Урок по химии на тему Азот, фосфор (10 класс)


Урок № 3 (55) 10 класс ________ЕМН
Тема урока: Азот, фосфор и их соединения. Аммиак, соли аммония, азотная кислота.
Цель урока:
обучающая: изучая положение азота и фосфора в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, с позиции теории строения атома, учащиеся систематизируют знания об их физических, химических свойствах, получении, применении и нахождении в природе; дадут сравнительную характеристику кислородным соединениям (оксидам, кислотам, солям), познакомятся с летучим водородным соединением азота (аммиаком), его свойствами, получением, качественным его определением; закрепят навыки по составлению уравнений окислительно – восстановительных реакций и ионных уравнений.
развивающая: учащиеся продолжат развивать умения сравнивать, сопоставлять, находить существенные признаки, выделять главное, делать выводы, конкретизировать, применять знания в новых условиях, определять и объяснять понятия, продолжат развивать химическую речь, обогащать словарный запас. воспитывающая: учащиеся продолжат формировать навыки культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей, прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради, продолжат развивать познавательные способности и интерес к предмету химии.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Формы и методы организации урока: фронтальная, индивидуальная, групповая; словесные (беседа, объяснение, диалог в группе, выступление учащихся), наглядные (демонстрация слайдов, демонстрация видео опытов, кластеры, лабораторный опыт), контроль (самопроверка). Оборудование и реактивы: компьютер, интерактивная доска, три презентации к уроку; видео опыты.
Дидактическое обеспечение урока: учебник, ТК с заданиями для групп.
  Ход урока
Организационный этап 
Приветствие. Проверка подготовленности учащихся к уроку. Организация внимания учащихся. Раскрытие общих целей урока и плана его проведения.
Этап актуализации
По ходу урока используются три презентации (азот, аммиак, фосфор), видео опыты.
Фронтальная беседа с классом по вопросам:
Назовите положение азота и фосфора в ПСХЭ. Запишите их строение атома, предскажите возможные валентности и степени окисления.
2) Назовите формулы их высших оксидов и их характер, какова степень окисления элементов в них?
3) Назовите формулы высших гидроксидов и их характер, какова степень окисления элементов?
4) Назовите формулы летучих водородных соединений, каковы степени окисления в них.
5) Сравните неметаллические свойства с соседями по периоду и по подгруппе.
(Ученик у доски записывает ответы на вопросы, остальные – в тетрадях, проверка проводится по слайдам)
Этап изучение нового материала
Стратегия «Светофор»
Класс делится на группы с помощью карточек. Учитель дает задания группам по карточкам. Каждая группа получает задание - части одного общего материала.
1 группа Физические и химические свойства азота. Распространение азота в природе. Получение азота. (4 человека)
1.Рассказать о физических свойствах азота (составить кластер)
2.Написать уравнения химических реакций взаимодействия азота со следующими веществами:
А) с водородом (составить к уравнению электронный баланс);
Б) с кислородом (составить к уравнению электронный баланс);
В) с металлами (с литием и алюминием).
Определить и подписать в реакциях, чем является азот (окислителем или восстановителем).
3.Записать формулы и названия веществ, в состав которых входит азот в природе (составить кластер).
4.Получение азота (написать уравнения реакций).
2 группа Аммиак. Химические свойства аммиака. Получение аммиака. (4 человека)
Написать уравнения химических реакций взаимодействия аммиака со следующими веществами:
А) с кислородом без катализатора (составить к уравнению электронный баланс);
Б) с кислородом в присутствии катализатора (составить к уравнению электронный баланс);
В) с водой
Г) с кислотами (соляной, серной кислотой).
2.Написать уравнения химических реакций получения аммиака:
А) в лаборатории (из хлорида аммония и гашеной извести);
Б) в промышленности (из азота и водорода).
3 группа Азотная кислота. Получение. Химические свойства. (4 человека)
Написать уравнения реакции получения азотной кислоты.
Написать уравнения химических реакций взаимодействия разбавленной азотной кислоты со следующими веществами:
А) с оксидом кальция;
Б) с гидроксидом натрия;
В) с карбонатом натрия (составить ионные уравнения).
3. Написать уравнения химических реакций взаимодействия концентрированной азотной кислоты с металлами:
А) с медью (составить к уравнению электронный баланс). Д. о.
4 группа Физические и химические свойства фосфора. Распространение фосфора в природе. Получение фосфора. (4 человека)
1.Рассказать о физических свойствах фосфора (составить кластер)
2.Написать уравнения химических реакций взаимодействия фосфора со следующими веществами:
А) с серой (составить к уравнению электронный баланс);
Б) с кислородом (составить к уравнению электронный баланс);
В) с кальцием;
Г) с хлором.
Определить и подписать в реакциях, чем является фосфор (окислителем или восстановителем).
3.Записать формулы и названия веществ, в состав которых входит фосфор в природе (составить кластер).
4.Получение фосфора (написать уравнение реакции).
5 группа Оксид фосфора (5). Фосфорная кислота. Химические свойства. (4 человека)
1.Написать уравнения реакций взаимодействия оксида фосфора (5) со следующими веществами:
А) с водой;
Б) с оксидом бария;
В) с гидроксидом натрия;
Г) с азотной кислотой.
2. Написать уравнения химических реакций взаимодействия фосфорной кислоты со следующими веществами:
А) с цинком;
Б) с оксидом натрия;
В) с гидроксидом кальция;
Г) с нитратом серебра (составить ионные уравнения). Д. о.

Лабораторный опыт № 8.2. Ознакомление со свойствами фосфорной кислоты, фосфатов.
(учащиеся выполняют в группах)
Учащиеся в группах самостоятельно изучают новый материал, после этого группы делают выступление для своих одноклассников.
Учащиеся класса записывают в тетради новый материал, оценивают ответы своих товарищей.
Этап первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
№1. Осуществить превращения по схеме:
а) Азот→ Аммиак → Оксид азота (II)
б) Нитрат аммония → Аммиак → Азот
в) Аммиак → Хлорид аммония → Аммиак → Сульфат аммония
Для ОВР составить электронный баланс, для РИО полные, сокращенные ионные уравнения.
Учащиеся работают в группах из 4-х человек. Каждая группа берет одну цепочку превращения и совместно составляет уравнения реакций.
 Этап подведения итогов урока
Оценка результативной и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся. Выставление оценок за урок.
Этап информации о домашнем задании

Пр. 7.8, 7.9 (читать, уравнения учить),
упр. 7 (стр. 233); упр. 9 (стр. 238) в учебнике, письменно.