Мастер класс на тему: Метод — Фишбоун


Стратегия "Fishbone" Учитель географии первой квалификационной категорииМАОУ «СОШ № 7 »г.Альметьевск Сюняева Венера Рафиковна Цель: Показать возможности формирования метапредметных универсальных учебных действий посредством использования метода «Фишбоун» на уроках географии. Задачи:Анализирование подходов к структурированию информации;Раскрытие содержания мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы на различных этапах урока;Показать практическую значимость использования данных приёмов работы по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках;Создание условий для активного взаимодействия участников мастер – класса между собой;Повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической технологии для формирования метапредметных УУД. Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого важного.Л.Н.Толстой Способы графического представления информации Схема Фишбоун Способы Другие способы Кластеры Ментальные карты Денотантные графы Таблицы «Fishbone» в переводе с английского языка значит «рыбная кость» или «скелет рыбы».Стратегия «Fishbone» - это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем). Создатель схем «фишбоун» Схемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава. Графический способ Схема фишбоун «рыбий скелет» Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Схемы Фишбоун дают возможность:1. организовать работу участников в парах или группах; 2. развивать критическое мышление;3. визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями; 4. ранжировать факторы по степени их значимости. С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма. Работа с текстом или исследование может проводиться индивидуально или по группам.Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема «Fishbone» для систематизации причин проблемы и нахождения фактов или аргументов, подтверждающих эти причины. Данный прием я использую на уроках географии по следующим темам: «Машиностроительный комплекс. Состав, значение, проблемы развития»,«Цветная металлургия России», «Поволжье. Хозяйство. Экологические проблемы». Примеры «Fishbone» География Пример «Fishbone» География, 5 класс Пример «Fishbone» Информатика Примеры «Fishbone» Биология Примеры «Fishbone» обществознание Примеры «Fishbone» Математика Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции каккритическое мышление;взаимодействие в группах;планирование и осуществление исследовательской деятельности;истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации. Графический метод «Fishbone» Развивает навыки самостоятельной работы;Развивает интерес к предмету;Формирует мировоззрение;Расширяет кругозор;Позволяет легче адаптироваться в среде сверстников. Выберите два, наиболее значимых для Вас предложения и дополните их своими мыслями:На мастер классе я…….Самым интересным для меня сегодня было… В своей дальнейшей работе я… Я пожелал бы ведущему учителю… Результат мастер класса: Участники мастер-класса получили знания об одном из методов формировании метапредметных УУД на уроках, возможность его применения в процессе обучения; и могут апробировать данный метод в своей практике. Спасибо за внимание