретических знаний и практических умений и навыков после прохождения крупных блоков.
     
Методы, используемые при реализации программы «Юный пешеход»:
в обучении:
практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов);
наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
словесный (инструктаж, беседы, разъяснения);
работа с книгой (в основном чтение, изучение, составление плана).
в воспитании:
методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Содержание программы даёт возможность обучающимся на практике получить тот запас знаний, умений и навыков, который поможет в дальнейшем самостоятельно разбираться в ПДД и его пропаганде, профилактике ДТП среди сверстников.

Способы проверки знаний, обучающихся: собеседование, контрольное упражнение, тестирование, участие в конкурсах, выставках и др. мероприятиях.

Формы подведения итогов реализации программы: фронтальный опрос, контрольные конкурсы по безопасности дорожного движения, выступление агитбригады, тестирование, соревнования, викторины, и др. массовые мероприятия.

Критериями выполнения программы служат: стабильный интерес обучающихся к изучению, выполнению и пропаганде правил дорожного движения; массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности

Планируемые результаты освоения программы
Формулирование универсальных учебных действий:
личностные:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юный пешеход»
регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
коммуникативные:
в процессе обучения дети учатся
- работать в группе, учитывать мнение партнеров;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
предметные:
обучающиеся должны знать
- этические нормы отношений и правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров на улице, дороге и в общественном транспорте;
- все виды знаков, их назначение и места установки на улицах и дорогах;
- схему микрорайона, в котором находится школа, наиболее безопасный путь в школу и обратно, где и как надо переходить улицу и дорогу;
- особенности движения пешеходов в сложных погодных условиях (ветер, дождь, туман, гололёд);
- вероятные последствия от игр и шалости на дороге и вблизи ее;
- общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на ней и безопасного ее перехода;
- правила поведения школьников при движении колонной по улице;
- основные правила поведения езды на велосипеде, самокате и других средствах движения;
- значение световых и звуковых сигналов подаваемые, водителями транспортных средств;
- способы оказания неотложной медицинской помощи
обучающиеся должны уметь
- выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
- определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
- пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;
- выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;
- выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.

Условия реализации программы «Юный пешеход»:
обязательное посещение занятий, дополняемых разнообразными формами внеклассной работы с обучающимися;
привлечение родителей и специалистов образовательного учреждения;
соблюдение санитарно-гигиенических и иных правил безопасности при организации внеурочной работы с детьми в соответствии с планом;
максимальное использование наглядности при организации мероприятий по формированию навыков безопасного поведения в дорожной среде.
Работа отряда согласно Положения об отряде ЮИД (см. Приложение №1)

Система оценивания и отслеживания результатов обучения детей:
Мониторинг результатов обучения ребенка.
В начале учебного года проводится входной контроль – это оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса.
- текущий контроль проводится в конце 1 полугодия
- промежуточный контроль проводится в конце 1 и 2 года обучения.
- итоговый контроль проводится в конце 3 года обучения.
Тестирования.
Экзамены по ПДД.
Соревнования.
Конкурсы.
Театрализованные представления.
Выставки.
Праздники.

























Учебный план
образовательной программы «Юный пешеход»
(на весь курс обучения)

Наименование
часы



п/п
Раздел, тема




теория
практика
всего

1.
Вводное занятие. ЮИД и ГИБДД – надежные друзья
2
6
8

2.
Входной контроль
-
2
2

3.
Раздел 3.Основы безопасности дорожного движения.


83

3.1
Знание ПДД – залог безопасности детей на дороге.
3
6
9

3.2
Проблемы безопасного движения
3
6
9

3.3
Первое появление автотранспорта, ПДД, дорожных знаков.
3
6
9

3.4
Виды транспорта
3
6
9

3.5
Общие обязанности водителей пешеходов и пассажиров
3
6
9

3.6
Культура поведения в транспорте и на улице
1
2
3

3.7
Основные понятие и термины Правил дорожного движения.
2
1
3

3.8
Дом – школа - дом
3
15
18

3.9
Основные причины дорожно-транспортного травматизма с детьми
3
9
12

3.10
«Обобщающее занятие»
-
2
2

4.
Раздел 4. Агитация и пропаганда Правил дорожного движения. Роль народного фольклора в агитации. Сбор материала по ПДД в вопросах и ответах, ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях
12
48
60

