Поэтический пафос четверостиший Фазу Алиевой


Поэтический пафос четверостиший Фазу Алиевой
С давних пор являюсь поклонником поэзии Ф.Г.Алиевой, ибо очень ценю стихи, в которых предугадываешь и что-то своё личное, волнующее и заставляющее переосмысливать пережитое.
Я хотел знать, как пишутся стихи, кто имеет право их писать и кто не имеет. Хотел знать, стоят ли поэты своих собственных стихов, хотел понять тот удивительный феномен, когда плохой человек пишет стихи, пронизанные высоким благородством. И чтобы мне объяснили- для чего нужны стихи в жизни. И будут ли в завтрашнем дне?... Я поздно понял, что в глазах современников оценка поэта, писателя неизбежно другая, чем у «потомков». Помимо таланта, литературных достоинств, живой поэт должен быть большой нравственной величиной. С его моральным обликом современники не могут не считаться…Нравственный авторитет ,видимо, собирается по капле, всю жизнь. Стоит лишь отступиться, сделать отступиться, сделать неверный шаг, как хрупкий стеклянный сосуд с живой кровью разбивается вдребезги. На это пути не прощают ошибок.
В пору юности я ещё не понимал, что поэзия-это личный опыт, личная боль и в то же время боль и опыт поколений.
Не понимал ещё тогда, что писатель, поэт не открывают никаких путей. По тем дорогам, по которым прошёл большой поэт,- уже нельзя ходить. Что стихи рождаются от жизни, а не от стихов.
Я понял, что дело в видении мира. Если бы я видел так как Пушкин, Некрасов, Расул Гамзатов, Ф.Алиева,- я бы писал так же, как они…
Я понял также, что нет стихов квалифицированных и неквалифицированных. Что есть стихи и не стихи. Что поэзия-это душевный опыт и что лицейский Пушкин, Некрасов, Фет, Тютчев, Гамзатов, Ф.Алиева-это поэты для взрослых и более того: когда человек поймёт, что они- великие из великих, он, этот читатель, и становится взрослым.
В юности мы этого не понимаем, часто отдаём предпочтение другим. Но годы проходят, и оценки наши начинают меняться.
Чтобы разобраться во всём многообразии имён, голосов, мнений, претензий к их творчеству нужны: мудрость, терпение, умение понять, готовность к действию.
С этой целью я взялся за освещение поэтического мира четверостиший Ф.Алиевой, хотя понимал, что какое трудное и сложное это дело- обобщить и систематизировать в мыслях этот жанр поэзии. Считаю, что данный аспект ныне является самым неисследованным на поэтической ниве дагестанской литературы.
Спорить и находить в исследуемой мною теме какие-то зацепки или слабинки, значит, принизить значимость своеобразия удивительного мира четверостиший Ф.Алиевой, и моё желание через призму своего видения переосмысливать её стихи.
Быть современником- творить своё время, а не опережать его. Да, отражать его, но не как зеркало, а как щит. Быть современником- творить своё время, высказывать своё видение, поделиться с этим другими.
Вот, идя по ступенькам своего воображения, я выбираю стезю- строфу,которая ведё меня в поистине чудесный сад поэзии Ф.Алиевой. Открываю сборник стихов «Дагестанские тосты», нахожу подборку четверостиший и начинаю ощупывать пульс поэзии, чувствовать дыхание многоаспектной лирики поэтессы. Мой выбор пал на следующие строки:
Чего бояться мне? Сама не знаю,-
Всё худшее стряслось уж со мною.
А я живу, как листья,дни роняя
Как будто волчья стая за спиною.
Смелый вызов судьбе, желание поделиться печалью, меланхолические чувства, порою, доходящие до глубины души- вот мотив данного четверостишия поэтессы.
Удивительные сравнения, метафоры, способствующие почувствовать внутреннюю динамику печали. Истинные чувства поэтессы легко воспринимаются читателем, ибо вряд ли найдётся тот, кто не разделял бы чувства горечи и сострадания в дни кручин и скорби удивительно мужественной женщины- горянки. Видимо, ей удалось привыкнуть ко всем перипетиям судьбы ,найти силу, придающую энергию духу и разуму.
