Исследовательская работа по литературному чтению Волшебная сказка: по следам знакомого сюжета (2 класс)


МБОУ СОШ п. Васильково
Гурьевского района
Калининградской области
Волшебная сказка:
по следам знакомого сюжета


Исследовательская работа
по литературному чтению
ученицы 2 класса “Б”
МБОУ “СОШ п. Васильково”
Бассан Виолетты
Руководитель:
Овсянникова Лариса Леонидовна,
учитель начальных классов
Васильково
Тема моей исследовательской работы
“Волшебная сказка: по следам знакомого сюжета” (1).
Изучая по литературному чтению волшебную сказку Шарля Перро “Кот в сапогах”, я обнаружила, что похожую сказку (она называлась “Кузьма Скоробогатый”) совсем недавно читала в хрестоматии. Но ведь то была РУССКАЯ НАРОДНАЯ сказка! А “Кот в сапогах “ – АВТОРСКАЯ, к тому же ФРАНЦУЗСКОГО сказочника. Меня очень заинтересовало моё “открытие”.
Как же так? Сказки разных народов, а СЮЖЕТЫ похожи? Одна сказка народная (у неё нет одного автора), а другая – авторская? Поиск ответов на свои вопросы я начала с того, что решила повнимательнее перечитать обе сказки, чтобы выяснить: что во французской авторской сказке напоминает сказки русские народные (в том числе и русскую народную сказку “Кузьма Скоробогатый”)?
Очень знакомым мне показалось начало сказки – ЗАЧИН (2), где:
1 – обычно в русских народных сказках у старика три сына, а у Шарля Перро три сына у мельника;
2 – делится наследство, и младший получает меньше всего.
Шарль Перро “Кот в сапогах” Примеры русских народных сказок
Старшему досталась мельница.
Среднему – осёл. Ну а уж младшему пришлось взять кота. Бедняга долго не мог утешиться, получив такое наследство.
- Братья могут честно заработать на хлеб, - говорил он.- А мне придётся помирать с голоду. “Кощей Бессмертный” – в некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унёс Кош Бессмертный.
Но успешным в жизни оказывается именно младший сын. Для волшебного мира важно совсем не то, что для земного: если в земном мире ценятся сильные, умные и красивые, то в волшебном, наоборот, слабые, глупые и некрасивые.
Сравнивая волшебные сказки дальше, я нашла следующее сходство:
- во – первых, у главного ГЕРОЯ (3) есть волшебный помощник – хитрый зверь (лиса – в народной сказке, кот – в авторской сказке) приносит царю/королю подарки от лица своего хозяина;
- во – вторых, хитрый зверь – помощник придумывает историю потопления хозяина в реке, чтобы скрыть его бедность;
- в – третьих, кот подговаривает косарей, жнецов во французской авторской сказке, а лиса – пастухов в русской народной, говорить проезжающему на карете царю/королю, что все луга/ поля/стада, мимо которых он едет, принадлежит его/её хозяину;
- в – четвёртых, кот/лиса придумывает, как его/её хозяину завладеть чужим замком/палатами белокаменными;
- в – пятых, во французской (европейской) сказке есть такие детали, которых не может быть в русской сказке, например:
во французской: в русской:
короли,
принцессы и принцы,
кот охотится для короля на кроликов и куропаток,
кот назвал своего хозяина “Маркизом Карабасом”,
кот захватил чужой замок. цари,
царевны и царевичи,
лиса – на более серьёзных зверей (волки, медведи, соболя, куницы),
лиса придумала ему прозвище “Скоробогатый”,
палаты белокаменные или дворец.
Таким образом, сравнив обе сказки, я увидела, что в них одинаковые СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ (4). Но кроме этого, похожие МОТИВЫ (5):
- оба героя бедны и становятся удачливыми благодаря волшебному помощнику;
- оба героя женятся: сын мельника – на принцессе, а Кузьма Скоробогатый – на царевне.
Какая же из этих сказок более древняя?
Оказывается, народная. В народных волшебных сказках хорошо видна связь с древними представлениями о мире и человеке, например:
- то, что животные – это ПРЕДКИ (6) человека, а значит, могут быть ему волшебными помощниками;
- вера в магическое число (три сына; три раза лиса просит Кузьму изжарить “курочку с масличком да пожирнее” и добывает три подарка царю в русской народной сказке – сорок волков, сорок медведей и СОРОК СОРОКОВ (7) соболей и куниц; ещё пример – три задания давал царь для выполнения своим невесткам – сшить рубаху, соткать ковёр и испечь пирог в сказке “Царевна-лягушка” и мн. др.).
Видимо, Шарль Перро создал свою сказку на основе древнего народного сюжета, который был известен как на Руси, так и в Европе. Этот сюжет, наверное, ему очень приглянулся. Придумав и добавив более интересные подробности, французский сказочник литературным красивым языком пересказал его для своего народа.
Мне очень понравилась сказка Шарля Перро “Кот в сапогах”. В этой сказке, на мой взгляд, волшебный помощник героя – кот, более бескорыстно помогает своему хозяину, всего – то за какие – то сапоги, в отличие от лисы, которая просит Кузьму перед каждым предстоящим делом изжарить ей “курочку с масличком да пожирнее”, а ведь она попалась Кузьме в капкан, и рисковала быть проданной. Кот очень хотел помочь своему хозяину избежать бедное существование, он с самого начала успокаивал его, просил не отчаиваться и верить, что всё образуется и наладится, нужно только немного подождать. Ведь он мог спокойно уйти от маркиза Карабаса, и при его уме и смекалке жить один в полном достатке. Но он не оставил в трудную минуту своего хозяина и вместе с ним пережил е очень радостное время. Кот сам ловил для короля кроликов и куропаток, а лиса хитростью заманивала зверей к царю. Кроме того, мне очень понравилось, как кот расправился с великаном - людоедом. Он применил гораздо более интересный и хитрый способ, чем, на мой взгляд, лиса.
А ещё в заключении мне бы хотелось добавить, что, выполняя свою исследовательскую работу, посещая школьную библиотеку, я познакомилась со многими дополнительными справочными материалами по литературе, составила в конце работы свой литературный словарик, куда выписала все малоизвестные мне слова.
Литературный словарик:
Сюжет – последовательность событий. От французского “сюжет” - система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым событиям.
Зачин – завязка сюжета. Устойчивая формула, с которой начинаются сказки, заговоры, былины, другие произведения фольклора.
Герой – в волшебной сказке это тот, кому оказывает покровительство волшебный мир. Персонаж, действующее лицо, лирический герой.
Сюжетные линии – причинно – следственные связи в тексте от завязки к кульминации и развязке. Сюжетная линия - законченная часть сюжета, связанная с каким - либо одним героем или с группой героев (персонажей).
Мотив – мельчайший элемент сюжета (в произведениях устного народного творчества ). Из многочисленных мотивов складываются различные сюжеты.
Предок – древний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений (предки – родители).
Сорок сороков – бесчисленное множество (очень много) в старинной
системе счёта, в основе которой лежало число 40. На Руси считали не сотнями, как в других странах, а сороками (“мешок, вмещающий четыре десятка соболиных шкурок”). В старину на Руси продавали соболя в таких мешках.
Список используемой литературы:
Литература: Справочные материалы: Книга для учащихся/С.В. Тураев и др.
Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 частях. Часть 1.
Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Хрестоматия по литературному чтению. 2 класс.