5.
Раздел5. «Безопасность на дороге зависит от нас»


100

5.1
«Дорога и ее составные элементы»
5
6
11

5.2
«Что называется дорогой с одно- и двусторонним
движением»
3
6
9

5.3
Пешеходные переходы и остановка общественного транспорта
3
6
9

5.4
Перекресток
6
9
15

5.5
Регулировщик и его сигналы
6
9
15

5.6
«Дорога и скрытая опасность»
3
6
9

5.7
Остановочный путь и скорость движения:
6
9
15

5.8
ДТП
6
9
15

5.9
Поведение учащимися при дорожно – транспортном происшествии
2
8
10

5.10
Обобщающее занятие
-
2
2

6.
Раздел 6. «Безопасное колесо»


359

6.1
Дорожные знаки и разметка
12
60
72

6.2
Разбор дорожных ситуаций
9
81
90

6.3
Первая медицинская помощь при ДТП
6
36
42

6.4
Основы страхования
12
15
27

6.5
Фигурное вождение велосипеда
10
50
60

6.6
Визитная карточка отряда «Знакомьтесь - наш отряд!».
6
58
64

7.
Промежуточная, итоговая аттестация
-
4
4


Всего:


612

Содержание общеразвивающей программы «Юный пешеход»
(на весь курс обучения)

п/п
Раздел, тема
Краткое содержание
часы




теория
практика
всего

1.
Вводное занятие. ЮИД и ГИБДД – надежные друзья
История детского объединения юных инспекторов движения; цели и задачи объединения ЮИД; Знакомство с положением об отрядах ЮИД, Решение организационных вопросов (структура отряда, выборы командира, его заместителя, пропагандиста и т.д.). инструктаж по технике безопасности.

2
6
8

2
Входной контроль

-
2
2

3
Раздел 3. Основы безопасности дорожного движения


83

3.1
Знание ПДД – залог безопасности детей на дороге.
Правила дорожного движения – нормативный документ РФ. Обязанности участников дорожного движения – знать и соблюдать требования Правил дорожного движения. Участие в дорожном движение с первых дней жизни.
3
6
9

3.2
Проблемы безопасного движения

3
6
9

3.3
Первое появление автотранспорта, ПДД, дорожных знаков.
История развития Правил дорожного движения.
3
6
9

3.4
Виды транспорта
Город, в котором мы живем. Почему на дороге опасно? Для чего надо знать и выполнять правила дорожного движения. Виды транспортных средств. Автомобили: легковые, грузовые, специальные. Городской маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи.
3
6
9

3.5
Общие обязанности водителей пешеходов и пассажиров
Обязанности участников дорожного движения и других лиц действовать в соответствии с ПДД. Документы, необходимые водителю при управлении механическим транспортным средством. Пользование ремнями безопасности.
3
6
9

3.6
Культура поведения в транспорте и на улице

1
2
3

3.7
Основные понятие и термины Правил дорожного движения.

2
1
3

3.8
«Дом – школа – дом»
Что такое маршрут. Какой маршрут называют безопасным. Короткая дорога – не всегда безопасная. Основные дороги в районе расположения образовательного учреждения. Обсуждение составленных совместно с родителями маршрутов обучающихся из дома в школу и обратно. Правила поведения на маршруте.
3
15
18

3.9
Основные причины дорожно-транспортного травматизма с детьми
Дорожно-транспортный травматизм. Основные причины происшествий с детьми. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного происшествия.
3
9
12

3.10
«Обобщающее занятие»
Повторение пройденного материала в первом разделе. Ответы на вопросы для закрепления материала.
Примерные вопросы:
1. Как появилось колесо?
2. Какие виды старинного транспорта вы можете назвать?
3. Что помогает автомобилю двигаться?
4. Какие транспортные средства движутся по нашим дорогам сейчас?
5. Почему возникла необходимость регулировать дорожное движение?
-
2
2

4.
Раздел 4. Агитация и пропаганда Правил дорожного движения. Роль народного фольклора в агитации. Сбор материала по ПДД в вопросах и ответах, ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях
Теория: Роль народного фольклора в агитации. Сбор материала по ПДД в вопросах и ответах, ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях.
Практика: Оформление собранного материала на стендах, в дневнике отряда, агитационных плакатах. Оформить для родителей выставку поделок по темы ПДД (дневник, закладка, вышивка, оригами, объемный светофор, рисунки и т.д.).
Пропагандировать ПДД среди школьников и воспитанников дет. садов.
3
57
60

