Программа по этническим инструментам

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»


Утверждаю
Директор МАОУ «СОШ № 9»
М.И.Макаров _______________
Приказ № _____ от ___________





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Этнические инструменты обско-угорских народов»
Срок реализации - 4 года
Возраст обучающихся 8 лет и старше





Автор-составитель:
Артемова Надежда Игнатьевна,
педагог дополнительного образования
по инструментальной музыке











2016 г, Мегион


Содержание




Пояснительная записка_________________________________________________3
Личностные, метапредметные, предметные результаты программы____________3
Форма и структуры занятий______________________________________________5
Содержание образовательной программы___________________________________7
Ожидаемые результаты_________________________________________________14
Календарно-тематический план__________________________________________17
Учебно-методическое обеспечение_______________________________________33
Приложение___________________________________________________________34



Пояснительная записка
Инструментальная музыка народов ханты и манси представляет собой один из наиболее развитых и широко известных феноменов этнической культуры. Современная музыкальная этнография располагает сведениями о существовании 27 фоноинструментов у ханты, и 18 у манси. В настоящее время большинство инструментов утратили своё существование.
Наиболее известными являются музыкальные инструменты, давно уже изученные, и получившие достаточно полное описание – это Югорская арфа «тарыг сыплув йив» (манс.), или «тор сапл юх» (хант.), что означает деревянная шея журавля, и цитра, «нарсъюх» (хант.), «санквылтап» (манс.), т.е. «поющее дерево».
К большому сожалению, музыкантов, играющих на этих инструментах, остались единицы. Одной из главных причин угасания музыкального искусства был запрет на проведение медвежьих игрищ, в которых и санквылтап, и нарсъюх играют очень важную роль.
Ханты и манси – одни из наиболее музыкально одарённых народов Югры. Их с рождения окружает мир музыки, мир танца, песни, наигрышей. В наши дни музыкальное наследие ханты и манси частично сохранилось в сочинительской и исполнительской деятельности нескольких народных музыкантов.
Наиболее известные музыканты народов ханты и манси: Г.Н. Сайнахов, К.П. Лончаков, А.А. Ангашупов, А.В. Бахтияров, П.И. Юхлымов, В.И. Юдин, А.Г. Гришкин. У каждого из исполнителей существуют свои отличительные черты интонирования на народных инструментах «санквылтап», «нарсъюх», «пан‰н-юх», «тарыг сыплув йив», «нэрнэ йив». Каждый из музыкантов представляет свой региональный стиль: Г.Н. Сайнахов – сосьвинских (северных) манси, В.И. Юдин – шеркальских (среднеобских) хантов, А.Г. Гришкин – берёзовских (северо-западных) хантов.
Большой вклад в изучение музыкальной культуры обско-угорских народов внёс кандидат педагогических наук Анатолий Михайлович Ратников, пособия которого послужили нам образцом для изучения инструментальной культуры народа ханты-манси в общеобразовательной школе. Обучение детей игре на традиционных музыкальных инструментах народов Севера – одно из основных направлений деятельности данной программы в общеобразовательной школе №9 г.Мегиона.
Главная идея изучения инструментальной музыки народов ханты и манси в том, чтобы дети смогли передать свои мысли, чувства и впечатления музыкальными звуками, развить в них музыкальную отзывчивость, заложить основы творческой деятельности. Научить любить природу, слышать её звуки и передавать их с помощью музыкального инструмента.
При игре на традиционных музыкальных инструментах используется дифференцированный подход в обучении.
Ведущим направлением в данной педагогической деятельности МАОУ «СОШ №9» является сохранение и развитие музыкальной культуры малочисленных народов Севера ханты и манси, приобщение детей к духовным культурным ценностям, развитие общей культуры; по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовно-нравственными ценностями отечественной культуры многонационального народа России и народов проживающих на территории Югры; формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, за малую родину Югру; по формированию у обучающихся ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации личности ребенка.

Личностные, предметные, метапредметные результаты программы


Предметные
Результаты


Познакомить с музыкальной культурой обско-угорских народов.
Овладение понятиями о музыкальной культуре обско-угорских народов.


Раскрыть основные понятия и термины музыкальной грамоты.
Овладение основными понятиями и терминами музыкальной грамоты.


Познакомить с историей музыкального искусства обско-угорских народов.
Формирование первоначального представления об истории музыкального искусства обско-угорских народов.


Познакомить обучающихся с видами музыкальных инструментов (санквылтап, нарсъюх, журавль). Обучить упражнениям на музыкальных инструментах обско-угорских народов; осваивать особенности приемов игры на хантыйских и мансийских музыкальных инструментах.
Овладение навыками распознавания видов музыкальных инструментов.


Познакомить с биографией музыкантов и музыкальным творчеством обских угров.
Формирование первоначального представления о биографии музыкантов и музыкальном творчестве обских угров.


Познакомить с традиционными музыкальными произведениями народов ханты и манси. Научить узнавать музыкальные произведения народов ханты и манси на занятиях по музыкальному искусству и на DVD носителях.
Накопление опыта восприятия и воспроизведения традиционных музыкальных произведений народов ханты и манси. Овладение навыками распознавания на слух музыкальных произведений народов ханты и манси.


Развивать способность игры на музыкальных инструментах обско-угорских народов учитывая особенности стилей музыкантов.
Овладение способностью играть на музыкальных инструментах обско-угорских народов с учетом стилей авторов.


Метапредметные
Результаты


Развивать образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память, слух, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Развитие творческих способностей: воспроизводят сам процесс рождения музыки – самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонаций, импровизируют.


Развивать творческие способности обучающихся, в том числе способность к импровизации.
Овладение навыками импровизации на музыкальных инструментах обско-угорских народов.


Развивать музыкальный слух.
Формирование музыкального слуха.


Развивать коммуникативные способности.
Приобретения опыта общения между собой и со взрослыми.


Сформировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, навыков планирования, навыков достижения результатов в процессе деятельности.


Сформировать музыкальные, коммуникативные компетенции, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами на музыкальном занятии.
Овладение ключевыми музыкальными, коммуникативными компетенциями, составляющими основу различных необходимых музыкальных умений.


Личностные
Результаты


Воспитывать гражданское отношение к культурным традициям обско-угорских народов и осознание ценности музыкального наследия обско-угорских народов.
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, за малую родину Югру.


Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Формирование духовно-нравственного отношения к культурным традициям народов и осознание ценности музыкального наследия обско-угорских народов.


Развивать потребность здорового образа жизни, мотивации и активизации к творчеству, импровизации, бережного отношения к окружающей среде, духовным и материальным ценностям разных народов.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к духовным и материальным ценностям обско-угорских народов и других народов Югры.


Воспитывать трудолюбие у обучающихся на занятиях по инструментальной музыке обско-угорских народов.
Формирование способности трудиться на занятиях усваивая тематический материал и организуя свое рабочее место.


Развивать творческое мышление у обучающихся.
Формирование способностей к творчеству и неповторимости результатов своего труда.


Сформировать способности самооценки у обучающихся в объединении.
Формирование способности к самооценке.


Формы, структура занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы является занятия продолжительностью 40 минут один раз в неделю.
Структура занятия, проводимого в общеобразовательной школе №9 г.Мегиона состоит из следующих частей:
объяснение новой темы;
определение основных положений и правил для усвоения навыков и умений;
повторение и закрепление практических навыков и умений;
демонстрация преподавателем одного или нескольких способов работы над заданиями;
устное обобщение итогов работы над изучаемым материалом;
определение домашнего задания, цель которого – закрепление соответствующих знаний или навыков.


Содержание образовательной программы
В основе программы заложен фундамент комплексного обучения игры на музыкальных инструментах, включающий в себя три взаимовлияющих и дополняющих пути обучения:
1. Репродуктивный – предполагает постоянное и систематическое исполнение музыкального материала на основе имеющегося музыкального опыта обучающегося.
2. Творческий – включает собственное творчество обучающегося.
3. Творческо-поисковый – предполагает формирование умений и навыков музыкального исполнительства с импровизацией выученных мелодий и сочинения собственных наигрышей.