Читаешь и словно наяву представляешь её перед собой: уравновешенною, мужественною и женственною.
Характерной особенностью четверостиший Ф.Алиевой является перекличка поколений, широта восприятия мыслей, образность и лаконичность слога, желание донести до сердца читателя мудрость и значимость бытия.
Одновременно с этим она оберегает нас от всего косного, лицемерного, подлого и высокомерного. А как много этого сорняка, к сожалению, в душах современных людей!
Внимательно вслушайтесь в следующие строки:
Забыта честь, воспетая издревле,
И горько знать, что властвует обман.
И друга продают теперь дешевле,
Чем покупают семечек стакан.
Мне на память приходят удивительные строки величайшего лирика мировой литературы Шамсиддина Мухаммада Хафиза:
Вошла в обычай подлость. В мире нетуНи честности, ни верности обету.
Талант стоит с протянутой рукою,
Выпрашивая медную монету.
От нищеты и бед ища защиту,
Ученый муж скитается по свету.
Зато невежда нынче процветает:
Его не тронь - вмиг призовет к ответу!
Сравниваю время, в котором жил великий мыслитель и мудрец с тем, что исповедует нам поэтесса. И невольно задаюсь вопросом- почему люди стали мельчать в поступках? Почему же столь долгие годы, питавшая истинных горцев понятии «честь», «порядочность», «намус» растворились в грязной круговерти жизни? Кто повинен в том, что мы полностью утратили, потеряли человеческое лицо? Вдумайтесь, мысленно представьте себе данное четверостишие и постарайтесь вникнуть в суть.
Кажется, что оно даёт пощечину тем, кто живёт обманом, продажностью и лицемерием. Но, увы! Сердца многих глухи к прекрасному творчеству Ф.Алиевой. Сколько энергии, задора, мудрости можно почерпнуть из удивительно сотканного ковра-поэзии мыслей, как возвышают и обнадёживают они стремление стать чуточку лучше.
Поистине фантастичны и точны следующие строчки поэтессы по глубине и жизненности, ибо есть немало угодников, бросающих упрёки и камешки в «огород» поэзии Ф.Алиевой. Пусть каждый из них знает о том, что
Не в том моя вина, что заслужила,
И свой успех, но в том, что никогда
И никому рабыней не служила,
А век была рабынею труда.
В этом её не упрекнёшь, потому что поэтические мозоли слишком неприметны в поэзии и многим кажется, что писать стихи- проще простого. И вот открытый вызов кликунам, терзающим душу поэзии Фазу Гамзатовной. То, что она в своём четверостишии даёт знать тем скептикам о том, что была рабыней труда, а не чьей-то рабыней- не парадоксальный отчёт поэтессы, а истина. И пусть знают те, что заслуженный успех сам по себе не приходит, и она не привыкла быть поэтессой, пишущей по велению избранных.
Чтобы понять, что принесла нам на своих крыльях муза Ф.Алиевой, излишне заглянуть в набросанные её рукой четверостишия. Думаю, что нынче поэзии Ф.Алиевой необходим охранительный взгляд, потому что её поэзия ещё хранит воспоминание в каждом четверостишии- быть может, наиболее стойком проявлении чувства равновесия, красоты и гармонии.
В её четверостишиях ест симметрия, композиционная закономерность, слово стоит именно в полноударной строке, полноударные строки чередуются со строчками, облегчёнными на первой строке. Такое чередование «тяжёлых» и «лёгких» строп подкрепляет зрительный образ- игру света, контраст движения и остановки.
Ты душе остывающей пламя принёс,
Дай наплакаться всласть, не стирая моих слёз,
Разливаются буйные реки, когда,
Начинается таянье снега и льда.
Здесь одновременно стих переносит нас в глубоко сопереживающий мир поэтессы, пытающейся самоуспокоиться, дав себе «наплакаться всласть»,ибо со слезами уходит из нас сопереживание, оставив миг утешения.
