Программа элективного курса Секреты и законы мастерства

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Курумканская средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено:
руководитель МО
__________________/_Реховская Н.И./

Протокол №____
от «___»___________________2015 г.

Утверждено:
Директор школы
____________/Дарханова Н.Ж._/

Приказ № ______
от «__»_________________2015 г.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Сочинение: законы и секреты мастерства»
среднее (полное) общее образование, 10 «б» класс
уровень общего образования, класс
34 часа

Программу составил (а): Реховская Надежда Ивановна
ФИО педагогического работника

























Курумкан
2015 год
Раздел I
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, 2004 г. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»)
Концепции школьного филологического образования: русский язык и литература: проект. М.: ООО «Русское слово учебник», 2015.
Примерной программы курса русского языка для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: С.И.Львова, В.В. Львов. Уровень – базовый.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Устава МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №2»
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №2»
Рабочая программа элективного курса «Сочинение: законы и секреты мастерства» представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, технологическую карту, систему контроля (диагностические материалы), перечень учебно-методического обеспечения (для учителя, учащегося), список литературы, использованной при написании программы.
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Курс рассчитан на учащихся  10-11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. 
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
Курс рассчитан на 1 час в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 34 часа.


Цели и задачи изучения курса
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачи курса:
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ
формировать умение создавать собственный текст о тексте

Раздел II
Учебно-тематический план


Раздел
Кол-во часов
В том числе



Практические работы
Контрольные
работы

Введение. Цели и задачи изучаемого курса
1



Повторение основных сведений о тексте
5
4
2


Подготовка к сочинению уровня С

24
8
1

Комплексная подготовка к ЕГЭ
4

2

Итого
34
12
4



Раздел III
Содержание программы элективного курса
Введение (1 час)
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Повторение основных сведений о тексте (5 часов)
Что такое текст?  Связь предложений в тексте. Стили текста: публицистический стиль. Стили текста: художественный стиль. Типы текста.
Подготовка к сочинению уровня С (24 часа)
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ (4 часа)
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.






Раздел IV
Технологическая карта

Раздел
программы
Тема
Количество часов
Дата проведения




План
Факт

1. Введение
1




Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
1
03.09


2. Повторение основных сведений о тексте
5




1. Что такое текст?  Связь предложений в тексте.
2. Стили текста: публицистический стиль.
3. Стили текста: художественный стиль.
4. Типы текста.
5. Зачетная  работа №1
1

1

1

1
1
10.09

17.09

24.09

01.10
08.10


3. Подготовка к сочинению уровня С.
24




1. Тема, идея текста.
2. Проблематика текстов. Способы формулировки проблемы текста.


3. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).

4. Выявление и формулировка авторской позиции.

5. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации.


6. Отработка навыков аргументации.






7. Зачетная работа №2.

8. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.


9. Практикум по написанию сочинения.



10. Анализ сочинений.

11. Зачетная работа №3.
1
1
1
1

1
1


1
1

1
1
1

1
1
1
1



1

1
1



1
1
1


1
1
1
15.10
22.10
29.10
12.11

19.11
26.11


03.12
10.12

17.12
24.12
14.01

21.01
28.01
04.02
11.02



18.02

25.02
03.03



10.03
17.03
24.03


07.04
14.04
21.04


4. Комплексная подготовка к ЕГЭ.

4






1. Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
1
1
1
1
28.04
05.05
12.05
19.05




Всего 34 часа






Раздел V
Система контроля

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся. Текущее оценивание учащихся по программе элективного курса учитывается при выставлении итоговых оценок по русскому языку.

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученики должны
иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
содержание заданий ЕГЭ;
уметь
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
применять приёмы сжатия текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Раздел VI
Перечень учебно-методического обеспечения

1. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. «ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты» / М., «Интеллект-Центр», 2012 .
2. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2011.
3.Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2012.
4.И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. Контрольные работы в новом формате. 9 класс./ М., «Интеллект-Центр, 2011.
5.Т.Н. Мамона. рабочая тетрадь по русскому языку «Готовимся к изложению». 9 класс./ М., «Экзамен».
Словари и справочники
1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.
3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
7. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.
8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.

1. ЕГЭ-2009. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2008.
2. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2009.
3. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008
4.Нарушевич А.Г. Лекция. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Лекция №8 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.Н. и др. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Русский язык. – ФИПИ, 2007
6. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н. и др. Типичные ошибки при выполении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009









13PAGE 14115


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Заголовок 2 Заголовок 415