Исполнительская программа
Для освоения первоначальных умений игры на музыкальных инструментах важно освоить конкретные музыкально-двигательные умения:
движение правой руки при игре на музыкальных инструментах;
своевременная перестановка пальцев левой руки согласно позиции постановки пальцев;
правильная посадка, владение корпусом тела при игре на музыкальных инструментах.
Знакомство с инструментом:
Рассказ об инструменте, технология изготовления, истоки, развитие исполнительства, показ основных приемов игры на инструменте, слушание и просмотр записей звучания инструмента.
Развитие слуха:
интонирование мелодий;
определение жанра, характера, содержание музыкального произведения;
знакомство со звучанием, строем инструментов;
транспонирование;
подбор по слуху.

Организация двигательного аппарата:
подготовительные двигательные навыки, упражнения;
развитие координации рук;
постановка рук и освоение штрихов.
Развитие чувства ритма:
ритмическая обработка упражнений с различным техническим воплощением.

Овладение исполнительскими умениями и навыками:
знакомство с терминологией и использование её при исполнении произведений;
динамические оттенки различных приёмов игры на музыкальном инструменте.
Исполнительское искусство требует систематической работы над овладением необходимыми техническими умениями и навыками. Для успешного технического мастерства обучающегося важна планомерная работа над умело подобранными и разнообразными упражнениями. Эту работу следует сделать, как можно более привлекательной для ребёнка. Важно, чтобы обучающийся ощутил в упражнении определённый музыкальный смысл и стремился достигнуть нужного качества звучания, активности и определённости ритма.
При усвоении упражнений важно добиться целесообразности и ловкости движений, координации всех частей руки и единственной смены моментов напряжения и освобождения мышц.
При работе над упражнениями необходимо добиться увеличения темпа и всё большей четкости движений пальцев. Для развития независимости пальцев исключительно полезны упражнения в виде различных мелизмов, двойных нот.
Работа над музыкальным произведением является основой процесса обучения игре на инструментах обско-угорских народов.
При изучении различных произведений обучающиеся уже на первом году обучения знакомятся с музыкальной речью, ее выразительным значением, строением, приобретают первые исполнительские умения, развивают музыкальную память, исполнительское внимание, чувство музыкальной формы.
По мере общего музыкального развития на материале музыкальных произведений обучающийся постоянно должен овладевать исполнительской техникой, развивать внутренний слух, творческое воображение, учиться вникать в сущность музыкальных образов более ярко воплощая их в своей игре, научиться самостоятельно трактовать произведение, учитывая его жанровые и стилевые особенности.
С самого начала работы над произведением педагогу важно уметь увлечь ею обучающегося. Уже с первых лет обучения приучить его осмысленно исполнять музыку.
На втором году обучения обучающийся должен уметь охарактеризовать произведение за счёт определения жанровых особенностей, выразительных средств, темпа и его развития, определить кульминацию, пояснить музыкальные термины.
Исполнение самостоятельно выученного произведения наглядно показывает, чему обучающийся научился за данный период времени в объединении. По тому, как он самостоятельно разбирается в тексте, как воплощает художественный образ, как слушает себя во время исполнения, становится ясно, на какие разделы работы педагогу необходимо обратить внимание.
С целью накопления репертуарного багажа следует обращаться к практике, возвращаться к отдельным произведениям выученным ранее. Такими музыкальными произведениями могут быть особенно любимые обучающимися успешно исполненные публично.






Содержание программы 1-го года обучения

Раздел 1
Тема № 1.
Теоретический раздел.
Историческая справка о мансийском музыкальном инструменте «санквылтап», технология изготовления инструмента, устройство музыкального инструмента, настройка.
Практический раздел.
Упражнения для развития музыкального ритма и слуха.
Тема № 2.
Теоретический раздел.
Знакомство с биографией мансийского музыканта Эмиля Ивановича Косполова, посёлок Кондинское Кондинского района. Разучивание на музыкальных инструментах «санквылтап», наигрышем-песней «Куккук нелмэ» (Песня Кукушки).
Практический раздел.
Разучивание мансийского наигрыша-песни «Куккук нелмэ» (Песня Кукушки), музыка народная. Обучение мансийским приёмам игры, щипки обеими руками. Пропевание мелодии одновременно с исполнением на санквылтапе.
Тема № 3.
Теоретический раздел.
Знакомство с биографией мансийского музыканта Григория Николаевича Сайнахова родившегося в деревне Щекурья Берёзовского района. Знакомство с мансийскими наигрышами: «Совыр союм», «Пайпынг ойка», «Мелодия звериного танца», «Мансийский медленный танец», «Мелодия танца девушек из Ялпуса».
Практический раздел.
Разучивание мансийского наигрыша Г.Н. Сайнахова «Совыр Союм». Освоение игры боем по одной струне. Обозначение мелодической линии и динамических оттенков.
Раздел 2
Тема № 1
Теоретический раздел.
История происхождения хантыйского музыкального инструмента «нарсъюх». Устройство музыкального инструмента, технология изготовления и настройка. Сравнение с мансийским инструментом «санквылтап», их отличия.
Практический раздел.
Упражнения для развития музыкального ритма и слуха.
Тема № 2
Теоретический раздел.
Знакомство с биографией хантыйского музыканта Владимира Ивановича Юдина, посёлок Шеркалы Октябрьского района. Освоение хантыйского музыкального инструмента «нарсъюх», исполнение хантыйских наигрышей: «Лулла» (Гагара), «Вон як» (Большая пляска), «Уйкем» (Зверёк).
Практический раздел.
Первоначальное обучение приёмам игры щипками одновременно с боем по всем струнам, а также пропевание основной мелодии. Разучивание хантыйского наигрыша-танца «Вон як».
Тема № 3
Теоретический раздел.
Знакомство с биографией хантыйского музыканта Андрея Александровича Ангашупова родившегося в деревне Лохтоткурт Октябрьского района. Овладение музыкальных инструментов: «нарсъюх», «тор сапль юх», исполнение хантыйских наигрышей: «Шовыр союм» (Заячий ручей), «Хул велты х
· як» (Танец рыбаков), «Уйкем» (Зверёк). Музыкальная постановка ритуального обряда хантыйской свадьбы «Поры».
Практический раздел.
Разучивание хантыйского наигрыша-танца «Шовыр союм» (Заячий ручей) и «Куринька». Освоение стиля игры хантыйского музыканта А.А. Ангашупова на нарсъюхе. Соединение двух наигрышей в единую композицию. Работа над динамическими, ритмическими оттенками.
Раздел 3
Тема № 1
Теоретический раздел.
Соединение трёх наигрышей в одну композицию: Наигрыш «Совыр союм» муз. Г.Н. Сайнахова, наигрыш-танец «Куринька» муз. А.А. Ангашупова, наигрыш-танец «Шовыр союм» муз. А.А. Ангашупова.
Практический раздел.
Отрабатывание музыкальной лёгкости игры на инструменте. Работа над динамическими, ритмическими оттенками.
Раздел 4
Итоговое занятие
Итоговое занятие по пройденному материалу (декабрь).


По окончании первого года обучения в объединении обучающиеся должны овладеть знаниями:
названия основных музыкальных инструментов обско-угорских народов их отличительными особенностями, а так же историей происхождения, технологией изготовления;
биографии и музыкального творчества музыкантов обско-угорских народов: Э.И. Косполова, В.И. Юдина, А.А. Ангашупова, Г.Н. Сайнахова;
рассказывать о музыкальных инструментах народов ханты и манси упражнениями для развития музыкального ритма и слуха;
названиями традиционных мелодий;
музыкальных терминов.
Должны овладеть умениями:
рассказывать о музыкантах Югры;
исполнять различные упражнения на музыкальных инструментах;
объяснять значение терминов;
исполнять традиционные наигрыши.

