Место обществознания как учебного курса в системе учебных предметов и его роль в будущей жизни учеников.


Место обществознания как учебного курса в системе учебных предметов и его роль в будущей жизни учеников.
(Выступление на педсовете)
Мне предложено было выступить с сообщением на тему «Роль моего предмета (обществознания) в определении будущего учащихся». Я несколько возьму шире, потому что в принципе роль учебного курса под названием «Обществознание» можно по большому счету оговорить в десятке предложений, если кратко и не лить воды. Надо однозначно говорить о месте данного курса в системе учебных школьных предметов, о задачах, которые решает данный курс, проблемах, которые возникают в процессе преподавания, в том числе и в свете изменения образовательной парадигмы, т.е. каждый преподаваемый в школе предмет обязан иметь помимо знаниевой еще и компетентностную составляющую.
Обществознание - что это за предмет? В чем его особенности и значение? Обществознание занимает особое место среди общественных и гуманитарных дисциплин, которые преподаются в школе. Особенность его состоит в том, что данный курс является не собственно наукой или ее разделом в системе научного знания, а учебной дисциплиной, призванной познакомить как с основами жизни общества, так и ввести в комплекс социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Но обществознание является наукой в том смысле, что знания, которые оно дает, получены, доказаны, систематизированы методами, принятыми в науке.
Итак, прежде всего, обществознание призвано познакомить учащихся с тем, что такое общество, по каким законам оно живет и развивается. То же самое делает и знакомая наука история, но между ними есть принципиальная разница. История изучает те события и явления, которые происходили в определенном месте и в определенное время. Обществознание стремится выявить и показать те общие, сходные, типичные черты, которые были присущи и присущи сейчас всем человеческим обществам в любом месте и в любое время. Почему это важно? Да потому, что, во-первых, без знания общего невозможно понять ничего отдельного, особенного, конкретного. Например, если мы не знаем, что такое государство вообще, какими признаками оно обладает, вряд ли поймем, что представляет собой российское государство или государство в любой другой стране.
Во-вторых, обществознание призвано дать целостную картину общественной жизни, а именно рассмотреть все компоненты социальной и общественной жизни. Поэтому содержание обществознания будет включать в себя широкий круг тем от философии до политологии, от социологии до этики и эстетики. Можно сказать, что оно представляет собой введение в общий комплекс философских, социальных и гуманитарных наук, которые в дальнейшем будут изучаться в вузах. Тем самым, обществознание призвано расширить горизонт восприятия окружающего мира.
В-третьих, расширение горизонта восприятия будет состоять не только в том, что обществознание будет формировать представления об обществе, но и в том, что оно призвано заложить элементарные начала теоретического мышления, научить способности мыслить, именно благодаря обобщающему взгляду на вещи. Тем самым благодаря формированию теоретического мышления мы не только сможем получить уже имеющиеся знания, но и получим возможность приобретать новые знания.
По большому счету, этот курс не дает узко направленных знаний, наоборот, он знакомит ученика с основами многих наук, он должен помочь ему ориентироваться в этом мире вообще, в общем. Получается, что этот предмет не научит никакой профессии, но поможет формироваться ему как человеку. Человеческий фактор всегда имел особое влияние на общество, так как он вмешивается во все сферы жизни общества: в экономику, политику, культуру и т.д. Человек правит всем, поэтому необходимо понять действия людей, и знать, как действовать в определенной ситуации в зависимости от действий других. Т.е., выйдя за порог школы наш сегодняшний ученик, а тем более вчерашний должен знать: в какую дверь он постучит сначала, какой вопрос первый он задаст, какой предположительно ответ он получит, а если глобально: насколько он уверенно и комфортно будет чувствовать себя в сообществе людей. И это предложение надо еще расшифровать: уверенно и комфортно – что под этим понимать? Вот также глобально можно и сформировать цель преподавания этого курса.
Впервые «Обществоведение» в советской школе было введено в 1920-х гг. прошлого века. Курс интегрировал в себе сведения об истории, экономике и праве, и должен был привить учащимся цельное марксистское мировоззрение, понимание революционного характера социалистического строительства и подготовить к непосредственному участию в нем. В середине 30-х гг. обществоведение как учебный предмет было упразднен. Вновь введен по пост. ЦК КПСС с 1962/63 учебного года, однако школьная практика выявила низкую эффективность этого предмета с точки зрения образовательно-воспитательных задач. Преподавание курса давало результаты, противоположные ожидаемым: сопоставляя информацию, полученную на уроках, с действительностью, учащиеся проникались недоверием к догмам, которое нередко переносилось и на все идейные основы советского государства и общества.
Во 2-й пол. 80-х гг. в СССР началось переосмысление предмета с учётом требований, адекватных развернувшимся процессам демократизации обществ, жизни и утверждения гласности. Опыт разработки качественно нового учебного предмета показал его целесообразность как синтеза курсов истории, права и собственно обществознания, при этом возможны различные варианты интеграции учебного материала и его сочетания с другими учебными курсами. При определении содержания курса приоритет отдаётся социальным потребностям человека, живущего в реорганизующемся обществе. Важнейшими в курсе выступают юридические, этические, экономические и экологические проблемы. Не забыта и политика, духовная составляющая.
Ну, а теперь более детально и поподробнее.
     Обществознание - это наука, которая изучает, развитие человеческого общества и место в нём человека. Оно включает знание из других отраслей науки, таких как философия, социология, политология, этика, история, экономика. Обществознание включает в себя следующие разделы: общество, человек, познание, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения, политика, право.
     В современном обществе необходимость и важность обществознания уже достаточно осознаны. С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что ни одна наука не сможет его заменить, так как оно дает целостное представление об обществе. Формируя целостное представление об обществе, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение. Оно вбирает в себя самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, но не является простой суммой их. Именно благодаря обществознанию мы имеем возможность приобретать знания об обществе, в которых многообразие информации приводит к мировоззренческим изменениям в сознании, связанным с пониманием общества, значит, обществознание имеет научный смысл.
     Создавая изменения в мировоззрении, обществознание становится основой для формирования нравственных ценностей личности, ее моральных устоев. К этому подводит изучение духовной сферы общества: религии, философии, культуры, искусства, этики и эстетики. Это гуманистический смысл обществознания, которое дает молодежи необходимые знания о морали и обществе, в котором мы живем. Поэтому обществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой профессии, потому что нет настоящего гражданина без знания общества.
     Обществознание помогает учащимся адаптироваться к переменчивой и сложной социальной действительности, способствует успешной социализации личности, оказывает профориентационную помощь.
 