5.
Раздел 5. «Безопасность на дороге зависит от нас»


100

5.1
«Дорога и ее составные элементы»
Что такое дорога? Как устроена дорога, ее основные элементы и их назначение. Дорога – место, где движется транспорт, идут
пешеходы. Как пешеходы и водители поделили дорогу. Проезжая часть 19
– место повышенной опасности. Пешеходная дорожка. Граница между транспортной и пешеходной зонами (бордюр, газон, обочина, тротуар). Дороги в городе (населенном пункте) и вне населенного пункта, их сходство и отличие. Движение пешеходов в городе и за городом.
Практика. Закрепление у обучающихся знаний об основных элементах дороги через практическое занятие на учебной площадке образовательного учреждения (макете участка дороги или по картинкам),
разгадывание кроссвордов.
5
6
11


Что называется дорогой с одно – и двустороним движением
Как распознать дорогу с одно – и двусторонним движением. Направление движения транспорта на дороге с одно – и двусторонним движением. Правила безопасного перехода дороги с одно – и двусторонним движением. Опасности дороги с односторонним движением. Работа по картинкам.
3
6
9

5.2
Пешеходные переходы и остановка общего транспорта
Места установленные при переходе проезжей части. Обозначение пешеходного перехода (знаки «Пешеходный переход», разметка «Зебра» на дороге). Подземный и наземный пешеходный переход. Дорога вблизи поворота. Последовательность перехода проезжей части дороги: выбор места для безопасного перехода (обозначенный пешеходный переход или при его отсутствии – участок дороги, хорошо просматриваемый в обе стороны переход перекрестков по линии тротуаров или обочин).
3
6
9

5.3
Перекресток
Понятие «перекресток», виды перекрестков. Регулируемый и нерегулируемый перекресток. Обозначение нерегулируемого перекрестка. Движение транспортных средств на перекрестке. Сигналы,
подаваемые водителями на перекрестках. Правила безопасного перехода перекрестков. Почему так важно быть внимательным. Разбор дорожно-транспортных ситуаций
по картинкам
6
9
15

5.4
Регулировщик и его сигналы:

Кто такой регулировщик. Поведение на нерегулируемом перекрестке; что делать, если рядом нет пешеходного перехода или светофора. Действия пешеходов о приближении транспортных средств, с включенными спец сигналами (синими проблесковыми маячками и звуковыми сиренами).
Практика: Конкурс – игра «Знающий пешеход». Проведение пропаганды ПДД в начальной школе.
6
9
15

5.5
«Дорога и скрытая опасность»
Как рождаются опасные ситуации на дороге. Что мешает видеть дорогу людям? Как видит дорогу водитель и что ему мешает?
Основной принцип безопасности пешехода – видеть транспортные
средства, движущиеся по дороге и быть хорошо видимым для водите-
лей. Объекты, мешающие оценить дорожную обстановку (стоящие и движущиеся автомобили, кусты, деревья, здания, заборы, валы снега и т.д.). Опасность, которую они могут скрывать. Проезжую часть необходимо переходить на участках, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Разбор дорожно-транспортных ситуаций по картинкам,
Индивидуальная творческая работа обучающихся (рисунки)
3
6
9

5.6
Остановочный путь и скорость движения:
Почему опасно выбегать на проезжую часть. Остановочный путь автомобиля. Примеры дорожно – транспортных происшествий с детьми (по материалам ГИБДД). Конкурс схем безопасного пути в школу.
6
9
15

5.7
ДТП
Что такое «дорожно-транспортное происшествие». Первое
дорожно-транспортное происшествие и первый штраф за превышение
скорости. Причины и возможные последствия дорожно-транспортных происшествий. Создание видеоролика.
6
9
15


Поведение при чрезвычайных ситуациях
Вспомнить правила поведения на улице и дороге. Переход дороги по различным светофорам (пешеходному, подземному, наземному)и разбор различных дорожных ситуаций. Игра «Я и улица»: на макете микрорайона проигрываются дорожные ситуации.
2
8
10