Содержание программы 2-го года обучения
Раздел 1
Тема № 1
Теоретический раздел.
Прослушивание аудио и просмотр видеозаписей о музыканте Г.Н. Сайнахове. Знакомство с динамическими и ритмическими оттенками.
Практический раздел.
Мансийский наигрыш Г.Н. Сайнахова «Пайпынг Ойка» (Мужичок с берестяным кузовочком – Дух-покровитель деревни Хошлог). Приём игры – бой по одной струне.
Тема № 2
Теоретический раздел.
Биография мансийского музыканта Лончакова Калистрата Петровича, деревня Мункес Берёзовский район, музыкальный инструмент «санквылтап», репертуар: «Танец Веры», «Сот турхул тэм экв», «Куринька», «Вораян йикв».
Просмотр видеозаписи с наигрышами сочиненными в середине ХХ века.
Практический раздел.
Разучивание мансийского наигрыша-танца К.П. Лончакова «Сот турхул тэм экв» (Медленно танцующая женщина, съевшая семь карасей).
Раздел 2
Тема № 1
Практический раздел.
Закрепление и соединение мансийской мелодии «Совыр Союм» – (Заячий ручей), наигрыш-танец «Куринька» муз. А.А. Ангашупова, наигрыш-танец «Шовыр союм» муз. А.А. Ангашупова в единое целое произведение.
Раздел 3
Тема № 1
Теоретический раздел.
Знакомство с биографией хантыйского музыканта Артёма Григорьевича Гришкина, деревни Ванзеват Белоярского района. Исполнение на музыкальном инструменте «нарсъюх», репертуара: «Ай Дарьюшка, бабушка», «Голос весеннего лебедя», «Казарки летят», «Ай пеши», «Сорни най», «Пупи як», «Тугиянская Куринька».
Беседа об истории создания произведений.
Практический раздел.
Проигрывание хантыйского наигрыша А.Г. Гришкина – «Голос весеннего лебедя». Настройка инструмента в мажорном ладу в пределах второй октавы. Работа над динамическими оттенками.
Тема № 2
Теоретический раздел.
Настройка музыкального инструмента. Понятия «Строй инструмента», «Мажорный» и «Минорный» лад.
Практический раздел.
Разучивание хантыйский наигрыша музыканта Д.Г. Агеева «Ай пеши» (Оленёнок). Работа над ритмическими и динамическими оттенками, а также над темпом.
Раздел 4
Тема № 1
Практический раздел.
Разучивание двух наигрышей-танцев «Хул велты х
· як» (Танец рыбаков) муз. А.А. Ангашупова и «В‰н як» (Большая пляска) муз. В.И. Юдина. Работа над динамикой, ритмом и темпом. Соединение наигрышей.
Раздел 5
Тема № 1
Практический раздел.
Итоговое занятие.
Раздел 6
Тема № 1
Практический раздел.
Концерт.

По окончании второго года обучения обучающиеся должны овладеть знаниями:
биографии и музыкального творчества музыкантов Югры: К.П. Лончакова, А.Г. Гришкина, их стиля игры;
названия традиционных мелодий;
репертуара;
музыкальными терминами.
должны овладеть умениями:
рассказать о музыкантах Югры, пояснять стили музыкантов;
исполнять различные упражнения на музыкальных инструментах;
дать полное название репертуара пройденного за год;
исполнять традиционные наигрыши, выученные за первый и второй год обучения;
упражнения – удары по одной струне сверху вниз и снизу вверх.

Содержание программы 3-го года обучения
Раздел 1
Тема № 1
Теоретический раздел.
Знакомство с биографией мансийского музыканта Пеликова Николая Тимофеевича.
Рассказ-беседа об истории создания музыкальных произведений Н.Т. Пеликова, прослушивание исполнения традиционных песен с сюжетами мифов.
Практический раздел.
Разучивание мансийского наигрыша-танца «Лозьвинский женский танец» муз. Н.Т. Пеликова. Отработка игры рукой ударом вверх и вниз по одной струне.
Тема № 2
Теоретический раздел.
Проигрывание мансийского наигрыша-танца «Танец Веры» муз. К.П. Лончакова. Знакомство с особенностью произведения (именной танец, движения танца сочинила одна из носительниц традиционной культуры).
Практический раздел.
Работа над динамическими оттенками и над штрихом. Изменение мелодии с добавлением разного ритмического рисунка и применение игры щипками.
Тема № 3
Теоретический раздел.
Знакомство с мансийским наигрышем-танцем «Куринька» муз. К.П. Лончакова. Беседа об истории «Куриньки».
Практический раздел.
Работа над чувством ритма и слежение за мелодической линией при игре по всем струнам (аккордами).
Раздел 2
Тема № 1
Теоретический раздел.
Просмотр видеозаписи «Фрагмент из Медвежьего праздника». Беседа о наигрыше-танце «Пупи як» (Медвежья пляска), традиционно исполнявшийся на медвежьих игрищах в один из обрядовых дней.
Практический раздел.
Повторение и закрепление пройденного материала.
Разучивание хантыйского наигрыша-танца «Пупи як» (Медвежья пляска) муз. А.Г. Гришкина.
Тема № 2
Теоретический раздел.
Знакомство с хантыйским наигрышем-танцем «Танец оленеводов» муз. А.А. Ангашупова. Рассказ-беседа об исполнении танца на празднике оленеводов.
Практический раздел.
Разучивание хантыйского наигрыша-танца «Танец оленеводов» муз. А.А. Ангашупова. Работа над исполнением ритмического рисунка, выделение сильных долей в музыкальном произведении.
Тема № 3
Теоретический раздел.
Просмотр видеозаписей, слушание аудиозаписи хантыйского наигрыша «Уйкем» (Зверёк). Беседа о наигрыше.
Практический раздел.
Разучивание хантыйского наигрыша В.И. Юдина и А.А. Ангашупова – «Уйкем» (Зверёк)
Раздел 3
Тема № 1
Практический раздел.
Итоговое занятие по пройденному материалу.
Раздел 4
Тема № 1
Практический раздел.
Концерт.

По окончании третьего года обучения обучающиеся должны овладеть знаниями:
биографии и музыкального творчества обско-угорских музыкантов: Н. Пеликова и остальных музыкантов изученных ранее;
названий традиционных мелодий;
репертуара;
музыкальных терминов.
Должны овладеть умениями:
рассказать о музыкантах Югры, объяснять стили музыкантов;
исполнять различные упражнения на музыкальных инструментах;
дать полное название репертуара пройденного за год;
исполнять традиционные наигрыши, выученные за три года обучения;
упражнений-ударов по одной струне сверху вниз и снизу вверх;
объяснять музыкальные термины.

Содержание программы 4-го года обучения
Раздел 1
Тема № 1
Теоретический раздел.
Подготовка к итоговому концерту.
Тема № 2
Теоретический раздел.
Прослушивание мансийского наигрыша-танца «Танец пожилых женщин». Наблюдение за сложностью данной мелодии: синкопированного ритма, обрывистого окончания фраз и резкого перехода на новую фразу.
Практический раздел.
Разучивание мансийского наигрыша-танца «Танец пожилых женщин» муз. А.В. Бахтиярова.
Тема № 3
Теоретический раздел.
Прослушивание мансийского наигрыша-танца «Вораян йикв» (Мужской танец охотников) муз. К.П. Лончакова. Беседа о структуре танца, который включает в себя: ходьбу по насту, высматривание добычи, стрельбу, и другие элементы.
Изучение приемов постановки рук на музыкальном инструменте.
Практический раздел.
Разучивание мансийского наигрыша-танца «Вораян йикв» (Мужской танец охотников) муз. К.П. Лончакова.
Тема № 4
Теоретический раздел.
Знакомство с биографией Александра Петровича Тургачёва, ученика Д.Г. Агеева школы искусств, посёлка Саранпауль Берёзовского района.
Практический раздел.
Разучивание мансийского наигрыша «Легенда» муз. А.П. Тургачёва.
Тема № 5
Теоретический раздел.
Демонстрация техники игры на санквылтапе присущая Николаю Тимофеевичу Пеликову. Изучение постановки рук через видеозапись.
Практический раздел.
Разучивание мансийского наигрыша-танца «Лозьвинский мужской танец» муз. Н.Т. Пеликова.
Раздел 2
Тема № 1
Теоретический раздел.
Знакомство с биографией мансийского музыканта Алексея Васильевича Бахтиярова.
Сравнение стилей игры Н.Т. Пеликова и А.В. Бахтиярова. Сравнение техники игры А.В. Бахтиярова с техникой игры Н.Т. Пеликова. Беседа о технике постановки пальцев левой руки при игре щипками.
Практический раздел.
Разучивание мансийского наигрыша-танца «Быстрый женский танец» муз. А.В. Бахтиярова. Отработка фрагментов наигрыша в медленном темпе, с изложением ритмического рисунка.
Отработка пройденного материала за все четыре года обучения.
Тема № 2
Теоретический раздел.
Знакомство с биографией А.Г. Гришкина, деревни Тугияны, Белоярского района. Наблюдение за исполнением наигрыша «Казарки летят», прослушивание при исполнении звуков крика гусей при перелёте гусей-казарок.
Знакомство с несколькими приёмами игры на нарсъюхе.
Практический раздел.
Разучивание хантыйского наигрыша «Казарки летят» муз. А.Г. Гришкина.
Тема № 3
Теоретический раздел.
Изучение и наблюдение за интерпретацией традиционных наигрышей.
Наблюдение за различными эмоциональными и разнообразными оттенками музыки А.Г. Гришкина.
Практический раздел.
Разучивание хантыйского наигрыша-танца «Тугиянская Куринька». Беседа о детстве Артёма Григорьевича. История создания мелодий и её названия «Тугиянская Куринька».
Раздел 3
Тема № 1
Практический раздел.
Прослушивание произведений в конце декабря и в конце марта месяцев.

