Алгоритм действий педагогических работников по предупреждению самовольных уходов учащихся


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
Изобильненского муниципального района Ставропольского края
Выступление на семинаре на тему:
Предупреждение
самовольных уходов обучающихся
Социальный педагог
Каторкина Т.Г.
г. Изобильный
2015
Печальная статистика констатирует, что с каждым годом в России все больше и больше несовершеннолетних уходят из семей. Чаще всего это происходит в возрасте от 9 до 14 лет. По официальной статистике, сегодня из дому ежегодно бегут около 50 тысяч детей. Примерно 30 процентов из них — из-за плохих отношений с родителями, особенно с отчимами. Еще 30 процентов беглецов дают семьи алкоголиков. Убегающие от учебы составляют 18 процентов. Из-за элементарного отсутствия внимания родителей (из-за эффекта «холодного дома») из семей уходят 12 процентов детей.
Каждый случай самовольного ухода ребенка из дома индивидуален и зависит от множества причин: стиля воспитания, физического и психического здоровье ребенка. Однако основную причину самовольного ухода ребенка на улицу нужно искать в семье. Дети не всегда могут объяснить причину побега или попросту стыдятся своего поступка. Дети таким способом выпрашивают жалость к себе, привлекают к себе внимание, при этом рассуждая: «Ищут, значит, я нужен им».
Согласно Порядку межведомственного взаимодействия по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из семей, образовательных учреждений, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности в Изобильненском муниципальном районе и организации их розыска, утвержденному постановлением администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 24 июня 2015 г. № 884, под самовольным уходом несовершеннолетнего понимается отсутствие несовершеннолетнего в течение 1 часа без оповещения о своем местонахождении родителей (законных представителей), сотрудников учреждений, педагогов с момента наступления времени, оговоренного для возвращения.
Самовольным уходом также следует считать отсутствие несовершеннолетнего, сообщившего родителю или иному законному представителю о своем местонахождении и отказывающегося возвращаться в семью.
Выделяют следующие типы побегов подростков из семьи (Ю.Л. Строганов, Б.Н. Алмазов):
1. Эмансипационные побеги наиболее часто совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля со стороны взрослых. Поводом являются ссоры с родителями, жажда освободиться от надзора. Часто совершаются с приятелями. Этому предшествуют прогулы занятий в школе, сочетаются с делинквентностью, с алкоголизацией во время побега.
2. Импульсивные побеги происходят вследствие жестокого обращения с детьми. Совершаются в одиночку. В таких случаях во время побегов достаточно высокая опасность суицида.
3. Демонстративные побеги занимают относительно небольшое количество. В данном случае подростки преследуют цель привлечения к себе внимания (12 - 17 лет).
4. Дромоманические побеги (от греческих слов «дромос» - дорога, путь и «мания» - одержимость, страстное влечение) происходят внезапно, на базе внезапно изменившегося настроения, от побега к побегу географический ареал расширяется.
Сложившаяся ситуация (рост числа детей и подростков, совершающих побеги и бродяжничающих, выраженность наблюдающейся у них социальной дезадаптации, взаимосвязь с другими формами девиантного поведения и формирующееся расстройство личности) делает крайне важной задачей оказание разных видов (психологической, педагогической, медицинской, социальной) помощи таким несовершеннолетним.
Профилактика самовольных уходов и правонарушений детей и подростков понимается как система социальных, правовых, педагогических и психологических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Алгоритм действий педагогических работников
по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из семей, образовательных учреждений и организации их розыска
1. Действия педагогических работников, направленные на профилактику самовольных уходов
1.1. Ежедневно осуществляют контроль посещаемости занятий учащимися с целью предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних из семей и образовательных учреждений, их безвестного отсутствия.
1.2. Осуществляют внутришкольный учет несовершеннолетних, склонных к бродяжничеству и самовольным уходам.
1.3.Проводят индивидуальную профилактическую работу с детьми из социально-опасных семей, и находящихся в трудной жизненной ситуации, а также не посещающими образовательное учреждение по неуважительным причинам, принимают меры по продолжению их обучения.
1.4. Организуют проведение мероприятий, направленных на профилактику самовольных уходов, безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, а также направленных на повышение статуса семьи и формирование законопослушного поведения учащихся.
1.5. При выявлении фактов ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению детей направляют информацию в отдел МВД России по Изобильненскому району или КДН и ЗП о принятии к родителям мер воздействия в соответствии с законодательством.
2. Действия при установлении фактов самовольного ухода несовершеннолетних и организации их розыска
2.1. В случае получения сведений о факте самовольного ухода несовершеннолетнего из семьи или учреждения незамедлительно информируют отдел ОМВД по Изобильненскому району, КДН и ЗП.
2.2. При обращении родителя по факту самовольного ухода ребёнка из семьи оказывают ему помощь в написании заявления в отдел МВД России по Изобильненскому району.
3. Действия после возвращения несовершеннолетнего в семью.
3.1. Под руководством отдела образования по каждому факту самовольного ухода учащегося школы проводят педагогическое расследование с целью выяснения и устранения причин и условий, способствующих его совершению, и оформляют результаты педагогического расследования в виде заключения.
3.2. В течение 7 рабочих дней направляют в отдел образования, КДН и ЗП заключение по результатам педагогического расследования, а также информацию о первичных мероприятиях по его реабилитации и предупреждению повторного самовольного ухода.
3.3. Осуществляют индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним, совершившим самовольный уход, и его семьей.