«Обобщающее занятие»
Повторение пройденного материала второго раздела. Ответы на вопросы для закрепления полученных знаний, разбор дорожных ситуаций по картинкам. Примерные вопросы:
1. Как обозначаются на проезжей части разрешенные места для перехода?
2. Как называется сплошная белая линия, нанесенная посередине дороги? Что она означает?
3. Что такое тротуар?
4. Как называется пространство дороги между тротуарами?
5. Где разрешается переходить проезжую часть дороги?
Творческая работа обучающихся в группах - создание макета микрорайона образовательного учреждения с обозначением опасных участков и безопасных маршрутов движения для пешеходов
-
2
2

6.
Раздел 6. «Безопасное колесо»


359

6.1
Дорожные знаки и разметка.
История дорожных знаков их предназначение. На какие группы делятся дорожные знаки и их предназначение. Установка дорожных знаков. Подготовка к районному, окружному конкурсу «Безопасное колесо»
12
60
72

6.2
Разбор дорожных ситуаций
Знакомство с положением об окружном финальном конкурсе – фестивале юных инспекторов движения «Безопасное колесо».: Разбор дорожных ситуаций, работа с билетами по ПДД.
9
81
90

6.3
Первая медицинская помощь при ДТП
Первая медицинская помощь при аварии. Автомобильная аптечка. Виды травм. Наложение бинтовых фиксирующих повязок. Иммобилизация подручными средствами (импровизированные шины). Оказание первой медицинской помощи при переломах при повреждениях таза, позвоночника, головы и т.д. Проведение сердечно – легочной реанимации.
Практика: освоение правил оказание первой медицинской помощи.
6
36
42

6.4
Основы страхования.
Виды страхования. Административное правонарушение и административная ответственность. Понятие об уголовной ответственности. Виды наказаний.
12
15
27

6.5
Фигурное вождение
Практические навыки вождения велосипеда. Отработка навыков ориентирования в условиях, приближённых к реальным условиям дорожного движения с соблюдением требований дорожных знаков, разметки, жестов регулировщика. Проезд по доске с пилообразной поверхностью. Слалом между кеглями, расположенными на различном расстоянии. Проезд «ворот с подвижными стойками» без касании ограниченных планок. Восьмерка.
10
50
60

6.6
Визитная карточка отряда ЮИД
Сценарий для выступления агитбригады. Разучивание. Репетиционные работы по сценарию. Подбор музыкального сопровождения.
6
58
64

7.
Промежуточная и итоговая аттестация.
Контроль ЗУН
-
4
4

Методическое обеспечение общеобразовательной программы
«Юный пешеход»
Содержание образования имеет концентрическое построение, состоит из трех уровней сложности: на первом этапе дается общее значение правил дорожного движения, второй этап - углубление в изучении с практическим приложением в виде агитации и пропаганды, третий этап - умение применить правила дорожного движения в повседневной жизни, вести пропаганду и агитацию правил, умение разобрать сложную дорожно-транспортную ситуацию и найти правильное решение.
Организация процесса образования строится с использованием таких технологий как игровых и систем развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит практически на каждом занятии.
В систему игр входят такие группы как: обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие, профориентационные и психологические. Игры в среднем школьном возрасте способствуют самоутверждению, имеют юмористическую окраску, ориентированы на речевую деятельность. Участие в них является подготовкой для агитационной и пропагандистской работы.

Предполагаемые результаты 3-х летней работы с детьми по программе «Юный пешеход»:
Юный инспектор движения будет знать:
Историю детского объединения ЮИД, службы ГИБДД;
Нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
Обновления правил дорожного движения;
Серии дорожных знаков и их представителей;
Новые формы агитации и пропаганды ПДД;
Юный инспектор движения будет уметь:
читать информацию по дорожным знакам;
работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
оценивать дорожную ситуацию, принять правильное решение;
совершенствовать основы деятельности по пропаганде и агитации Правил дорожного движения, овладевать игровыми технологиями;
управлять велосипедом;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Юный инспектор движения будет иметь навыки:
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

Опыт практической деятельности по реализации программы «Юный пешеход» позволил сформировать единое агитационно-пропагандистское пространство через проведение массовых мероприятий среди образовательных учреждений Березовского района по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, используя такие основные формы деятельности:
час вопросов и ответов (ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов);
«Аукцион знаний» (делимся собранной информацией по истории ПДД, автотранспорта, о светофоре, о велосипеде и др.);
создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных ситуаций).
уроки творчества (составление сценариев выступлений, викторин, сочинение песен, стихов о ПДД, мы рисуем плакаты, выпускаем информационные листки, газеты, изготовление наглядных пособий поделок-сувениров и т.д.);
защита содержания работы отряда ЮИД (оформление отрядных дневников);
соревнования, состязания (оказание первой медицинской помощи условно пострадавшим в ДТП, сборка и разборка велосипедов, мастерство вождения велосипеда и др.);
викторины, конкурсы, кроссворды;
сравнение, поиск (найти человека, найти транспорт и т.д.).