Раздел 4
Тема 1
Практический раздел.
Итоговое занятие по пройденному материалу.

Раздел 5
Тема 1
Практический раздел.
Выпускной экзамен в конце мая.

По окончании четвёртого года обучения в объединении мастерская обско-угорских наигрышей обучающиеся должны овладеть знаниями:
биографии и музыкального творчества музыкантов Югры: А.П. Тургачева и А.В. Бахтиярова, а так же остальных музыкантов пройденных за четыре года;
названий всех традиционных наигрышей;
репертуаром;
музыкальной терминологией;
объяснять стили музыкантов.
Должны овладеть умениями:
исполнения различных упражнений на музыкальных инструментах;
исполнения традиционных наигрышей;
всех стилей игры;
приёмами игры на всех традиционных инструментах;
держать себя на сцене при исполнении музыкальных произведений.

Содержание программы ансамбля с 1-го по 4-ый год обучения
В группе ансамбля содержание тем и разделов, такие как в I и II группе. Подразумевается, что разучив несколько мелодий, обучающиеся начинают играть в ансамбле, что позволяет им слушать и слышать друг друга, уважать и прислушиваться к мнениям каждого воспитанника. Раскрываются творческие способности, способности к импровизации. Проявляется сплочённость коллектива, чувство ответственности и уважения. Пройдя весь курс обучения, обучающиеся могут самостоятельно участвовать в фестивалях, конкурсах, мероприятиях разного уровня, как в городе, так и за его пределами.

Примерный список произведений,
рекомендованных для изучения программы
Наигрыши
«Два наигрыша Юхлымова», «Два наигрыша Л. Тарагупта», «Ворона», «Лебедь», «Мелодия о Родине», «На пяти обских прялицах сыгранная мелодия», «Два мамонта икру метали», «Мелодия девушек из деревни Теги», «Голос весеннего лебедя», «Оленёнок», «Трясогузка», «Мать Богиня», «Казарки летят», «Кавр-ойка», «Мелодия крылатого старика», «Мелодия девушек из Пастыра», «Мелодия сына Санки-панки», «Совыр союм» («Заячий ручей»), «Мелодия бисерного звона», «Пайпынг Ойка» («Мужичок с берестяным кузовочком»), «Уйкем» («Зверёк»), «Сас Нёл», «Легенда».

Наигрыши-танцы
А.А. Ангашупов «Куринька»
А.А. Ангашупов «Шовыр союм» (Заячий ручей)
Н.Т. Пеликов «Лозьвинский женский танец»
Г.Н. Сайнахов «Старинный женский танец»
К.П. Лончаков «Танец Веры»
К.П. Лончаков «Вораян йикв» («Танец охотников»)
К.П. Лончаков «Куринька»
Н.Т. Пеликов «Лозьвинский мужской танец»
А.В. Бахтияров «Мужской танец»
А.Г. Гришкин «Куринька»
А.Г. Гришкин «Пупи як» («Медвежья пляска»)
А.Г. Гришкин «Танец оленеводов»
К.П. Лончаков «Сат турхул тэм экв» («Медленно танцующая женщина, съевшая семь карасей»)
А.А. Ангашупов «Хул велты х
· як» («Танец рыбаков»)
Г.Н. Сайнахов «Мелодия звериного танца»
М. Гындыбин «Первый танец Медведя»
М. Гындыбин «Мелодия мужского танца из Тапсуя»
Г.Н. Сайнахов «Мелодия танца девушек из Ялпуса»
Г.Н. Сайнахов «Мансийский медленный танец»


Наигрыши-песни
«Куккук нелмэ» («Песня Кукушки») музыкальная обработка Э.И. Косполова, слова Ю.Н. Шесталова.

Контроль и учет успеваемости
Важное место в процессе обучения занимает участие обучающихся в конкурсах, фестивалях и других фольклорных как школьных, так и городских мероприятиях.
Как показатель исполнительского уровня у обучающихся являются учебные занятия и результаты выступлений на концертах. Показателями результатов являются и личностные качества, такие качества, как: умение собираться, преодолевать излишнее волнение, закалять силу воли и накапливать опыт выступлений перед публикой, во-вторых, они являются хорошей формой трансляции результатов работы обучающихся и педагога.
Виды контроля

Год обучения
Концерт
Участие в школьных и городских мероприятиях

I



II



III



IV




Ожидаемые результаты
По окончанию обучения игре на национальных инструментах, обучающиеся познакомятся и изучат историю музыкального искусства обско-угорских народов; изучат основные понятия и термины; будут знать всех музыкантов-исполнителей народов ханты и манси, в совершенстве овладеют техникой игры на санквылтапе и нарсъюхе. Будут знать весь репертуар, который изучали на протяжении четырёх лет. Освоят основные понятия и термины музыкальной грамоты. Обучающиеся центра на протяжении обучения разовьют творческие способности, в том числе способности к импровизации и будут участвовать в фестивалях и в фольклорных мероприятиях.

Оборудование
Инструментарий ручной работы;
Музыкальные инструменты (санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив);
Нотные и методические пособия: А.М.Ратников «Методика игры на музыкальных инструментах» (санквылтап и нарсъюх), «Наигрыши обско-угорских народов» ;
Технические средства – видео и аудиотехника, аудио и видеоматериалы, компьютер, интерактивная доска.






Особенности образовательной программы:
Срок обучения в объединении мастерская обско-угорских наигрышей 4 года.
Возраст обучающихся игре на музыкальных инструментах от 7 до 14 лет.
Количественный состав обучающихся по групповым предметам – от 2 и более человек.
Помимо занятий в ансамбле, в соответствии с учебным планом, 1 раз в неделю могут проводиться сводные репетиции .
Начальный этап обучения имеет два направления: общеобразовательное и любительское. Задача этого этапа – выявить и развить индивидуальные творческие возможности и склонности обучающегося, дать необходимые теоретические знания и выработать исполнительские умения и навыки.
Задача второго этапа – привить интерес обучающихся к музыкальному искусству обско-угорских народов, развить творческие способности ребёнка, а так же выработать исполнительские навыки игре на музыкальных инструментах.
Важным фактором является целесообразный подбор художественно-педагогического репертуара. Весь репертуар построен так, чтобы обучающемуся было проще и легче обучаться на музыкальных инструментах.
По мере повышения исполнительского мастерства происходит естественная корректировка в обучении, где могут использоваться самые разнообразные формы: беседы, лекции, просмотр видеозаписей, прослушивание музыки, встречи с творческими исполнителями и коллективами, концертная деятельность и др.
Особенностью в обучении на музыкальных инструментах является связь с литературой, фольклором (пением, танцами, изучением обрядов, ритуалов, фольклорных праздников), знакомство с техникой приемов игры хантыйских и мансийских музыкантов.
К данной программе мною был собран нотный сборник «Наигрыши обско-угорских народов».

В процессе реализации присутствуют и определённые трудности, обусловленные:
отсутствием целостной рациональной образовательной программы обучения на музыкальных инструментах обско-угорских народов;
недостаточным обеспечением учебно-методической литературы по традиционной музыке, нотно-музыкальным материалом;
спецификой конструктивных особенностей традиционных музыкальных инструментов, которая не позволяет адаптировать их к возможностям классических инструментов, тем самым использовать традиции академической исполнительской школы.