Мир природы, спрессованный в переживаниях Ф.Алиевой, способен со временем остыть, потому что она ко всему привыкла; её чувства не понять тому, кто не прошёл через изумительный волшебный сад- поэзии четверостиший.
Мы- две горы, внизу обрыв отвесный,
Не перейти через ущелье вброд.
Река любви на дне бушует, бездна,
А на вершинах серебрится лёд.
Здесь сходятся, пересекаются поэтический интерес к природе, через восприятие сравнений, удачно сочетающихся и раскрывающихся через эстетизацию живого и неживого.
Строгая скульптурность, пластичность удачно просвечивают тревоги поэтессы, дают надежду тому, что её стремление осуществимо. И если вспомнить Тютчева, который питает поэзию Ф.Алиевой, то уместно привести здесь ещё одно четверостишие:
Как три святыни, дома и в дороге,
Коран со мною, Тютчев и Махмуд.
Они рассеют все мои тревоги,
На все вопросы мне ответ дадут.
На мой взгляд, вполне логично обращение поэтессы к святыням, ибо оно позволяет автору свободно поделиться с читателем наблюдениями и размышлениями. Если бы в жизни каждого из нас были те критерии, которых придерживается Фазу Гамзатовна, то наверное, духовность наша стала бы истинной и чистой,но увы, до этого, ох,как ещё далеко! Критерии человечности в наши дни растоптаны, порядочность унижена, вера оскорбляется-к чему бы всё это?
Голос поэтессы, словно набатный колокол, пробивает путь к глухим, одеревеневшим душам, пытается облагоразумить, отвести нас от пошлости, обывательщины, тупоумия и невежества.
Резонно спрашивать- до этого ли нам, забывшим истинные заветы предков, поправшим ценности жизни?
Где-то, в тиши, слышится отповедь её души, раскрывающий суть современности.
У зависти всё тот же чёрный лик,
И подлость на земле неистребима.
Воистину блажен, прошедший мимо,
И душу, не запачкавший, о них.
В данном четверостишии- налицо: предупреждение, крик, желание быть на расстоянии от человеческой ржи- зависти и подлости, съедающие жизнь добродетелей, терзающие путь благих.
Ведь, все эти пороки зла в человеке, потому и поэтесса словно, сопереживая, призывает нас к осторожности, взвешенности, ибо, запачкав хоть раз душу, потом не очистишься от греховного пути.
Универсальность четверостиший достигается функциональностью слова, ибо ритмика, интонация должны быть строго лаконичны и соразмерны с мыслью. Гармония и содержание четверостиший Ф.Алиевой- итог подлинной поэзии.
Видимо, путь в этот жанр она обрела ещё в начале творческого пути, потому и они занимают особое место в золотом фонде современной дагестанской литературы.
Не читать поэзию Ф.Алиевой и не извлекать для себя жизненных уроков, ради обретения духовной чистоты, по-моему, неэтично.
Пылай моё сердце, печалься, кричи,-
Лишь в тёмную бездну не падай бескрыло.
Пусть слёзы мои в одинокой ночи,
Тебя обожгут, чтоб ты не остыло!... Не хочется расставаться с волшебным миром, духом и страстностью поэтического дара Ф.Алиевой. Для её поэзии характерна огромная искренность и чувство ответственности перед читателем. Крупный поэт-это всегда личность и одна из ярчайших- Ф.Г.Алиева.
Вот с этим чувством я закрываю сборник четверостиший, в надежде вновь и вновь вернуться чарующий мир поэзии корифея дагестанской литературы.
Фазу Гамзатовна- величайший мастер слова, в чьём творчестве объединилось образное содержание мотивов ,высокое мастерство, разнообразное содержание, основанное на исключительной откровенности и образованности поэтессы, народные мотивы и богатство родного языка- все те черты, которые сделали её четверостишия жизненными, самобытными и привлекательными для современных читателей.
Эфендиев Муртаза
учитель русского языка МКОУ «Игалинская СОШ»