Памятка по развитию произвольной регуляции деятельности

УПРАЖНЕНИЯ, направленные на развитие умения воспринимать словесную или письменную инструкцию


1. «Знакомый незнакомый»
учащиеся записывают в тетрадях цифры от 1 до 10. Педагог дает инструкцию: «Я продиктую слово или словосочетание. Если вы четко представляете себе этот предмет или понятие, ставьте под цифрой (+), если нет четкого представления (-).
Учитель диктует словосочетания, отдельные слова, в том числе и термины.
В конце работы проводится выборочная проверка, например: «Кто поставил (+) под цифрой 3? Это было понятие "гласные звуки"». Объясните, что это такое». * Это упражнение полезно проводить 3-4 урока подряд.

2. «Что нового?»
Ученикам предъявляется текст для списывания или читается текст диктанта, в который введена явно новая для детей информация. По прочтении текста педагог задает вопросы: «Что нового вы узнали? Что вам было известно раньше? Откуда вы это узнали?».
* Прием «Что нового?» при анализе текста способствует развитию умения отличать новую учебную инструкцию от прежней, знакомой. (Например, часто бывает, что дети, получив задание писать слова в столбик, пишут их в строчку это происходит по инерции или потому, что не услышали в инструкции нового.)

3. «Письмо с пропусками».
Педагог дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2-3 предложения. Затем педагог предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку. * Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.

4. «Объясните Кузе».
      Дается ученикам какое-нибудь задание. Чтобы проверить, как оно понятно детьми, попросить кого-нибудь из учеников, испытывающих трудности в понимании инструкции, повторить его для Кузи.

5 «Светофор».
У детей красный и зеленые сигналы. Читаются быстро 10-12 утверждений, среди которых есть верные и неверные. Если утверждение верно, учащиеся поднимают зеленые сигналы, если неверно - красные. В конце игры разбираются утверждения, на которые были даны противоречивые ответы.
*Примеры утверждений: чтобы съесть апельсин, его надо очистить от кожуры. Сахар кислый, а лимон сладкий. В согласных звуках обязательно есть шум. Предложение может быть повествовательным, вопросительным и утвердительным.
 
6. «Будь внимательным!»
Учитель просит детей прослушать инструкцию, повторить ее про себя и поднять руку при условии, если они запомнили и четко представляют себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание.
Примеры заданий:
В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З - вычеркнуть:
Полезла Оксана за красной розой,
А вернулась Оксана с занозой.
В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц – вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц:
Черная цапля циркулем чертила.
«Внимание!»
Цапля старательно циркулем водила.
«Внимание!»
Получился очень чистенький чертеж.

7. «Внимание счет».
Перед каждым ребенком лежит набор карточек с цифрами от 1 до 6. Учитель просит детей поднимать карточку с цифрой, соответствующей позиции звука, которым отличается пара слов.
Например: борода – города, редкий – резкий, икра – игра, попугай – поругай, барак – баран и т.д.

*Игра развивает быстроту реакции, фонематическое восприятие, навык фонематического анализа, способствует концентрации внимания.
 


15