Условия реализации общеобразовательной программы
«Юный пешеход»
Для успешной реализации программы «Юный пешеход» необходимо чтоб занятия проводились в специально оснащенном кабинете, укомплектованном методическими, дидактическими и техническими средствами:
методическими:
комплект «Правила дорожного движения» - перекрестки, участники дорожного движения, дорожные знаки с методическими указаниями;
комплект плакатов «Дорожные ситуации», «Элементы улицы», «Мы изучаем ПДД», «Народная мудрость на службе ГАИ-ГИБДД»,
тесты по ПДД пассажиров, пешеходов, велосипедистов для участников 1,2,3 годов обучения;
разработки проведения игровых конкурсов, праздников, встреч, театрализованных представлений, отдельных занятий, ситуативных экскурсий, итоговых финальных слетов и др. положения о конкурсах, смотров и др.;
плакаты «формы перекрестков», «жесты регулировщиков», «сигналы светофора».
дидактическими:
, «ЮИД, и старшие товарищи». дорожные знаки (игровой материал);
фотоматериал «улицы нашего города», «ретро автомобили», «эмблемы автомобилей», «марко отечественных и зарубежных автомобилей»;
шифровки, карточки для игровых конкурсов «пойми меня с полуслова (полужеста)» и др.;
видеоматериалы: «Ситуации на дорогах», «Зеленый огонек» - встреча юных инспекторов движения с сотрудниками ГИБДД в честь Дня милиции
техническое:
телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, аудио и видео кассеты;
светофор, жезлы;
стенд «дорожные знаки» распределенные по сериям;
стенд «дорожная разметка»;
велосипеды;
наборы тематических плакатов;

Критериями выполнения программы «Юный пешеход» служит: стабильный интерес школьников пгт. Березово к изучению, выполнению и пропаганде ПДД. Массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности. Результативность по итогам районных и окружных и Всероссийских конкурсов. Проявление самостоятельности в творческой деятельности.
Список имеющейся литературы
для педагога
Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс 1997 г.
Основы безопасности жизнедеятельности 2 класс 1997 г
Как обеспечить безопасность дошкольников. 2006 г.
Безопасность на дорогах – забота общая. 2007 г.
Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. 2007 г.
Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. 2009 г.
Правила безопасного поведения на дороге. 2013 г.
Инструкция по оказанию первой доврачебной неотложной помощи пострадавшим.
Азбука дороги (сценарии).
ОБЖ. 3013 г.
для обучающихся
Учебная книжка – тетрадь для 1-го, 2-го, 3-го класса
Помощник Юного велосипедиста (пособие для начинающих велосипедистов с ПДД).
Интернет - ресурсы
УМВД России по ХМАО – Югре 86 mvd. Ru.
УГИБДД УМВД России по ХМАО – Югре gibdd.ru.
Администрация Березовского района berezovo.ru.
Сайт поселения Игрим admigrim.ru.
«Жизнь – Югры» zhizn-ugra.ru
МБОУ ДОД «Березовский Дом школьников» dombrz.ru

Списки рекомендуемой литературы для педагогов:
1.  CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».
2.  Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 5-11 кл. (2, 3, 4): Сост. Маркин Н. И., Денисов М. Н. Под редакцией Н. Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
3.  Виноградова Н. Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. – М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
4.  Козловская Е. А., Козловский С. А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/ Под общ. ред. В. А. Федорова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
5.  Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 кл. (6 кл.): поурочные планы./Сост. Г. Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
6.  Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М. С. Коган. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006.
7.  Сосунова Е. М., Форштат М. Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач. шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1998.
8.  Сосунова Е. М., Форштат М. Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.
9.  Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы/Авт.-сост. Г. Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
10.  Титов С. В., Шабаева Г. И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
11.  Шевченко Г. Н. ОБЖ 7,8 кл.. Поурочные планы.
12.  Рыбин А. Л. Безопасность в дорожно-транспортной ситуации. 10-11 кл., М. Просвещение, 2008-03-12
Инструкция по оказанию первой доврачебной неотложной помощи пострадавшим. Николаенко В.Н., Блуфштейн Г.А., Карнаухов., изд. центр «Академия», 2008 г.