 
    В современном мире каждый человек является частичкой общества, он выполняет несколько социальных ролей, непосредственно взаимодействует с другими людьми.
     Современное демократическое общество постепенно становится гражданским. Настоящий гражданин - это не просто человек, имеющий юридические права и обязанности, но и достигший определенного уровня самосознания. Это личность, которая осознанно относится к себе, своему месту в обществе, активно участвующая в общественной и политической жизни. Обществознание способствует формированию активной гражданской позиции, в которой представлены общественные потребности, необходимые для современного развития общества. Это осознание своей принадлежности к малой и большой Родине, готовность и способность строить достойную жизнь, выполняя свой гражданский долг, понимание того, в чем он заключается. Все это невозможно без той совокупности знаний об обществе, которую может дать только изучение обществознания, это его гражданский аспект.
   Не стоит забывать и об общем кругозоре. Те знания, которые учащиеся приобретают при изучении обществознания, остаются с ними на всю жизнь, кем бы они в жизни ни стали, какую бы профессию ни получили, какое бы социальное и экономическое положение ни заняли. Обществознание дает основу практических компетентностей, помогающих занять в обществе достойное место, способствует самореализации, а отсюда и общественному прогрессу.
 
Каковы конкретные цели учебного курса в школе: их можно структурировать путем выделения пяти направлений:
развитие личности учащихся,
воспитание,
усвоение системы знаний,
выработка умений,
формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Эти цели присущи практически всем учебным предметам. Отличие состоит как раз в том, что возможности реализации этих целей в рамках этого предмета в разы превосходит возможности любого школьного учебного узконаправленного предмета.
Так как обществознание охватывает широкий круг различных наук, то изучение этого предмета необходимо тем, кто выбирает следующие профессии:
политолог,
социолог,
культуролог,
юрист,
экономист,
психолог,
педагог,
правовед,
менеджер (по отраслям) и т.п.
 
Какие функции несет этот школьный предмет и какие задачи решает, исходя из стандарта:
Образовательная. Позволяет формировать достаточно широкий спектр знаний о человеке и его взаимодействии с другими людьми (обществом).
Практическая. Позволяет изучить правила жизни, и как вписаться в общество. Включает практические примеры из жизни.
Познавательная. Позволяет изучить все понятия, касающиеся человеческих отношений и взаимодействий.
Методологическая. Учит разбираться в методах и явлениях, которые происходят в обществе.
Выше было сказано, что представленный школьный предмет не учит никаким профессиям. Но даже несмотря на этот факт, этот предмет очень важен, так как он учит детей формироваться как социальная личность. Человеческий фактор играет важную роль в других сферах деятельности и других профессиях. Кроме того, неважно на какую работу потом пойдет школьник, он в любом случае будет контактировать с людьми. А вот как правильно с ними контактировать, как решать конфликты и другие не менее важные вопросы и изучают на уроках обществознания. Чтобы человеку добиться чего-либо в своей жизни, ему нужно познать в первую очередь себя. И этому также можно научиться на данном уроке.
Самый важный вывод может звучать так: данный учебный курс является мощнейшим инструментом социализации молодых людей.
И вот по этому поводу замечательное образное, но абсолютно точное высказывание:
Когда-то в древности Великий Учитель решил испытать своих учеников, предложив им выбрать для себя мечи. Один из них выбрал лёгкий меч, надеясь сохранить силы в долгом походе. Другой выбрал длинный меч, надеясь поразить им больше противников с безопасного расстояния. Но самым мудрым оказался третий ученик, который выбрал для себя самый удобный меч, ставший продолжением его руки. Мы, как Великий Учитель, должны как раз и дать в руки ученику тот самый удобный меч Знаний, который станет для него необходимой частью жизни.
А теперь несколько о проблемах преподавания предмета. Они есть? Да. Их много. О них сейчас говорят. Обговаривается новая концепция преподавания обществознания.
Главные проблемы: ( из презентации)