Решение указанных проблем планируется осуществлять через:
творческие встречи с ведущими исполнителями и педагогами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Д.Г. Агеевым, А.М.Ратниковым, М.С. Меровой, З.Н. Лозямовой, Е.А. Нёмысовой, Е.И. Ромбандеевой, Т.А. Молдановым, Т.А. Молдановой);
участие в мастер-классах, творческих мероприятиях, фестивалях, конференциях по темам традиционной культуры народов Севера, в том числе и исполнительского искусства;
приобретение необходимой учебно-методической и нотной литературы на правах постоянного партнёрства и сотрудничества с учреждениями: библиотека г.Мегиона, Историко-культурный и исторический центр и его выставочные залы, Музейно-туристический комплекс «Югра»г.Мегиона. Учебно-тематический план
I год обучения

разд.,
тем
Название разделов и тем
№ занятия, часы
Виды занятий
Дата
часы

1.

2.
2.1.


2.2.

2.3.


2.4.


3.
3.1.




4.
4.1.
Вводное занятие.

Раздел разучивания.
Мелодия «Куккук нелме»
муз. Э.И. Косполов.

Мелодия «Вон як» муз. В.И. Юдина.

Мелодия «Заячий ручей» и «Куринька»
муз. А.А. Ангашупова.

Мелодия «Совыр союм»
муз. Г.Н. Сайнахова.

Раздел. Повторение мелодий
Мелодия «Куккук нелме»
муз. Э.И. Косполова, «Совыр союм»
муз. Г.Н. Сайнахова.

Раздел: Соединение трех наигрышей
«Куринька» муз. А.А. Ангашупова.
«Заячий ручей» муз. А.А. Ангашупова.
«Совыр союм» муз. Г.Н. Сайнахова.

Теоретический
Практический

Теоретический
Практический

Теоретический
Практический
Теоретический
Практический

Теоретический
Практический

Практический





Практический


5


6


4


3

4


4




5

5.
1. Итоговое занятие.

Практический

1

6.
1. Концерт.

Практический

2

Всего 34 ч



Учебно-тематический план
II год обучения

разд.,
тем
Название разделов и тем
№ занятия, часы
Виды занятий
Дата
проведения
Количество часов


1.
1.1.


1.2.

1.3.


2.
2.1.



3.
3.1.
3.2.
3.3.

Раздел: Мансийский наигрыш
«Пайпынг ойка» - «Мужичок с берестяным кузовочком» муз. Г.Н. Сайнахова.

«Ай пеши» («Оленёнок») муз. Д.Г. Агеева.

Медленный женский танец «Сот турхул тэм экв» муз. К.П. Лончакова.

Раздел: Повторение
«Совыр союм» муз. Г.Н. Сайнахова.
«Куринька» муз. А.А. Ангашупова.
«Заячий ручей» муз. А.А. Ангашупова.

Раздел: Хантыйские наигрыши
«Голос весеннего лебедя» муз. А.Г. Гришкина.
«Вон як» («Большая пляска») муз. В.И. Юдина. «Хул велты х
· як» («Танец рыбаков») муз. А.А. Ангашупова.


Теоретический
Практический

Теоретический
Практический
Теоретический
Практический

Практический





Теоретический
Практический
Практический



5


6

4


3





6
7

4.
1. Итоговое занятие

Практический

1

5.
1. Концерт.

Практический

2

Всего 34 ч






Учебно-тематический план
III год обучения

разд.,
тем
Название разделов и тем
№ занятия, часы
Виды занятий
Дата
проведения

часы

1.
1.1.


1.2.

1.3.


2.
2.1.


2.2.


2.3.
Раздел: Мансийский наигрыш
«Лозьвинский женский танец»
муз. Н.Т. Пеликова.

«Танец Веры»
муз. К.П. Лончакова.
«Куринька»
муз. К.П. Лончакова.

Раздел: Хантыйские наигрыши
«Пупи як» («Медвежья пляска») муз. А.Г. Гришкина.

«Уйкем» («Зверёк») муз. В.И. Юдина, А.А. Ангашупова.

«Танец оленеводов»
муз. А.А. Ангашупова.


Теоретический
Практический

Теоретический
Практический
Практический



Теоретический
Практический

Теоретический
Практический

Практический


5



6

4



5


5


6

3.
1. Итоговое занятие

Практический

1

4.
1. Концерт.

Практический

2


Всего 34 ч








Учебно-тематический план
IV год обучения


Название разделов и тем
Виды занятий
Дата
часы

1.
1.1.



1.2.


1.3.


1.4.

Мансийские наигрыши
Историческая справка об истории создания произведения.
«Танец пожилых женщин» муз. А.В. Бахтиярова.

Биография автора, творческий путь.
«По святым местам» муз. А. Тургачёва.

Ритуальные наигрыши в жизни Н.Т. Пеликова.
«Лозьвинский мужской танец» муз. Н.Т. Пеликова.

Историческая справка об авторе.
Сравнение стилей игры Н. Пеликова и А. Бахтиярова.
«Быстрый женский танец», «Мужской танец» муз. А.В. Бахтиярова.

Теоретический
Практический

Теоретический
Практический

Теоретический
Практический

Теоретический
Практический

5


10

5

5


5

3.
1. Итоговое занятие
Практический

2

4.
1. Раздел: Выступление на фестивалях, выставках, концертах, праздниках.
Практический

2

Всего 34 ч










Календарно-тематический план
I год обучения


Название темы, раздела
Дидактический материал и информа-
ционно-
методи-
ческое
обеспе-
чение
Педагогические средства
Вид деятельности учащихся
Планируемый результат и уровень усвоения

Часы






Компетенции







Учебно-познавательная
Информационно-коммуникативная







Базовый
уровень
Продвинутый
уровень



1.
Вводное занятие.
Объяснительно-иллюстративная
Инструктаж по технике безопасности.
Групповая



2

1
Раздел: Мансийские наигрыши
Мелодия «Куккук нелме» муз. Э.И. Косполов
Цель: Знакомство с музыкальной культурой народов ханты и манси.
Объяснительно-иллюстративная, аудио и видеозапись пьесы автора.

Рассказ-беседа,
анализ информации, кейсы, синквейны, частично-поисковый метод, диспут, дисскусия.
Индивидуальная, групповая.
Уметь привить интерес детей к музыке обско-угорских народов.
Уметь рассказать о музыкальных инструментах.
Знать основные позиции левой руки.
Навык распознавать и отличать музыкальные инструменты друг от друга.
Умение участвовать в диалоге с учителем, аргументировано доказывать свою позицию.
4

2
Мелодия «Совыр союм»
муз. Г.Н. Сайнахова
Цель: Разучивание приемов игры боем по одной струне
Портрет, инструмент, компьютер, видео презентация. Наглядные пособия, портреты авторов,
ТСО
Кейсы, синквейны, частично-поисковый метод.
Индивидуальная, групповая.
Следить за мелодической линией.
Знать историю происхождения этой пьесы.
Навык импровизации
при игре на инструменте.
Навык усложнять по ходу пьесы, составлять ритмический рисунок.
Умение участвовать в диалоге с учителем.
4

3
Раздел. Повторение мелодий
Мелодия «Куккук нелме» муз. Э.И. Косполов
«Совыр союм»
муз. Г.Н. Сайнахова
Цель: Закрепление пройденного материала
инструмент, портрет, терминология. Наглядные пособия, портреты авторов,
ТСО
Исследовательский метод, проектная деятельность, коллективный метод работы (ансамбль)
Индивидуальная, групповая.
Следить за мелодической линией в пьесах.
Контролировать темп, ритм, динамику.
Навык игры разными приемами.
Навык игры вариантов наигрыша «Кук кук нелме».
Умение участвовать в диалоге с учителем, аргументировано доказывать свою позицию.
5

4
Раздел: Хантыйские наигрыши
Мелодия «Вон як» муз. В.И. Юдина.
Цель: Знакомство с приемами игры хантыйских музыкантов
Личностно ориентированная педагогическая ситуация Наглядные пособия, портреты авторов,
ТСО
Частично-поисковый метод, мозговой штурм, самостоятельная работа, кейсы, синквейны, частично-поисковый метод, диспут, дисскусия.
Индивидуальная, групповая.
Следить за ритмическим рисунком.
Добиваться правильного прикосновения (удара) по струнам.
Навык воспроизведения творческого пути автора.
Навык исполнения данный наигрыш.
Умение участвовать в диалоге друг с другом.
2

