Статья Критическое мышление на уроках английского языка


Кусаинова Гаухар Серикгазиевнаучитель английского языка
СШ имени Наурызбай батыра Кутпанбетулы
Обучение критическому мышлениюна уроках английского языка
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.
Элисон Кинг
Обучаясь на первом этапе курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, пришла к убеждению, что необходимо менять традиционный подход к обучению и преподаванию. Один из новых подходов обучения – это критическое мышление. Еще в 1933 г. Джон Дьюи, американский педагог-новатор, сказал, что «научить человека мыслить» является главной задачей системы образования. Для того чтобы повысить уровень образования в стране, мы должны будем привить учащимся такие качества, которые делают человека разумным, обучаемым, мыслящим созданием (Брунер, 1993). Значит нужно научить ученика мыслить, развивать критическое мышление.
«Развитие критического мышления, как один из ведущих подходов совершенствования работы с талантливыми и одаренными учащимися» стало темой моего исследования на период практики в школе и в дальнейшей моей работе.
Современный мир движется быстрыми темпами развития информационных технологии, где не только ребенку, но и взрослому человеку бывает сложно ориентироваться в жизни. Поэтому данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей. Учитель, умеющий критически мыслить, сможет развить данные качества в своих учениках.
Так, в ходе уроков, мне удалось использовать многие методы по развитию критического мышления, в целях определения для себя, насколько они эффективными окажутся на деле. При проведении ряда уроков я смогла убедиться, что использование методов развития критического мышления на уроках английского языка очень даже эффективно, к тому же такие методы оказались для обучаемых настолько интересными, что они пожелали, чтобы дальнейшие наши уроки проходили именно таким  интересным образом.
Однако, следует признать, что при первичном использовании новых методов обучения на уроке английского языка, учащиеся не сразу вовлекались в процесс урока и не могли отвечать моим требованиям. Но я уверена, что при постоянном использовании данной методики, нам вместе удастся исправить недочеты.
Хочу  рассказать  о том, каким образом я сумела внедрить основы модуля на уроках английского языка в 8А классе по теме “Reporter”. Мне было важно построить урок,  используя на каждом этапе методы и приемы  для развития критического мышления, так как в этом классе обучаются дети, которые на протяжении 4 лет  углубленно изучают английский  язык по учебнику “Hot Spot” британского издательства Макмиллан и имеют хороший уровень подготовленности. Урок был полностью проведен в форме групповой работы. Для создания благоприятного и психологического климата в классе, ученики с интересом и азартом собрали пазл при делении на группы. При проведении разминки «Мозговая атака» дети читая предложения, самостоятельно смогли определить тему и цель урока. Использование стратегии «Кластер» позволило не только активизировать  лексические единицы по данной теме в речи учащихся  и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать грамматические структуры. В ходе урока провела стратегию «Синквейн» для развития логического мышления и мыслительной деятельности учащихся.
Думаю, что была эффективна ролевая игра «Репортер», в ходе которой учащиеся сами составили и разыграли диалог по теме урока. Использование на уроке диалога побудило детей думать критично, внимательно, творчески и сообща. Дети обменивались мыслями, опытом, чувствами, учились понимать себя и других.
В ходе урока ученики учились критически мыслить, решали проблемы на основе анализа пройденного материала и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими учащимися.
При изучении языка очень интересно и необходимо применять различные методы обучения для расширения знаний учащихся по предмету, развития критического мышления, формирования способности синтезировать информации и идеи, умение делать выводы, развитие умения оценивания с целью определения уровня обученности. Для меня большое значение имеет качество отобранного материала, чтобы учащиеся самостоятельно могли продолжать активно конструировать цели своего учения.
На стадии вызова:
Планируя   виды разминки как «Мозговая атака», «Вопросы-загадки», «Хочу все знать»,  я старалась сделать таким образом, чтобы ученик испытал острое чувство удивления или затруднения, осознал противоречие. К этим приемам вопросы из разных источников подбирали дети с высокой мотивацией. На каждый урок ребята готовили самые разные и интересные вопросы по нужной теме.
Часто использую прием «Урок без названия»,  направленный на развитие критического мышления учащихся. Также использую такие развивающие игры, как «Цепочка слов», «Назови подходящее слово»,  «Как  и  Почему?» которые активизируют мыслительную деятельность учащихся на уроке.  Ребята с высоким уровнем подготовки могут без остановки называть слова, так как они имеют большой запас слов. Хочу отметить положительные стороны проведения таких игр, которые стимулируют ребят с низким уровнем  запоминания слов.
На стадии осмысления также отслеживаю, степень активности работы, внимательности при чтении, если школьники работают с текстом. В программе 11 класса даются объемные и сложные тексты для чтения и понимания.  Для облегчения восприятия таких  текстов, я применяю  приемы из технологии развития критического мышления  «Мудрые слова», «До-После», «З-Х-О», «Инсерт».
В ходе своей работы, я убедилась, что использование приемов как «Толстый и тонкий вопрос»,  «Ромашка Блума», «Пресс-конференция»  учат формулировать вопросы и соотносить понятия, развивают навыки слушания. Очень часто ученики пишут эссе на различные темы (например: “My family”, “Holidays”, “Environment” и др.), что способствует развитию познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся.На стадии рефлексии: настроив  учащихся на тему следующего занятия, я предлагаю заглянуть в дополнительную литературу по теме следующего занятия, записать основные моменты и составить вопросы, так как письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями. А использование дополнительной литературы формирует у учащегося самостоятельно пополнять свои знания по предмету, и дает предмету привлекательность и поможет поднять к нему интерес.
Таким образом, применяя модуль "Обучение критическому мышлению" в свои уроки, я сделала вывод: у учащихся повысилась эффективность восприятия информации, повысился интерес, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; появились первые предпосылки и умение критически мыслить; развивается умение ответственно относиться к собственному образованию; появилось умение работать в сотрудничестве с другими учениками; повышается качество образования учеников; развивается желание и умение стать успешным учеником, который учится в течение всей жизни. 
И хотелось бы подытожить свой рефлексивный отчет словами великого Абая:  «Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет».