Программа по дисциплине Основы предпринимательской деятельности для специальности ТЭПС заочное отделение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ГБПОУ ИО «ИРКУТСКИЙ ТЕХНИКУМ ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА»






ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы предпринимательской деятельности

для специальности
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог










Иркутск 2015
Рассмотрено на заседании ДЦК
Протокол №____ от «____» _________20___
Председатель ДЦК _______________________

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) специальности среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования, Министерства образования и науки РФ от 29 мая 2007г. № 03-1180, примерной программы учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» (технический профиль) для подготовки специалистов среднего звена, рекомендованной экспертным советом по профессиональному образованию (протокол 24/1 от 27 марта 2008г), учебного плана по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.

Организация – разработчик: ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства»
Разработчик: Тихонова Оксана Юрьевна, преподаватель ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства»

Утверждена на заседании методического совета
Протокол №______ от «____» _______________ 20_____
Зам. директора по ОД _________________________ Я.М. Шабанова

© ГБПОУ ИО «ИТТриС», 2015г.
© ФИО преподавателя., Тихонова Оксана Юрьевна 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации программы учебной дисциплины

11

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13















1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ
Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
-определять организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;
- разрабатывать бизнес-план и планировать свою деятельность;
- анализировать конкурентную среду в городе;
- выбирать стратегию предпринимательской деятельности в условиях риска.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- понятие и сущность предпринимательской деятельности;
- содержание правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность;
- ценовую политику фирмы;
-экономическую сущность и эффективность предпринимательства;
-организационную составляющую предпринимательской деятельности в условиях риска и конкуренции, планирование, взаимодействие с банками и биржами.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 94 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 8 часа;
самостоятельной работы обучающегося 86 час.





















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
94

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
8

в том числе:


практические занятия
6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
86

в том числе:


- работа с учебной литературой, составление конспекта
- подготовка сообщений на заданную тему
- подготовка рефератов на заданную тему
38
26
22

Промежуточная аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «МЕНЕДЖМЕНТ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Условия и процессы осуществления предпринимательской деятельности

50


Тема 1.1.
Сущность, субъекты, объекты и принципы предпринимательской деятельности
Самостоятельная работа обучающихся:
Понятие и сущность предпринимательской деятельности. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности. Принципы предпринимательской деятельности. Составление словаря терминов.
10





2

Тема 1.2.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в России
Самостоятельная работа обучающихся:
Государственное и частное предпринимательство. Производственная, коммерческая и посредническая предпринимательская деятельность. Составление тестов «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в России» . Подготовка докладов.

9


Тема 1.3.
Планирование деятельности фирмы
Бизнес-план фирмы
Практическое занятие
Составление бизнес-плана.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Сущность, задачи, принципы планирования деятельности фирмы. Процесс планирования и прогнозирование. Бизнес-план: назначение, структура, методика разработки. Доработка и подготовка к защите бизнес-плана, составление презентации.
9


Тема 1.4.
Ценообразование на продукцию (работу, услуги) предпринимателей
Самостоятельная работа обучающихся:
Понятие и сущность ценообразования. Ценовая политика фирмы, условия роста и снижения цен. Определение и изменения уровня цен, применение скидок. Составление тестов «Понятие и сущность ценообразования».
9


Тема 1.5.
Затраты и результаты предпринимательской деятельности
Контрольная работа
«Условия и процессы осуществления предпринимательской деятельности»
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Понятие результата хозяйственной деятельности организация. Затраты фирмы на производство и реализацию продукции, работ, услуг, их структура и классификация. Составление схемы «Затраты и результаты предпринимательской деятельности».
9


Раздел 2.
Экономическое регулирование предпринимательской деятельности

44


Тема 2.1.
Система налогообложения предпринимательской деятельности
Самостоятельная работа обучающихся:
Понятие и виды налогов. Система налогообложения предпринимательской деятельности. Взаимоотношения предпринимателей с налоговой системой. Составление кроссворда «Система налогообложения предпринимательской деятельности». Подготовка докладов.
10


Тема 2.2.
Взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой и кредитными организациями
Самостоятельная работа обучающихся:
¦°Финансовая система и финансовый рынок. Структура кредитной системы, сущность, виды и формы кредита. Взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой. Составление схемы «Структура кредитной системы, сущность, виды и формы кредита». Анализ СМИ.
10


Тема 2.3.
Конкуренция и конкурентоспособность предпринимателей
Самостоятельная работа обучающихся:
Понятие, виды и формы конкуренции. Основы государственной политики защиты конкуренции. Составление схемы «Антимонопольная политика». Составление кроссворда «Понятие, виды и формы конкуренции».
10







Тема 2.4.
Оценка риска и страхования в предпринимательской деятельности
Деловая игра
Практические занятия
Проведение деловой игры «Выбор стратегии предпринимательской деятельности в условиях риска»
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Понятие и значение риска в предпринимательской деятельности. Источники и методы оценки предпринимательского риска. Выбор стратегии предпринимательской деятельности в условиях риска. Составление схемы «Источники и методы оценки предпринимательского риска».
10
2


Зачетное занятие
2
1


Всего:
94



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочных мест по количеству обучающихся;
- стулья
-доска классная
-стеллажи
-рабочее место преподавателя
Учебные наглядные пособия:
-комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине
Нормативно-техническая и технологическая документация
-правила по технике безопасности
-инструкция по пожарной безопасности
Технические средства обучения: компьютер, проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:
Арустамов Э.А. организация предпринимательской деятельности. Основы бизнеса. – М.: Дашков и К?, 2008. – 143с.
Бессолицын А.А. История российского предпринимательства. – М.: Маркет ДС, 2008. – 208с.
Бутко И.И. Туристический бизнес: основы организации. Феникс, 2007. – 384с.
Волков О.И. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 280с.
Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. – М.: ИНФРА-М, 2007. -555с.
Попков В.П. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. – М.: [и др.]: Питер, 2007. – 344с.
Рубин Ю.Б. Курс профессионального предпринимательства. – М.: Маркет ДС, 2010. – 416с.
Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 272с.
Самарина В.П. Основы предпринимательства. – М.: КноРус, 2010.
Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет. – М.: КноРус, 2008. – 464с.
Старостин Ю.Л. Поршнев А.Г. Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 667с.
Шеремет А.Д. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 480с.
Дополнительные источники:
Гомола, А.И. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / А.И. Гомола, П.А. Жаннин. – 2-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2006. – 144 с.
Замедлина, Е.А. Предпринимательство: учеб. пособие для студ. среднего проф. образования / Е.А. Замедлина. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. -288с. – (Среднее профессиональное образование)
Крутик, А.Б. Основы предпринимательской деятельности: учеб. пособие для студ. высш. проф. образования / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 320с.
Чапек, В.Н. Экономика организаций малого предпринимательства: учеб. пособие для студ. высшего проф. образования / В.Н. Чапек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 284 с.
Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учеб. пособие для студ. начального проф. образования / Л.Н. Череданова. – 7-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2008. – 176 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.refbank.ru/econom/26/econom26.html Задачи по предпринимательской деятельности
http://www.kontrolnaja.ru/dir/economy/30381 Контрольные работы «Основы предпринимательской деятельности»
http://www.novadmin.ru/news_detail.php?ID=2911 СМИ: «Адресная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в 2010 году»
http://revolution.allbest.ru/economy/00000519_0.html Информация о предпринимательстве
http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr02/page0245.asp Предпринимательство: формы, виды, понятия, цели, задачи
http://www.smallbiznes.net/EconomyBusiness.php Роль малого предприятия в современной экономике
http://knijonka.ru/knigi/nauka_i_obrazovanie/drugoe/gosudarstvennoe_regulirovanie_predprinimatelskoi_deyatelnosti.html Государственное регулирование предпринимательской деятельности
http://knigozilla.ru/12606-dogovory-v-predprinimatelskojj.html Учебное пособие: Павлодский Е.А., Левшина Т.Л. «Договоры в предпринимательской деятельности»
http://vseknigi.vseknigi.locum.ru/books/28615 Учебное пособие: В.Селезнев «Предпринимательская деятельность»
http://books.tr200.ru/v.php?id=265413 Учебное пособие: В. Я. Горфинкель; Г. Б. Поляк; В. А. Швандр «Организация предпринимательской деятельности»

















КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНИЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Раздел, тема
Результаты обучения
(освоение умения, усвоение знаний)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Раздел 1, Тема 1.1.
Определение принципов предпринимательской деятельности
Экспертная оценка представленной схемы

Раздел 1, Тема 1.2.
Определение организационно-правовой формы предпринимательской деятельности в России
Экспертная оценка сравнительной таблицы

Раздел 1, Тема 1.3.
Разработка бизнес-плана и планирование своей деятельности
Экспертная оценка бизнес-плана

Раздел 1, Тема 1.4.
Определение и анализ ценовой политики фирмы
Экспертная оценка аналитической справки

Раздел 1, Тема 1.5.
Проведение анализа результатов предпринимательской деятельности
Анализ СМИ

Раздел 2, Тема 2.1.
Определение видов налогов и анализ взаимоотношения предпринимателей с налоговой системой
Самооценка

Раздел 2, Тема 2.2.
Осуществление анализа взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой и кредитными организациями
Собеседование по результатам анализа СМИ

Раздел 2, Тема 2.3.
Проведение анализа конкурентной среды
Экспертная оценка представленной схемы


















































13 PAGE 14615

13 PAGE 14815

13 PAGE 141315



Заголовок 115