5
Мелодия «Куринька», «Заячий ручей» муз. А.А. Ангашупова.
Цель: Знакомство с приемами игры хантыйских музыкантов
Аудио учебно-информационные материалы Наглядные пособия, портреты авторов,
ТСО
Тематическая дискуссия, видео учебно-информационные материалы, кейсы, синквейны, частично-поисковый метод, диспут, дисскусия.
Индивидуальная, групповая.
Следить за ритмическим рисунком и динамическими оттенками.
Навык воспроизведения творчества и биографии об авторе, его стиле игры.
Навык импровизации во время игры.
Умение участвовать в диалоге друг с другом.
5

6
Раздел: Соединение трех наигрышей
«Куринька»
муз. А.А. Ангашупова, «Заячий ручей» муз. А.А. Ангашупова.
«Совыр союм»
муз. Г.Н. Сайнахова
Цель: Соединение трех наигрышей в единое целое произведение.
Инструмент, книги, портреты, ИКТ. Наглядные пособия, портреты авторов,
ТСО
Ролевая игра, проектная деятельность, база данных и знаний с удаленным доступом, коллективная работа (ансамбль).
Индивидуальная, групповая.
Следить за динамикой, ритмом, темпом и мелодической линией.
Навык исполнения и выразительности пьес.
Навык сочинения вариаций к пьесе.
Умение участвовать в диалоге друг с другом.
4

7
Контрольный урок
Цель: Сдача пройденного материала.
Санквылтап
Самоотчет,
музыкальная гостиная, кейсы, синквейны, частично-поисковый метод, диспут, дисскусия.
Индивидуальная, групповая.
Сыграть весь пройденный материал без ошибок со всеми ритмическими динамическими и мелодическими особенностями.
Навык использования теоретического материала за пройденный период.
Навык анализа пройденного теоретического материала. Навык самоотчета по пройденному материалу.

5

8
Зачет
Цель: Сдача программы за полугодие
Санквылтап
Самоотчет, музыкальный ринг, конференция.
Индивидуальная, групповая.
Сыграть весь пройденный материал без ошибок со всеми ритмическими динамическими и мелодическими особенностями.
Навык использования опыта воспроизведения теоретического и практического материала за весь учебный год.

5

Всего 34 ч.




Календарно-тематический план
II год обучения


Название темы, раздела
Дидактическая модель обучения и информационно-методическое
обеспечение
Педагогические средства
Вид деятельности учащихся
Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Часы






Компетенции







Учебно-познавательная
Информационно-коммуникативная







Базовый уровень
Продвинутый
уровень



1
Раздел: Мансийский наигрыш.
«Пайпынг Ойка» - «Мужичок с берестяным кузовочком»
муз. Г.Н. Сайнахова.
Цель: Знакомство и разучивание приемов игры, а также пьесу Г.Н. Сайнахова.
Объяснительно-иллюстративная, аудио и видеозапись пьесы автора.

Рассказ-беседа,
анализ информации, кейсы, синквейны, частично-поисковый метод, диспут, дисскусия, музыкальный марафон.
Индивидуальная, групповая.
Уметь привить интерес детей к музыке народов.
Уметь рассказать о музыкальных инструментах.
Знать основные позиции левой руки.
Навык передачи информации по традиционной музыке.
Навык вести дискуссию, участия в диспуте.
Навык коммуникативных взаимоотношений с группой.
Умение участвовать в диалоге с учителем, аргументировано доказывать свою позицию.

2

2
Медленный женский танец «Сот турхул тэм экв» муз. К.П. Лончакова
Цель: Знакомство с приемами игры на санквылтапе К.П. Лончакова
Портрет, инструмент, компьютер, видео презентация. Наглядные пособия, портреты авторов,
ТСО
Кейсы, синквейны, частично-поисковый метод.
Индивидуальная, групповая.
Следить за мелодической линией.
Усложнять по ходу пьесы ритмический рисунок.
Навык импровизации при игре на инструменте.
Навык воспроизведенияистории происхождения этой пьесы.
Умение участвовать в диалоге с учителем.
4

3
Раздел: Повторение.
1. «Совыр союм» муз. Г.Н. Сайнахова
2. «Куринька» муз. А.А. Ангашупова.
3. «Заячий ручей» муз. А.А. Ангашупова.
Цель: Добиться четкого звучания всей пьесы и в быстром темпе
Инструмент, портрет, терминология, ИКТ. Наглядные пособия, портреты авторов,
ТСО.
Исследовательский метод, проектная деятельность, коллективный метод работы (ансамбль).
Индивидуальная, групповая.
Следить за мелодической линией в пьесах.
Контролировать темп, ритм, динамику.
Навык игры разными приемами.
Навык распознавания характерных особенностей музыкальных произведений.
Умение участвовать в диалоге с учителем, аргументировано доказывать свою позицию.

4

4
Раздел: Хантыйские наигрыши.
«Голос весеннего лебедя» муз. А.Г. Гришкина
Цель: Знакомство с автором и с пьесой.
Личностно ориентированная педагогическая ситуация. Наглядные пособия, портреты авторов,
ТСО
Исследовательский метод, Мозговой штурм, самостоятельная работа.
Индивидуальная, групповая.
Следить за ритмическим рисунком.
Добиваться правильного прикосновения (удара) по струнам.
Навык участия в диалоге, исследовательской деятельности, самостоятельного поиска материала по заданной теме.
Навык исполнения и импровизации наигрыша.
Умение участвовать в диалоге друг с другом.
5

5
«Ай пеши» («Оленёнок») муз. Д.Г. Агеева
Цель: Знакомство с музыкальным творчеством автора.
Аудио учебно-информационные материалы Наглядные пособия, портреты авторов,
ТСО
Тематическая дискуссия, видео, музыкальный марафон.
Индивидуальная, групповая
Следить за ритмическим и художественным рисунком и динамическими оттенками.
Навык воспроизведения творчества и биографии об авторе, его стиле игры.
Навык импровизации во время игры.
Умение участвовать в диалоге друг с другом.
2

6
Раздел: Хантыйский наигрыш. Разучивание двух наигрышей
муз. В.И. Юдина
«Вон як» («Большая пляска»),
муз. А.А. Ангашупова
«Хул велты х
· як» («Танец рыбаков»)
Цель: Соединить в единую композицию два наигрыша.
Портрет, инструмент, компьютер, видео презентация. Наглядные пособия, портреты авторов,
ТСО
Мозговой штурм, самостоятельная работа, тематическая дискуссия.
Индивидуальная, групповая.
Следить за динамикой, ритмом, темпом и мелодической линией.
Знать биографию об авторе, его стиль игры.
Знать о средствах выразительности пьес.
Уметь сочинять вариации к пьесам.
Навык воспроизведения наигрышей в оригинальном исполнении.
Навык соединения наигрышей между собой.
Умение участвовать в диалоге друг с другом.
9

7
Контрольный урок
Цель: Сдача пройденный материал
Санквылтап
Анализ пройденного материала, подведение итогов, самоотчет,
музыкальная гостиная.
Индивидуальная, групповая.
Сыграть весь пройденный материал без ошибок со всеми ритмическими динамическими и мелодическими особенностями.
Навык воспроизведения теоретического материала за пройденный период.
Навык анализировать самого себя, и высказывать свое мнение.

4

8
Зачет
Цель: Сдача программы за полугодие
Санквылтап
Самоотчет, музыкальный марафон, конференция.
Индивидуальная, групповая.
Сыграть весь пройденный материал без ошибок со всеми ритмическими динамическими и мелодическими особенностями.
Навык воспроизведения теоретического материала за весь учебный год.

6

Всего 34 ч.




Календарно-тематический план
III год обучения


Название темы, раздела
Дидактическая модель обучения и информационно-методическое обеспечение
Педагогические средства
Вид деятельности обучающихся
Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Часы






Компетенции







Учебно-познавательная
Информационно-коммуникативная







Базовый уровень
Продвинутый
уровень



1
Раздел: Мансийские наигрыши
Мелодия «Лозьвинский женский танец»
муз. Н.Т. Пеликова
Цель: Знакомство с приемом игры сосьвинских манси.

