Презентация по русскому языку на тему Презентация Критическое мышление на уроках русского языка


Сегодняшние дети – это будущий мир. Сегодняшний выпускник должен: • уметь самостоятельно приобретать знания; • применять их на практике для решения разнообразных проблем; • работать с различной информацией, анализировать, обобщать; • самостоятельно критически мыслить, искать правильные пути в решении проблем; • быть коммуникабельным в различных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Решение многих проблем вижу в освоении и применении на своих уроках новых технологий, активизирующих познавательную и творческую деятельность школьников. Одна из современных педагогических технологий, которые я использую на уроках – это технология критического мышления. Авторами этой технологии являются американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит . Они разработали структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трех стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии Критическое мышление – это направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений. Целью данной образовательной технологии является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Чем интересна эта технология нам, филологам? -пробуждается интерес к этому предмету; -формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу; Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут. Структура технологии: Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: • актуализировать имеющиеся знания. • пробуждать интерес к получению информации. • ставить собственные цели обучения . Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику: • получить новую информацию; осмысление ее; • соотнести с уже имеющимися знаниями. • корректировать поставленные цели обучения Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: • целостное осмысление, обобщение полученной информации; размышление, рождение нового знания. кирпичик. урок себе представить Если то этап стены, кирпичной в виде ее это Если такие «кирпичики» сами по себе и хороши, но плохо пригнаны друг к другу и скверно сцементированы, то стена развалится. Каждый отдельно взятый урок - это звено в цепи уроков. Он сложная процессуальная система, состоящая из компонентов -этапов. Ну как же на практике реализуется эта технология? Тогда поделюсь своим опытом. Какие приёмы использую я в своей практике и на каком стадии урока? Вызов – это импульс к появлению новых знаний. Хорошо усваивается та информация, которая актуальна и интересна. Поэтому на этой стадии важно мотивировать учащихся к познанию. Они должны захотеть узнать. Приём «Разбивка на кластеры» я использую очень часто. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. «Бортовые журналы» В «бортовые журналы» учащиеся записывают свои размышления до начала изучения темы и после знакомства с материалом.Пример: Что нового я узнал из текста? Что мне известно по данной теме? Имя сущ.-предмет-род;-число;-падеж;-собств. и нарицат. и т.д. имя прил. -признак предмета;-имеет разряды;-имеет степень и т.д самостоятельные части речи Приём «Общее - уникальное»диаграмма Венна «Инсерт» Для школ с казахским языком обучения очень трудно даётся работа с текстом, грамотное высказывание мнений перед большой аудиторией. Именно такая работа проводится на стадии вызова. Здесь я использую приём «Инсерт». Нужно предложить каждому учащемуся вспомнить о том, что ему уже известно по изучаемому вопросу, записать это в виде ключевых слов, затем поделиться написанным в парах или в группе. Обменявшись мнением с товарищем, ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всем классом. Я предлагаю для организации работы с текстом различные приёмы для активного, вдумчивого чтения – маркировку с использованием различных значков, (инсерт) • «V» – уже знал • «+» – новое • «-» – думал иначе • «?» – не понял, есть вопросы. • При повторном чтении учащиеся заполняют таблицу. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. На стадии рефлексии я возвращаю детей к первоначальным записям-предложениям, они вносят изменения, дополнения, обмениваются мнениями, отвечают на вопросы. «Эссе», «Синквейн» Рефлексия может быть письменной (эссе, сочинение-рассуждение). Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут или дома сочинение-рассуждение. Так же Во время рефлексии предлагаю написать синквейн. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. «Синквейн» Вот как они примерно выглядят. Тема урока «Главные члены предложения», урок русского языка в 5 классе.Подлежащее,Главное, необходимое,Говорит, называет, указывает.Без него обойтись трудно.Предмет. Сказки ПушкинаЗнакомые и незнакомые.Читаю, думаю, удивляюсь.Что за прелесть эти сказки!Чудо! Памятки для учащихся Так же на стадии рефлексии использую памятки для учащихся. Они выглядят следующим образом:Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать ... • Мне больше всего удалось ... • Я могу себя похвалить за… • Я могу похвалить одноклассников за... • Меня удивило… • Для меня было открытием то, что ... • На мой взгляд, не удалось…, потому что… • На будущее я учту… Особое место среди приёмов и стратегий занимает портфолио. П- это технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности.Для учащегося П:-организатор его учебной деятельности;Для учителя П:-средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. При создании портфолио ученик должен : правильно отбирать и оценивать информацию;точно определять цели, которых он хотел бы достичь;планировать свою деятельность;давать самоценки;Отслеживать собственные ошибки и исправлять их. Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы помогает повысить качество знаний: а так же помогает формировать в детях:• самостоятельность, • коммуникативность, • толерантность, • мобильность, • умение адаптироваться к сложившейся ситуации, • ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Самое главное – самореализоваться в современном мире. «...Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции» В. Сухомлинский Сегодняшний семинарСеминарЯркий, интересныйУчит, вдохновляет, Задаёт вопросыКритическое мышление-путь к самообразованию.Открытие