Списки рекомендуемой литературы для обучающихся и родителям:
Учебная книжка – тетрадь для 1 – 5 классы;
Помощник Юного велосипедиста (пособие для начинающих велосипедистов с ПДД).
Я пешеход (альбом – раскраска). Компьютерная верстка, обработка – Р.Фаткуллин, Р.Еникеева. Отпечатано в тип. ЗАО «Башстройинформ», 1998г.
Правила дорожного движения для школьников. Теория и практика поведения на дороге. (Электронный ресурс) – 1 электрон. опт. диск (СD ROM)., 2007. Издатель: Новый диск; Разработчик: Шмундяк В.Л.
Правила дорожного движения для школьников. Детская обучающая программа. (Электронный ресурс) – 1 электрон. опт. диск (СD ROM)., 2008. Издатель: Аккела; Разработчик: Акелла
Игра по ПДД 2. Обучающая игра. (Электронный ресурс) - 1 электрон. опт. диск (DVD ROM)., 2007/ Разработчик: ID Company.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Литература, используемая при разработки программы:
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ;
М.Н. Плесовских. « Мы – пешеходы, мы – пассажиры». Методическое пособие для учителей нач. школы. 2006 год;
Методическое пособие по правилам дорожного движения. 2006 год;
Программа по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002;
Методические рекомендации по организации работы юных инспекторов движения в Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2001;
«Дети и дорога». Методический комплект для учителей. Москва. 1994.
Безопасность на дорогах – забота общая. 2007 год;
Внешкольник. Информационно методический журнал. 2008 год.


























Приложение 1
Положение
об отряде юных инспекторов движения (ЮИД)
в МБОУ ДОД «Березовский Дом школьников»
Общие положения
Отряд юных инспекторов движения далее (ЮИД) – добровольное объединение школьников, который создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой обшей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах среди детей младшего и среднего возраста.
Основными задачами отряда юных инспекторов движения являются:
- активное содействие в воспитании учащихся, выработке у школьников активной жизненной позиции.
- изучение правил, безопасного поведения на дорогах, овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения и организация этой работы среди детей.
- овладение умениями оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Отряд юных инспекторов движения создается из числа школьников общеобразовательных организаций поселка Березово, по месту жительства детей и подростков.
Руководство осуществляет педагог ДО, владеющей организаторскими навыками и знаниями ПДД.

2. Структура и организация работы отрядов юных инспекторов движения.
2.1.Членами отряда юных инспекторов движения могут быть учащиеся в возрасте от 7 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе отряда ЮИД.
2.2. Отряд создается при наличии не менее 12 человек и может делиться на отделения.
2.3. Прием в члены отряда юных инспекторов движения производится на основе устного заявления на сборе отряда. Со всеми вновь принятыми педагог ДО с помощью работников ГИБДД проводят занятия. По окончании обучения юные инспекторы сдают зачет и им вручаются удостоверение.
2.4. Повседневное руководство работой отрядов юных инспекторов движения осуществляет штаб ЮИД, избираемый на общих собраниях отряда. Штаб из своего состава избирает командира отряда и утверждает командиров отделений. В малочисленных отрядах избирается только командир.
2.5. Командир отряда имеет следующие полномочия:
возглавляет работу отряда;
Штаб отряда ЮИД
Командир отряда ЮИД



Зам. командира отряда



Командиры отделений (групп)

