Эссе на тему: «Учитель-транслятор духовно-нравственных ценностей»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов
Эссе
на тему: «Учитель-транслятор духовно-нравственных ценностей»
Группа: НО 1-16
Выполнила: Денисова Ольга Фёдоровна
Преподаватель: к.п.н., доцент Космачева Н.В.
Коломна, 2016 г.
Эссе
«Учитель-транслятор духовно-нравственных ценностей»
«Влияние нравственное составляет
главную задачу воспитания»
К.Д. Ушинский
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Однако изменения, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
необходимость подготовки широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
необходимость научить ребенка противостоять воздействию на него негативных факторов,
необходимость сочетания образования и воспитания,
необходимость вооружения ребенка нравственными знаниями и представлениями о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания. Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным
Хочется поделиться опытом проведения классного часа, который проходил в 3 классе. Его тема - “Мир человеческих отношений”. Форму его проведения переняли у телевизионного клуба знатоков “Что? Где? Когда?”. Классный час проходил в форме викторины и назывался “Можно - нельзя?”.
На классной доске помещен рисунок с изображением совы - символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета - символа детской радости, счастья. Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята. После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, учитель читает “мнение” совы. Такая форма проведения разнообразит традиционные классные часы и вызывает активность даже у пассивных ребят.
Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы “Папа, мама и я - дружная семья”. Интересно проходят предметные недели с подведением итогов: а это и концерты, и олимпиады, и научно-практические конференции.
Таким образом, нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.
Нравственное воспитание – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Сформировать духовно-нравственные идеалы ребенка - значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Литература:
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. - 534с.
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68
Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
Зазнобина Л.С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе - 1999-№3 - С.23- 26.
Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании - 2002 - №6 - С. 3-6
Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов - М.: Владос, 2000; - 436с.
Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. - Калуга, 1969-126с.
Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой - М.: Педагогика, 1979- 461с.
Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского - М.: Просвещение, 1983 - 384с.