Выступление на родительском собрании Первые проблемы подросткового возраста(7 класс)

Выступление на родительском собрание в 7 классе.
Тема «Первые проблемы подросткового возраста».
Учитель Жанкова Л.А.
"Я не верю, что жизнь человека предопределена его детством. Я думаю, что существуют еще очень важные периоды: отрочество, юность..." Ж-П. Сартр.
Это высказывание я выбрала для сегодняшнего родительского собрания, оно посвящено деликатной теме- теме превращения мальчиков в юношей, а девочек - в девушек.
Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и непринятия себя, периодом отрицаний и страданий. По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними сама ситуация взросления.
Предпубертатный возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11 - 12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста. 60% девочек в возрасте 11 - 12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек - 11 лет - 60%, опыт первой влюбленности мальчиков- 13 лет.В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков. Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников.
У  наших детей наступает новый этап развития – подростковый. Каждый возраст – своеобразная динамическая система, в которой отмирают остатки прошлого, развивается настоящее и будущее и возникают новые качества – это психические новообразования, которые нельзя не учитывать.
«Подросток» - это дитя на подросте, что подразумевает внешний облик и внутренний мир. Возраст 10-15 лет характеризуется:
- интеллектуальным развитием;
- духовным психологическим  развитием личности;
- овладением культурой данного общества.
Суть подросткового возраста в наличии трёх несовпадающих между собой точек созревания. Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступит окончательное общеорганическое развитие, и раньше, чем  подросток, достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования. Это связано с акселерацией.
Акселерация – явление биологическое и социальное. На нее влияют сразу несколько факторов: и солнечное излучение, и темп нашей жизни, и витаминизированная пища и многое, многое  другое. Акселерация приводит к некоторым физиологическим особенностям организма. Это: - подростковая гипертония (сосуды отстают от роста сердца);- мышцы отстают от роста костей; - слабо развиты имунно-реактивные свойства организма.
Ребенок школьного возраста большую. часть времени проводит сидя или лежа ~ 18 ч.  На двигательную активность  затрачивается ~ 6 ч , что приводит к гиподинамии. Защитой организма являются «физиологическая лень» (бросает книгу, лопату и т.п.), нет усидчивости.Признаки переутомления
Физиологические: бледность кожных покровов расслабленность, сгорбленность позы, вялость, не уверенность в движении.
Со стороны психики: замедление темпов работы, увеличение количества ошибок, появление мрачности, апатичности, раздражимости и угрюмости. У подростков все  заостряется, все имеет свои причины, все, что когда-то  дремало, дает о себе знать. Это возраст  тревог и непредсказуемости. Он уникален, не похож ни на предыдущий, ни на последующие, он таит в себе массу сюрпризов и отклонений. Надо сказать, что реакция мальчиков и девочек на события, на обстоятельства, на окружающий их мир отличаются. Это связанно с тем, что у девочек развитие функций левого полушария осуществляется быстрее, а у мальчиков  правое полушарие головного мозга является действенным. Отсюда отличия. Мальчики  более прямолинейны, более определенны, их легче понять, они спокойнее в плане эмоционального возбуждения, преобладает абстрактное, внесловное (отвлеченное) мышление, склонны отделять существенное от второстепенного, лучше обобщают, знают больше общих понятий, больше глаголов, междометий в речи, больше бескорыстности,  -  недостает старания, низкий уровень учебных достижений (в основном из-за поведения), чаще пропускают занятия без уважительной причины, менее усердны, стремятся дело довести до конца, до результатов, отклонения в поведении больше заметны, демонстрируют свое негативное отношение к правилам.  Девочки Более физически зрелы, лучше видят, тоньше различают запахи. У них более развит слух, особенно звуки высокой частоты, более внимательны к вкусу пищи, чувствительнее к прикосновениям, раньше развивается восприятие цвета и его оттенков. Легкая походка, пластичные движения, сочетание внешней пассивности и внутренней собранности. Чуткость и мягкость, ценят доверительность и откровенность, умеют привлечь внимание противоположного пола, яркое стремление прикоснуться к косметике, плачут от физического дискомфорта (в 7-10 лет это усиливается), раньше начинают читать, более аккуратны, точны, слишком увлекаются деталями, преобладает интуиция; в бытовой сфере преобладает стремление к порядку, чистоте; Корыстны, склонны поучать, наставлять, стремятся к лидерству, стремятся к получению более высокой оценки, лучше выполняют распорядок дня; бросают начатое на половине. Неприятие норм замаскировано. Осторожнее, послушнее. Подростковый период. Этот этап  судьбоносный, богат критическими моментами, трудностями, это своеобразный эскиз будущей взрослой личности, очертания которой всегда будут присутствовать на законченном портрете. Всё что посеем, то и пожнем. Это испытание на прочность, ниспосланное самой природой, всё это необходимейшие условия для становления творческой личности. Здесь необходимо сказать, что часто наше поведение оказывает огромное влияние на становление личности наших детей. Например: (рассказать о реакции родителей на какой-то поступок ребенка, и о последствиях этой реакции).
ИТОГ Вы хотите, чтобы ваш ребенок слушался вас?
Тогда: 1) Старайтесь как много реже произносить слово
«нельзя».
2) Запрещайте только то, что грозит опасными последствиями.
3) Чаще предлагайте ребенку то, что он хочет (если догадываетесь, что он захотел, например, покататься на велосипеде, скажите: « Иди, покатайся»)
4) Если надо, чтобы ребенок сделал что-то нужное, обязательно объясните ему значение, цель этого дела – зачем?
5) Никогда не применяйте силу, чтобы заставить его что-то сделать.
6) Лучшее наказание -  не выполнять просьбы своего ребенка.
Их сейчас нет? Обязательно появятся!

Семейные отношения в период полового созревания ребенка имеют важное значение, главную роль в становлении подростка играют родители.
Родителям важно в период полового созревания оказывать не только моральную поддержку, но и пользоваться литературой по вопросам воспитания, рекомендациями специалистов: психологов, врачей.







15