Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный пешеход


I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Юный пешеход» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования, основана на программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МБОУ «Раздольинская ООШ»

Актуальность программы
В современном мире проблемы безопасности движения приобрели первостепенное значение. Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Статистика Государственной инспекции безопасности дорожного движения свидетельствует, что наиболее обширную группу риска участников дорожного движения составляют дети в возрасте от 9 до 14 лет.
Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения. Актуальность обучения детей школьного возраста основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, беседы - анализ конкретных дорожных
ситуаций, тесты на знание правил дорожного движения, проектные работы, тематические занятия.
В программу входят занятия, которые помогают детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести пропаганду по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
.
Цель программы:
развитие культурной личности, умеющей адаптироваться в современной дорожно-транспортной обстановке.
Задачи программы:
обучение осознанию ценности жизни, как главной категории;
создание условий для развития и совершенствования знаний по ПДД и оказанию первой медицинской помощи (ПМП); повышение эффективности работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и привлечение обучающихся к пропаганде правил дорожного движения среди детей и взрослых;
воспитание культуры поведения на улицах и дорогах;
повышение их интереса к регулярным занятиям велоспортом.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения)
Рабочая программа «Юный пешеход» разработана и ориентирована на обучающихся 1—4 классов общеобразовательной школы. Объем учебного времени составляет 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2 – 4 классах. Количество часов в неделю – 1 час.
Возрастная характеристика группы
В младшем школьном возрасте (от 6 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т.е. социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности. При полноценном становлении этой деятельности у детей возникает необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные децствия, на собственное поведение как важнейшие особенности теоретического сознания.

Формы организации образовательного процесса
Игры, конкурсы – кроссворды, викторины, проекты, праздники.
Работа кружка проводится в форме теоретических и практических занятий. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Занятия проходят в классе с использованием настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД . Для закрепления пройденного материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
−− выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи
Предполагаемые результаты реализации программы
Обучающиеся к концу обучения должны:
знать
специфику дорожной разметки;
правила перехода группы детей через дорогу; поведение пешеходов при переходе дороги группой;
правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
правила поведения пассажиров в салоне транспортных средств.
правила оказания первой медицинской помощи
уметь:
различать дорожную разметку и дорожные знаки, а также пользоваться ими в реальной дорожной обстановке;
выполнять правила безопасного перехода проезжей части самостоятельно и в составе группы;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне.
Уровни воспитательных результатов
Социальные знания Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия
правила дорожного движения, значимость их выполнения;
сведения о дорогах, перекрёстках и разметке проезжей части;
сигналы светофора и регулировщика;
правила пешехода дороги, правила обхода стоящего транспорта, правила перехода улиц и дорог;
виды транспорта, правила движения на велосипедах;
правило безопасного поведения при следовании железнодожным транспортом, обязанности пассажира;
дорожные знаки, понимать их схематическое изображение (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные);
о работниках ГИБДД, их обязанностях;
культура поведения граждан на улице, в общественных местах;
режим дня учащихся начальной школы, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья. ценить жизнь свою, близких и окружающих людей;
заботиться о физическом и духовном здоровье своём, близких и окружающих людей через общественные действия и мероприятия;
быть психологически готовым к непредвиденным ситуация в жизни;
дорожить дружбой, уметь находить контакт со сверстниками;
бережно относиться к имуществу в школе, общественных местах и дома;
правильно переходить дорогу, перекрёсток;
выбирать наиболее безопасный маршрут от дома до школы и другим пунктам следования;
различать сигналы светофора и регулировщика движения и действовать в соответствии с ними;
передвигаться на велосипеде в соответствии правил дорожного движения по проезжей части; предвидеть опасную ситуацию на дороге и уметь реагировать на неё;
применять полученные знания на практике по ПДД и ОБЖ;


Учебно – тематический план
Данная программа – это действительно нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в следующих направлениях:
№ п/п Разделы Количество времени
Всего часов
аудиторное внеаудиторное 1 Инструктаж по технике безопасности 1 1
2 Путь в школу и домой 1 1 2
3 Дорожная информация 10 2 12
4 Пропаганда изучения ПДД 10 0 10
5 Профилактика ДДТ 3 0 3
6 С песней, с танцем и в игре – изучаем ПДД 2 4 6
Итого 34ч

Содержание программы
1.Инструктаж по технике безопасности (1ч.)
Знакомство с задачами курса. Инструктаж по технике безопасности во время занятий.
2. Путь в школу и домой (2 ч.)
Ориентировка на безопасный путь в школу и домой.
3. Дорожная информация (12ч.)
Улицы с односторонним и двусторонним движением.
Правила перехода улицы. Дорожные знаки, их виды. Азбука жизни. История возникновения светофора. Виды и сигналы светофора. Красный, жёлтый, зелёный. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Общественный транспорт. Правила ожидания транспорта на остановке. Где можно и где нельзя играть.
4.Пропаганда изучения ПДД (10ч.)
Разбор дорожных ситуаций. Письмо-обращение к водителям и пешеходам. Дорожные ситуации. Азбука жизни. Причины ДТП. Мы знаем ПДД. Правила перехода улицы .Общественный транспорт.
5.Профилактика ДДТ (3ч.)
Причины ДТП. Безопасный путь домой. Правила перехода улицы.
6.С песней, с танцем и в игре – изучаем ПДД (6ч.)
С песней, с танцем и в игре – изучаем ПДД. Подскажи словечко. Музыкальный перекрёсток. Стихи и песни по ПДД. Азбука дорожного движения. Праздник «Зелёный огонёк».
VI. Календарно-тематическое планирование