Личностно ориентированная педагогическая ситуация. Наглядные пособия, портреты авторов,
ТСО
Тематическая дискуссия, видео учебно-информационные материалы.
Индивидуальная, групповая.
Прививать интерес детям к музыке народов Севера.
Изучать новые стили игры музыкантов.
Узнавать портреты музыкантов.
Навык знания устройства музыкальных инструментов и их различия.
Навык игры пьесы на традиционных инструментах.
Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им.
2

2
Мелодия «Танец Веры»
муз. К.П. Лончакова
Цель: Разучивание приема игры боем по одной струне совместно со всеми струнами.
Портрет, инструмент, компьютер, видео презентация. Наглядные пособия, портреты авторов,
ТСО
Мозговой штурм, самостоятельная работа.
Индивидуальная, групповая.
Следить за мелодической линией.
Усложнять по ходу пьесы ритмический рисунок.
Навык импровизации при игре мелодий.
Навык истории происхождения этой пьесы.

4

3
Мелодия «Куринька» муз. К.П. Лончакова
Цель: Знакомство с приемом игры рубящим боем по струнам.
Аудио учебно-информационные материалы Наглядные пособия, портреты авторов,
ТСО
Рассказ-беседа,
анализ информации.
Индивидуальная, групповая.
Следить за мелодической линией в пьесах.
Контролировать темп, ритм, динамику.
Навык игры разными приемами
Навык игрынесколькими вариантами этого наигрыша.

4

4
Раздел: Хантыйские наигрыши
Мелодия «Пупи як» («Медвежья пляска»)
муз. А.Г. Гришкина
Цель: Знакомство с приемами игры хантыйского музыканта А.Г. Гришкиным
Инструмент, книги, портреты, ИКТ. Наглядные пособия, портреты авторов,
ТСО
Мозговой штурм, самостоятельная работа, тематическая дискуссия.
Индивидуальная, групповая.
Следить за ритмическим рисунком.
Добиваться правильного прикосновения (удара) по струнам.
Навык распознавания инструмента на котором исполняется произведение и истории происхождения произведения.
Навык правильного исполнения наигрыша.
Уметь находить нужную информацию по теме и использовать ее на занятиях по инструментальной музыке.
5

5
Мелодия «Уйкем» («Зверёк») муз. В.И. Юдина, А.А. Ангашупова
Цель: Соединение двух стилей игры на нарсъюхе.
Личностно ориентированная педагогическая ситуация. Наглядные пособия, портреты авторов,
ТСО
Исследовательский метод, проектная деятельность.
Индивидуальная, групповая.
Следить за ритмическим рисунком и динамическими оттенками.
Навык распознавания биографии музыкантов и стили их игры.
Навык импровизации во время игры.

2

6
«Танец оленеводов» муз. А.А. Ангашупова
Цель: Знакомство с приемом игры А.А. Ангашупова
Портрет, инструмент, компьютер, видео презентация. Наглядные пособия, портреты авторов,
ТСО
Мозговой штурм, самостоятельная работа, тематическая дискуссия.
Индивидуальная, групповая.
Следить за динамикой, ритмом, темпом и мелодической линией.
Навык различия и узнавания особенностей стилей автора.
Навык сочинять вариации к наигрышу.

9

7
Контрольный урок Цель: Сдача пройденный материал
Санквылтап
Анализ пройденного материала, подведение итогов, самоотчет,
музыкальная гостиная
Индивидуальная, групповая.
Сыграть весь пройденный материал без ошибок со всеми ритмическими динамическими и мелодическими особенностями.
Навык передачи теоретического материала.

4

8
Зачет
Цель: Сдача программы за полугодие
Санквылтап
Самоотчет, музыкальный ринг, конференция.
Индивидуальная, групповая.
Сыграть весь пройденный материал без ошибок со всеми ритмическими динамическими и мелодическими особенностями.
Навык передачи теоретического материала.

6

Всего 34 ч.

Календарно-тематический план
IV год обучения


Название темы, раздела
Дидактическая модель обучения и информа-
ционно-
методи-
ческое
обеспе-
чение
Педагогические средства
Вид деятельности учащихся
Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Часы






Компетенции







Учебно-познавательная
Информационно-коммуникативная







Базовый уровень
Продвинутый
уровень



1
Мансийские наигрыши.
Историческая справка об истории создания произведения.
«Танец пожилых женщин» муз. А.В. Бахтиярова

Личностно ориентированная педагогическая ситуация. Наглядные пособия, портреты авторов,
ТСО
Исследовательский метод, проектная деятельность, анализ конкретных ситуаций. Коллективная работа.
Индивидуальная, групповая.

Уметь самостоятельно изучить новые стили игры музыкантов.
Уметь рассказать о музыкальных инструментах, и о наигрыше.
Навык объяснения об устройстве музыкальных инструментов.
Навык правильного исполнения пьесы с музыкальными украшениями.
Умение находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им.

4

2
Биография автора, творческий путь.
«По святым местам» муз. А. Тургачёва
Аудио учебно-информационные материалы Наглядные пособия, портреты авторов,
ТСО
Мозговой штурм, самостоятельная работа, тематическая дискуссия. Коллективная работа.
Индивидуальная, групповая.

Уметь следить за мелодической линией.
Знать как правильно усложнять по ходу пьесы ритмический рисунок.
Знать историю происхождения этой пьесы.

Навык импровизации при игре мелодии.

4

3
Ритуальные наигрыши в жизни Н.Т. Пеликова.
«Лозьвинский мужской танец» муз. Н.Т. Пеликова


Инструмент, книги, портреты, ИКТ. Наглядные пособия, портреты авторов,
ТСО
Рассказ-беседа,
анализ информации, тематическая дискуссия. Коллективная работа.
Индивидуальная, групповая.

Уметь следить за мелодической линией в пьесах.
Уметь контролировать темп, ритм, динамику.
Навык исполнения нескольких вариантов этого наигрыша.
Навык игры разными приемами, импровизировать во время исполнения данного наигрыша.

4

4
Хантыйские наигрыши.
Историческая справка об авторе.
Сравнение стилей игры Н. Пеликова и А. Бахтиярова «Быстрый женский танец» и «Мужской танец» муз. А.В. Бахтиярова
Портрет, инструмент, компьютер, видео презентация. Наглядные пособия, портреты авторов,
ТСО
Мозговая атака, круглый стол, ролевая игра. Тематическая дискуссия. Коллективная работа.
Индивидуальная, групповая.
Уметь следить за ритмическим рисунком.
Уметь добиваться правильного прикосновения (удара) по струнам.
Знать на каком инструменте и где исполняется этот наигрыш.
Навык правильного исполнения данного наигрыша.
Умение находить нужную информацию по теме и использовать ее на занятиях по инструментальной музыке.
5

5
Контрольный урок
Прослушивание программы
Санквылтап, нарсъюх, тары сыплув йив.
Анализ пройденного материала, подведение итогов, самоотчет,
музыкальная гостиная
Индивидуальная, групповая.
Уметь сыграть весь пройденный материал без ошибок со всеми ритмическими, динамическими и мелодическими особенностями.
Навык активного участия в групповых дискуссиях, при этом не подавляя других участников.
Навык публичного выступления.
Навык поддерживать групповое общение, сотрудничество и взаимопомощь.

5

6
Государственный экзамен
Санквылтап, нарсъюх, тары сыплув йив
Отчетный концерт.
Индивидуальная, групповая.
Уметь сыграть весь пройденный материал без ошибок со всеми ритмическими, динамическими и мелодическими особенностями.
Навык передачи теоретического материала за весь учебный год.
Навык исполнения программы государственного экзамена

9

7
Раздел: Выступление на фестивалях, выставках, концертах, праздниках
Санквылтап, нарсъюх, тары сыплув йив.
Участие в концертах, фестивалях, конкурсах.
Индивидуальная, групповая.
Уметь создавать концертный номер и исполнить его на высоком уровне.
Навык исполнения репертуара с импровизированной вариацией.

