Конспект урока по литературному чтению «Подарки» зимы. Стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».


Литературное чтение в 3 классе.
Тема: «Подарки» зимы. Стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Ход урока
Ι. Актуализация знаний.
1.Организационный момент.
Кто, угадай-ка?
Седая хозяйка!
Тряхнёт перинки –
Над миром пушинки! (Зима) Слайд – 1,1
Слайд – 1,2
- Какой вы увидели зиму в стихотворениях С. Есенина, показали на своих рисунках. Организация выставки рисунков «портрет Зимы». Устная оценка.
- Молодцы, какая у нас выставка получилась. На перемене подойдете поближе, рассмотрите работы одноклассников. А вот как изобразили выдающиеся художники зиму. Слайд -2

2. Выразительное чтение наизусть (4 человека)
2. Введение в тему урока (учебники пока закрыты).
– Тема сегодняшнего урока – «“Подарки” зимы». Слайд -3
- Какие же подарки может нам преподнести зима? (Новый год, горки, ледяной городок…)
- Попробуйте предположить, о чём будем читать. Высказывания детей.
– Как вы думаете, почему слово «подарки» взято в кавычки?
Учитель выслушивает ответы детей, но не комментирует их.
- В конце урока еще вернемся к этому вопросу.
II. Развитие умений.
1. Чтение стихотворения К. Бальмонта «Снежинка».
1. Работа с текстом до чтения. Об авторе.
- Откройте 54 страницу учебника, прочитайте фамилию автора. Слайд – 4
Слайд - 5
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, "высокообразованная, умная и редкостная женщина", ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест "среди цветов и песнопений" отражено в поэзии Бальмонта.Александр Блок назвал Бальмонта "поэтом с утренней душой". Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны.
– Как видите, имя поэта нам уже знакомо. Что читали? ( «Капля»)
– А что ждёте от новой встречи с поэтом? (Ответа на вопрос, что за «подарок » зимы)
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (самостоятельно, про себя, стр.54 учебника). Слайд – 6
2. Выявление первичного восприятия.
– Какие ожидания оправдались?
– Вы почувствовали настроение этого стихотворения? Какое оно? (Светлое, приподнятое, поэт восхищается смелостью снежинки, любуется её красотой...)
– Какие картины представляли, когда читали? Расскажите. (Поэт любуется красотой снежинки, её полётом, смелостью. В конце стихотворения автору становится жалко снежинку.)
- Все ли слова вам были понятны? Как вы понимаете слова:
лазурная - имеющая цвет лазури, светло-синяя,
взметается - приходит в смятение, начинает метаться ,
лелеющий - ласкающий, заботливо ухаживающий ,
кристальная - прозрачная, чистая ?
3. Повторное чтение (вслух по смысловым частям – картинам).
Развитие воображения, эмоций детей: комментированное чтение.
Константин Бальмонт
СНЕЖИНКА Слайд - 7
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая! (Почему поэт так называет снежинку – «смелая»? Что можете предположить?)
Дорогой бурною Слайд - 8
Легко проносится,
Не в высь лазурную –
На землю просится. («Бурная дорога» – это какая? (Трудная, опасная.) Это дорога с небес на землю. А снежинка «легко проносится», не боится, ей хочется на землю...)
Под ветром веющим Слайд -9.10
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено. (С кем снежинка дружит? – С ветром, он её и крутит, и лелеет, и утешает. – Представьте себе эти картины: снежинка то взлетает, но крутится, то медленно качается, как на качелях...)
Но вот кончается Слайд -11
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная. (Увидели снежинку? Она похожа на... (звезду из кристаллов). Расскажите, какой вы её представили.)
Лежит пушистая Слайд-12
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая! (Что вы заметили в этой строфе? – Она почти дословное повторение 1-й строфы. – Почему поэт повторяет эти строчки, как вы думаете? (Ответы детей.) Обратите внимание: в 1-й и последней строфах в конце стоит восклицательный знак.)
4. Беседа, подготовка к выразительному чтению.
а) – В стихотворении поэт выразил свои чувства, настроение. Попробуйте выбрать из ряда слов те, которые называют их наиболее точно: удивление, радость, восхищение, восторг, огорчение, отчаяние, грусть, сочувствие, счастье (на доске).
б) – Какой приём использовал поэт, чтобы мы могли увидеть, представить себе эту снежинку? (Олицетворение.) Снежинка, как живое существо…
в) – Как будем читать это стихотворение? (Торжественно, с восторгом, удивлением, с восклицательной интонацией в 1-й и последней строфах...)
5. Выразительное чтение (дети, затем учитель).
6. Обобщающий вопрос:
– В этом стихотворении речь о каких подарках идёт?
(Дети, скорее всего, сумеют понять и сказать, что сама снежинка – смелая и прекрасная – это и есть подарок нам, мы можем ею любоваться и восхищаться.)
- Почему в теме урока слово «подарки» в кавычках? (Не настоящий подарок, а подарок всем…)
– А что вы ещё можете назвать подарками зимы? (Санки, катания, зимние игры, снегопад)
– А услышали ли вы мелодичность стихов К. Бальмонта? Во всех стихах поэта чувствуется искренность, светлый, жизнеутверждающий тон, любовь к природе, красоте...
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ. Итог.
Закрепление. Слайд- 13.
1.Работа в группах. 3 группы по 2 конверта, собрать стихотворение из разрезанных строчек.
2.Повесить на доску по порядку.
3. Проверить.
А теперь попробуем разгадать онлайн кроссворд о зиме. Вы готовы? Может, там найдем «подарки» зимы? (онлайн кроссворд для детей, онлайн-кроссворд про зиму.)
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Продолжить предложения: Слайд- 14.
1.Я доволен своей работой, потому что…
2. Я допустил ошибку…
3. Мне следует поработать над…
ΙV. Домашнее задание.
1. Выучить стихотворение наизусть.
2. Подобрать музыку (аудиозапись) для стихотворения «Снежинка».
V. Используемая литература:
Бунеева Е. В., Смирнова О. В., Яковлева М. А.
Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве», 3 класс.
Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2012.
Методические рекомендации. – М., «Баласс», «С-инфо», 2013.