№ п/п Тема Характеристика деятельности обучающихся Форма проведения Кол-во часов Дата
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время занятий. Знакомство с задачами курса. Инструктаж по технике безопасности во время занятий
Беседа с презентацией 1 2 Безопасный путь из школы домой Ориентировка на безопасный путь в школу и домой Консультация 1 3 Безопасный путь домой В игровой форме дети моделируют путь домой, рассматривают различные варианты маршрута. 1 4 Улицы с односторонним и двусторонним движением Улицы с односторонним и двусторонним движением. Сходства и различия при переходе улиц с односторонним и двусторонним движением Устный журнал 1 5 Правила перехода улицы Дети учатся переходить улицу по разметке. Практическое занятие 1 6 Дорожные знаки, их виды Дети знакомятся с дорожными знаками и их видами Беседа с презентацией 1 7 Дорожные знаки в загадках и стихах Закрепление знаний детей по теме «Дорожные знаки» Викторина 1 8 Азбука жизни Изготовление плакатов с призывами соблюдения правил дорожного движения. Проведение акции. Акция 1 9 История возникновения светофора Первые светофоры. Где и когда появились. Исторический экскурс 1 10 Виды и сигналы светофора Ребята знакомятся с различными видами светофоров и с их сигналами. Беседа 1 11 Красный, жёлтый, зелёный Закрепление знаний детей по теме «Виды и сигналы светофора» Викторина 1 12 Виды транспорта Ребята готовят инсценировки о различных видах транспорта, в которых доказывают важность и необходимость данного вида транспорта при правильном его использовании Конкурсно-игровая программа 1 13 Правила поведения в общественном транспорте Ребята изготавливают брошюры. Организуют выставку. Творческая мастерская (изготовление брошюр) 1 14 Правила ожидания транспорта на остановке Правила ожидания транспорта на остановке. Моделирование ситуаций. Практическое занятие 1 15 Правила перехода дороги при высадке из транспорта Правила перехода дороги при высадке из транспорта. Моделирование ситуаций. Практическое занятие 1 16 Общественный транспорт Изготовление поделок и рисунков. По теме «Общественный транспорт».
Организация выставки работ Выставка детского творчества 1 17 Мы знаем ПДД Проверка уровня знаний учащихся. Тестирование 1 18 Причины ДТП Профилактика ДДТТ. Просмотр видеоматерила, анализ дорожных ситуаций с участием детей. Кинолекторий
Обмен мнениями 1 19 Где можно и где нельзя играть Дети готовят сообщения для сверстников. О правилах безопасных прогулок в зимнее время. Выступления. Обсуждение. Открытый микрофон 1 20 Зимние забавы. Где можно кататься на санках и коньках На пришкольном участке. Ролевые игры. По теме занятия. Практическое занятие 1 21 Движение по улице группами На пришкольном участке. Ролевые игры. По теме занятия. Практическое занятие 1 22 Разбор дорожных ситуаций Закрепление изученного материала Круглый стол 1 23 Зимний город Экскурсия по микрорайону Экскурсия 1 24 С песней, с танцем и в игре – изучаем ПДД Выступление агитбригады.
1.Инсценировка сказки по правилам дорожного движения.
2. Просмотр мультфильма.
3 Обсуждение Общешкольное мероприятие 1 25 Подскажи словечко Класс делится на 2 команды.
1Разгадывают ребусы.
2.завершают фразы о значениях различных дорожных знаков.
3.Завершается программа ролевой игрой. Игровая программа 1 26 Письмо-обращение к водителям и пешеходам. Ребята пишут письмо – обращение к водителям и пешеходам. Практикум 1 27-28 Музыкальный перекрёсток. Стихи и песни по ПДД. 1Работа в группах по подготовке творческих выступлений.
2Представление номеров КТД 2 29 Дорожные ситуации Встреча с сотрудником ДПС Встреча 1 30-32 Азбука дорожного движения Конкурс рисунков по теме. Подведение итогов конкурса Конкурс рисунков 3 33 Праздник «Зелёный огонёк» Проверка знаний детей по изученным темам Общешкольное мероприятие 1 34 Итоговое занятие Подведение итогов. Обобщение материала. Круглый стол 1
Формы и виды контроля: конкурс рисунков, праздник «Зелёный огонёк», викторина, тестирование.
Описание материально – технического обеспечения воспитательного процесса
Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма»
Ковалько В.П. «Игровой модульный курс по ПДД» Москва «Вако», 2008.
Купреева Л.И. «Семья за безопасность на дорогах» - методические рекомендации для родителей Кемерово,201
Лобашкина В.А. «Безопасность дорожного движения» Ростов н/Дону: Феникс, 2008.
Шалаева Г.П. « Азбука маленького пешехода» - М.: Филолог.о – во СЛОВО, Эксмо.2008
Шалаева Г.П. « Дорожные знаки»» - М.: Филолог.о – во СЛОВО, Эксмо.2008
Игры: Дорожные правила пешехода, «Лото» по ПДД.
Сайты для педагогов
Видеоклипы по ПДД http://natalya19.ucoz.ru/load/12Речевые игры по ПДД http://rechevichok.jimdo.com/%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D0%BC/%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D0%B4%D0%B4/Шаблоны презентаций по ПДД http://vikafedotova38.ucoz.ru/load/shablony_prezentacij/pdd/50Подвижные игры по ПДД http://ovdnazarovo.ru/forcitizen/bdd/bdd_doschool/107-podvizhnye-igry-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya.html