3

Всего 34 часа



Список литературы для педагога
Агеев, Д.Г. Методика игры на национальных инструментах / Д.Г. Агеев. – Ханты-Мансийск, 2003. – с. 152. (Приложение Агеев, Д.Г. DVD – диск. Инструментальная музыка обско-угорских народов / Д.Г. Агеев // 2007.)
Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах ДШИ. М., 1988. – 35 с.
Музыка и танец в культуре обско-угорских народов / Под ред. Н.В. Лукиной. – Т: Изд-во Том. ун-та, 2001. – 66 с.
Программа «Мастерская югорских наигрышей» // Сост. В. С. Меров, Ханты-Мансийск: Детская творческая студия «Лылынг союм», 2006. – 10 с.
Ратников А.М, Традиционные музыкальные инструменты обско-угорских народов –Издательство НГГУ Нижневартовск, 2008
Священный сказ о сотворении земли / мансийские мифы / Пер. О. Шесталов-Фидорович. – Л.; Х.-М.: «Стерх – Белый журавль», 1992. – 34 с.
Черенцов, В.Н. Медвежий праздник у обских угров / В.Н. Чернецов., Т: 2001. – 34 с.

Рекомендуемая литература для детей
Агеев, Д.Г. Методика игры на национальных инструментах / Д.Г. Агеев. – Х-М. 2003. – с. 152. Приложение (Агеев Д.Г. DVD –диск. Инструментальная музыка обско-угорских народов / Д.Г. Агеев // 2007.)
Лаптева, Г.П. Поющее озеро / Г.П. Лаптева. Х-М: Полигрфист, 2008. – с. 38.
Солдатова, Г.Е. Мелодии санквылтапа / Г.Е. Солдатова. - Н: 1993. – с.26.
Сильвет, X. Инструментальная музыка обских угров / Х. Сильвет. – Т: 1991. – с. 67.
Шейкин, Ю.И. Инструментальная музыка Югры / Ю.И. Шейкин. – Н: 1990. – с. 44.
Шесталов, В.И. Наигрыши из репертуара / А.Г. Гришкина, В.И. Шесталов. – Х-М., 1995. – с. 23.
Юнкеров, Ю.П. Фольклорные песни народа ханты / Ю.П. Юнкеров. – С., 2001. – с. 56.


Приложение 1
Самодиагностика № 1
Цель: проверка уровня знаний.
Возраст 7-8 лет
Ф.И.О.________________________________________________________________


Вопросы
Ответы

1
Назовите музыкальные инструменты народов ханты и манси?


2
Назовите, сколько струн натянуто на хантыйском музыкальном инструменте «нарсъюх»?


3
Назовите, сколько струн натянуто на мансийском музыкальном инструменте «санквылтап»?


4
Назовите, из какого дерева изготавливаются музыкальные инструменты обско-угорских народов?


5
Можете ли Вы различить музыкальные инструменты народов ханты и манси, и назови отличия?


6
Перечислите наигрыши, пройденные за I год обучения, назовите их авторов?


7
Расшифруй понятие «Форте», «Пиано»?



Высокий уровень (от 6-7 вопр.)
Средний уровень (от 4-5 вопр.)
Низкий уровень (от 1-3 вопр.)
























Приложение 2
Самодиагностика № 2
Цель: проверка уровня знаний.
Возраст 9-10 лет
Ф.И.О.________________________________________________________________


Вопросы
Ответы

1
Назовите хантыйских музыкантов-носителей традиционной музыкальной культуры?


2
Назовите мансийских музыкантов-носителей традиционной музыкальной культуры?


3
Перечислите весь репертуар по инструментальной музыке, пройденный за год обучения?


4
Перечислите, какие приёмы игры применяются при игре на традиционных музыкальных инструментах «нарсъюх» и «санквылтап»?


5
Перечислите наигрыши, которые сочинил Андрей Александрович Ангашупов?


6
Артём Григорьевич Гришкин – мансийский или хантыйский музыкант?


7
Кто сочинил наигрыш «Совыр союм»?


8
Расшифруйте понятие «Мажорный лад» и «Минорный лад»?


9
В каком темпе нужно разучивать наигрыши?


10
Можете ли Вы отличить приёмы игры на инструментах хантыйских и мансийских музыкантов, назовите отличия?



Высокий уровень (от 8-10 вопр.)
Средний уровень (от 5-7 вопр.)
Низкий уровень (от 1-4 вопр.)


















Приложение 3
Самодиагностика № 3
Цель: проверка уровня знаний.
Возраст 11-12 лет
Ф.И.О.________________________________________________________________


Вопросы
Ответы

1
Расшифруйте понятие «Ансамбль»?


2
Где жил мансийский музыкант Г.Н. Сайнахов?


3
Расшифруйте понятие «Музыкальное предложение»?


4
Какая река стала известной в наигрышах Н.Т. Пеликова?


5
Сколько позиций в левой руке используется при игре на музыкальных инструментах «санквылтап» и «нарсъюх»?


6
Перечислите весь репертуар, пройденный за третий год обучения?


7
Какие динамические оттенки Вы знаете?


8
Из какого дерева и из какой части дерева изготавливают музыкальный инструмент «Тары сыплув йив»?




Высокий уровень (от 7-8 вопр.)
Средний уровень (от 5-6 вопр.)
Низкий уровень (от 1-4 вопр.)
























Приложение 4
Самодиагностика № 4
Цель: проверка уровня умений.
Возраст 11-12 лет
Ф.И.О.________________________________________________________________


Умения
Да
Нет

1
Я умею определить разные музыкальные инструменты.



2
Я умею правильно расположить инструмент для игры.



3
Я умею правильно располагать позиции левой рукой на струнах.



4
Я умею производить удары по струнам правой рукой.



5
Я умею различать приёмы игры на инструменте в хантыйском и мансийском стиле.



6
Я умею технически правильно воспроизвести авторский наигрыш.



7
Я умею исполнить наигрыш с музыкальными оттенками.



8
Я умею выразить свои чувства и эмоции в заданном музыкальном произведении.



9
Я умею самостоятельно находить и исправлять ошибки в наигрышах.



10
Я умею самостоятельно выступить с музыкальными наигрышами и наигрышами-танцами на аудиторию.





Высокий уровень (от 8-10 умений) – «Виртуоз»
Средний уровень (от 5-7 умений) – «Кандидат в виртуозы»
Низкий уровень (от 1-4 умений) – «Ученик»
Приложение 5
Самодиагностика № 5
Цель: проверка уровня знаний.
Возраст 13 лет и старше
Ф.И.О.________________________________________________________________


Вопросы
Ответы

1
Назовите автора наигрыша «Пайпынг ойка»?


2
Назовите самый популярный наигрыш женского танца и автора?


3
Назовите автора наигрыша «Танец Веры»?


4
Назовите наигрыш К.П. Лончакова под который танцуют пожилые женщины?


5
Перечислите, сколько насчитывалось музыкальных инструментов у народа ханты?


6
Перечислите, сколько насчитывалось музыкальных инструментов у народа манси?


7
Какими музыкальными инструментами народов ханты и манси Вы владеете?


8
Какие средства музыкальной выразительности Вы знаете?



Высокий уровень (от 7-8 вопр.)
Средний уровень (от 5-6 вопр.)
Низкий уровень (от 1-4 вопр.)


























Приложение 6
Самодиагностика № 6
Цель: проверка уровня умений.
Возраст 13 лет и старше
Ф.И.О.________________________________________________________________


Умения
Да
Нет

1
Я умею правильно назвать весь музыкальный репертуар.



2
Я умею различать музыкальные инструменты по звучанию.



3
Я умею различить наигрыши танцевальные, песенные, музыкальные.



4
Я умею без ошибок исполнять наигрыши на аудиторию.



5
Я умею придумывать вариации для наигрышей.



6
Я умею правильно настроить музыкальные инструменты народов ханты и манси.



7
Я умею самостоятельно разучивать наигрыши народов ханты и манси.



8
Я умею по слуху подобрать любой наигрыш на музыкальных инструментах обско-угорских народов.



9
Я умею рассказывать о музыкальных инструментах народов ханты и манси.



10
Я умею рассказывать биографию музыкантов-носителей традиционной музыкальной культуры обско-угорских народов




Высокий уровень (от 8-10 умений) – «Виртуоз»
Средний уровень (от 5-7 умений) – «Кандидат в виртуозы»
Низкий уровень (от 1-4 умений) – «Ученик»









13PAGE 144615


13PAGE 142615




Заголовок 1 Заголовок 315