совместно с руководителей отряда разрабатывает и выносит на утверждение план работы отряда ЮИД;
проводит заседания штаба ЮИД;
проводит итоговые собрания;
В случае отсутствия командира отряда ЮИД его функции выполняет зам. командира отряда ЮИД.
3. Основные направления работы отряда юных инспекторов движения
3.1. Обучающая деятельность: организация и проведение занятий по изучению Правил дорожного движения в дошкольных учреждениях и младших классах общеобразовательных школ; организация разъяснительной работы по теме безопасности дорожного движения, проведение бесед; организация практических игр по безопасности дорожного движения на территории школьных авто площадок.
3.2. Информационно-пропагандистская деятельность: - создание стендов “ЮИД в действии”, стенгазет “Юный инспектор движения”, боевых листков “За безопасность движения” и другой информационной работы.
3.3 Шефская деятельность: оказание помощи в создании простейших авто площадок на территории детских садов, мастерской “Умелые руки” для подготовки наглядных пособии для малышей, организации среди школьников конкурсов рисунков по теме безопасности дорожного движения, разучивание песен и стихов, помощь воспитателям в проведении экскурсий “Азбука дорог”.
3.4. Патрульно-рейдовая деятельность: организация патрулирования в микрорайоне образовательного учреждения в целях предотвращения нарушений со стороны детей и подростков Правил дорожного движения.
3.5. Культурно-досуговая деятельность: создание агитбригад, проведение викторин, экскурсий, постановка спектаклей, организация среди школьников конкурсов рисунков по теме безопасности.

4. Обязанности и права юного инспектора движения
Юный инспектор движения обязан:
Дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания штаба и командиров.
Изучать Правила дорожного движения и быть примеров в их исполнении.
Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по пропаганде Правил дорожного движения.
Всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в предупреждении нарушений детьми Правил дорожного движения.
Укреплять здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом.
Юный инспектор движения имеет право:
Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, и вносить соответствующие предложения.
Избирать и быть избранным в штаб отряда юных инспекторов движения.
Овладев знаниями, умениями и навыками, методикой и практикой работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма получить звание “Юный инспектор по безопасности движения”, которое присваивается советом после проверки умений в практической работе.
Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного движения и общественного правопорядка в местные органы милиции и ГИБДД.
Под руководством работников милиции, членов добровольных народных дружин участвовать в патрулировании на улицах, в микрорайоне школы, внешкольных учреждений по месту жительства по соблюдению Правил дорожного движения. организации досуга детей и подростков.
Юный инспектор движения может награждаться за активную работу в отряде органами внутренних дел и образования, обществом автомобилистов, грамотами, нагрудными значками, ценными подарками, направляться на городские, областные и республиканские слеты юных инспекторов движения.

5. Материально-техническое обеспечение отряда ЮИД
5.1. Расходы на проведение работы с отрядами ЮИД (сборы, слеты, соревнования, смотры, экскурсии, походы, викторины и т.п.), строительство автоплощадок и автогородков и их оборудование, приобретение для отрядов форменной одежды, значков, удостоверений, учебных пособий, литературы, имущества для культурно-массовой работы, технических средств пропаганды, канцелярских и других принадлежностей, оборудование уголков юных инспекторов движения, обучение членов отряда и общественных организаторов работы с отрядами юных инспекторов и прочие осуществляются образовательным учреждением, органами управления образованием и спонсорами.
5.2. Для финансирования деятельности отряда ЮИД могут привлекаться
спонсорские средства, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение 3.
Организация
патрулирования отряда ЮИД

Патрульная деятельность занимает особое место в работе отряда ЮИД, так как здесь ребята ближе всего соприкасаются с работой ГИБДД, чьими надежными помощниками являются отряды ЮИД. При организации патрульной деятельности следует учитывать несколько условий:
В патрулировании могут участвовать только самые опытные и подготовленные члены отряда.
Патрулирование может осуществляться только совместно со взрослыми (руководителем отряда ЮИД, сотрудниками ГИБДД нашего поселка.
Должна быть обеспечена безопасность членов отряда. Они не должны появляться на проезжей части.
«Объектами» их наблюдения могут быть только юные участники дорожного движения – пешеходы и велосипедисты.
Участники патрулирования должны быть проинструктированы о правилах его проведения, знать свои права и обязанности.
Цель патрулирования - предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с детьми на дорогах.
Местами патрулирования являются перекрестки, пешеходные переходы, территории у школ. В обязанности патрульных входит поддержание порядка по безопасности движения: наблюдение за выполнением ПДД учениками школы и другими детьми, помощь младшим ребятам при переходе улиц и выборе безопасных мест для игр.
Время патрулирования отряд устанавливает в зависимости от обстановки, преимущественно в период наиболее массового пребывания детей на улице и интенсивного движения транспорта.










13PAGE \* MERGEFORMAT141115